ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Технологии управления муниципальной собственностью.

Автор: Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И.

Источник: "Технологии муниципального управления". Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 г. 396 с.

Назад | На главную |

Цели, задачи и сфера использования.

Целью
технологии явля­ется использование муниципальной собственности в интересах управления развитием муниципального образования.

Сферой использования технологии являются муниципальные образования. Указанная технология может применяться в инте­ресах обеспечения управления социально-экономическим разви­тием МО.

Под системой управления муниципальной собственностью понимается взаимосвязанная совокупность принципов, правил и организаций, обеспечивающая целенаправленное, комплексное, систематическое воздействие органов муниципальной власти и управления МО на муниципальную собственность в интересах ее эффективного функционирования в соответствии с интересами МО как единого социально-экономического целого.
Наделение субъектов местного самоуправления собствен­ностью должно осуществляться исключительно в целях реализа­ции ими определенных полномочий для решения вопросов мест­ного значения.
МО выступает а сфере собственности в двух качествах:

Муниципальная собственность в системе местного самоуправле­ния — это важнейшая составляющая экономической основы МСУ, а муниципальные предприятия — самые многочисленные на сегодняшний день субъекты экономической деятельности из числа объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Субъекты права муниципальной собственности — муници­пальные образования — возникли не сами по себе, они (за ред­ким исключением) возникали на базе уже существующих адми­нистративно-территориальных единиц, то есть территориальных единиц, в рамках которых осуществлялось государственное уп­равление. Государственное же управление на местах строилось на основе жесткой вертикальной соподчиненности. Таким образом, органы местного самоуправления с момента своего возникнове­ния оказались включенными в старую структуру государственно­го управления на местах. Это в равной степени относилось и к уп­равлению собственностью.

Муниципальная собственность — один из основных объектов расходования средств местных бюджетов. Но эти расходы не пок­рываются за счет средств, получаемых от использования объек­тов муниципальной собственности.
Муниципальная собственность за редким исключением не­рентабельна. Но та специфика муниципальной собственности не находит своего отражения в действующем законодательстве.

Субъекты муниципальной собственности. Основным субъектом муниципальной собственности, под которым следует понимать полноправного собственника муниципального имущества, выс­тупает население муниципального образования как единая тер­риториальная общность людей, а не территория муниципального образования как таковая или какие-либо органы муниципально­го образования. Другое дело, что от имени собственника муници­пального имущества его правомочия осуществляются через «вы­борные и другие органы местного самоуправления», структура которых определяется на­селением самостоятельно. Эти правомочия могут осуществлять также (по их специальному поручению и от их имени) юридичес­кие лица и граждане, что, однако, не делает данные лица собственниками муниципального имущества.

Итак, права собственника в отношении имущества, входяще­го в состав муниципальной собственности, от имени МО — собственника муниципального имущества — осуществляют орга­ны местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами МО, — население не­посредственно.

Имущество, находящееся в собственности МО, может рассматриваться как один из видов ресурса, передава­емого предприятиям муниципального сектора с целью обеспече­ния хозяйственной деятельности на территории МО. При этом возможности собственника по контролю за использованием иму­щества могут стать основанием для участия его в процессе плани­рования наиболее рациональных способов использования пере­данного ресурса в интересах МО.

Еше одним видом использования муниципального имущест­ва может быть возмездная передача его в собственность других юридических лиц (приватизация). Этот вариант использования муниципальной собственности позволяет осуществлять распре­деление муниципальных ресурсов в другие секторы экономики на территории МО в интересах функционирования муниципаль­ного хозяйства в целом.

Другими видами муниципальных ресурсов, которые могут распределяться на возмездной основе среди предприятий муни­ципального сектора (а также и предприятий других секторов хо­зяйства на территории МО) являются финансовые ресурсы, сконцентрированные в бюджете МО, а также природные ресурсы МО (прежде всего — земельные ресурсы).

Основные принципы управления недвижимостью муниципально­го образования.

1. Принцип пообъектного управления.
В соответствии с этим принципом основным объектом управ­ления является первичный объект недвижимости, под которым понимается юридически обособленная часть недвижимого имущества, состоящая из земельного участка и прочно связанных с ним объектов и частей таких объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В качестве объекта управления могут выступать также имуще­ственные комплексы, основу которых составляют объекты (груп­пы объектов), объединенные единством территории, инженер­ной инфраструктурой, предназначением и взаимодополняющие друг друга таким образом, что могут рассматриваться как единый взаимосвязанный комплекс недвижимого имущества, управле­ние которым как единым целым обеспечивает максимизацию экономического эффекта.

2. Принцип наилучшего использования.
Под наилучшим использованием недвижимости, находящей­ся в собственности МО, следует понимать такое использование недвижимости, которое обеспечивает, с одной стороны, макси­мизацию валового регионального продукта, устойчивость доход­ной части бюджета МО и комфортную социальную среду; с дру­гой стороны — максимизацию текущей стоимости объекта нед­вижимости с учетом социальных, градостроительных, админист­ративных и экологических ограничений, накладываемых на его использование.

3. Принцип платности.
Платность пользования недвижимостью — необходимое ус­ловие доступа к недвижимости для всех категорий пользователей и инструмент регулирования вариантов использования недвижи­мости.

4. Принцип сбалансированности прав и ответственности.
В процессе принятия управленческо-распорядительных ре­шений, определения условии передачи объектов недвижимости МО в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или на основании иных правовых форм органы управления нед­вижимостью должны обеспечивать сбалансированность между объемом и составом передаваемых прав и ответственностью их субъекта.

5. Принцип публичности.
Принцип публичности предполагает широкое информирова­ние заинтересованных лиц и организаций: