Методы оценки состояния трубопроводов по результатам диагностики
Седых А.Д., Дедиков Е.В. (РАО "Газпром"),
Гриценко А.И.,
Харионовский В.В. (ВНИИГАЗ),
Клишин Г.С., Селезнёв В.Е., Алёшин
В.В. (АОЗТ "НПО ВНИИЭФ-Волгогаз").
"Газовая промышленность", №8,
1998, с.58-60.
Рис. 2.
Оболочечная модель трубопровода с эрозионным дефектом |
Рис. 3. Эквивалентные напряжения на участке трубопровода с эрозионным дефектом |
При прочностном расчете учитываются следующие нагрузки на трубопровод: избыточное внутреннее давление; термодеформации; распределенные и сосредоточенные силы от воздействия грунта; статические и динамические нагрузки от наземных источников; начальные напряжения при сварке швов трубопровода; остаточные напряжения упруго-изогнутых труб; ветровые нагрузки для надземных трубопроводов; нагрузки от внешнего давления воды для подводных трубопроводов; нагрузки, возникающие при переходах над карстовыми провалами; нагрузки, связанные с рельефом речного или морского дна на подводном переходе, и др.
Рис.4 Модель участка трубы с коррозионной каверной | Рис.5.
Эквивалентные напряжения на участке трубы с вмятиной |
Расчет НДС трубопроводов проводится МКЭ, реализованном в
программном комплексе ANSYS. При расчетах моделируется рост
коррозионных и эрозионных дефектов с течением времени. Эрозия
моделируется утонением стенки с течением времени с учетом
многофазной гидродинамики течения продуктов и сопутствующих
абразивных примесей по трубопроводу. Коррозия имитируется
углублением каверны с течением времени по экспериментально-расчетным
данным о процессах коррозии, полученным в ИФХ РАН.
Оценка
состояния трубопровода с точки зрения прочности производится по
следующим критериям: по запасам прочности (согласно нормативной
документации); по несущей способности (согласно нормативной
документации); по моделям упруго-пластического или хрупкого
разрушения (с помощью программного комплекса LS-DYNA3D); по
экспериментальным данным полученным на макро- и микрообразцах.
На
рисунках представлены примеры расчетов эрозионного дефекта на
трубной обвязке газоперекачивающего агрегата КС (рис. 2,3), реальной
каверны (рис. 4) и вмятины (рис.5) на магистральных нефтепроводах
(информация о геометрии дефектов любезно предоставлена Центром
технической диагностики "Диаскан", г.Луховицы Московской
области).
Моделирование аварийной ситуации. Если прочностной
расчет показывает возможность разрушения при эксплуатации
трубопровода, то проводится математическое моделирование различных
сценариев гипотетических аварий. Авторы статьи разделяют мнение,
изложенное в работе [6], о нереальности прогнозирования последствий
конкретной аварии в момент её возникновения и при расследованиях
аварий используют сценарный подход. При этом анализ риска аварии
выполняется по результатам проведенных расчетов. Такой подход был
изложен на Международном симпозиуме по технологической безопасности
в июля 1997 года на примере аварии на КС "Арская" и получил
одобрение участников симпозиума.
Воздействие поражающих факторов
на людей и прилегающие объекты, исследуется с помощью математических
моделей для каждого гипотетической аварийной ситуации. С этой целью,
например, для газопроводов численно моделируется процесс истечения
газа из разрушенного трубопровода (рис.6).
Рис.6. Истечение газа в атмосферу из полностью разрушившегося трубопровода | Рис.7. Истечение газа в атмосферу из разрушившегося трубопровода с учетом ветра |
Моделирование истечения природного газа в атмосферу
осуществляется с помощью компьютерных газодинамических программ,
например, FLOTRAN. При этом учитывается состояние атмосферы (рис.7),
рассматривается возможность токсического поражения людей и животных.
Работы по моделированию истечения газа в грунт и воду сейчас активно
ведутся в АОЗТ "НПО ВНИИЭФ-Волгогаз". При анализе разрушения
трубопровода обязательно рассматривается возможность его соударения
с окружающими объектами и их осколочного поражения.
Параметры
транспортируемого газа по всей длине линейной части магистрального
газопровода оцениваются с помощью газодинамического симулятора,
описывающего неустановившееся, неизотермическое течение газа с
учетом рельефа местности, по которому проложен трубопровод. При этом
моделируются как безударные, так и ударные волновые процессы.
При
анализе риска аварии численно моделируются процессы воспламенения и
детонации метано-воздушной смеси. Оценивается возможность
образования огненного шара или факела и его воздействия на человека
(рис.8).
Рис. 8. Зоны поражения тепловым излучением
от
диффузионного факела
Если создаются условия для перехода горения в детонацию, то при
численном анализе рассматриваются последствия воздействия ударной
волны на людей и прилегающие объекты.
При построении алгоритма
анализа риска аварии на трубопроводе авторы использовали
положительный опыт проведения подобных работ, проводимых ранее во
ВНИИГАЗ и ИМАШ РАН [7].
Ранжирование участков трубопроводов. По
результатам прочностных расчетов и математического моделирования
различных сценариев аварий делается оценка состояния трубопровода,
анализируется риск и дается заключение о безопасности его
эксплуатации. Затем принимается решение о ранжировании участков
трубопроводов с точки зрения замены и ремонта. Следует отметить, что
при окончательном ранжировании ремонтопригодных участков
трубопровода учитывается сочетание всех значимых факторов:
·
последствия аварийных ситуаций с точки зрения воздействия на
обслуживающий персонал и население, прилегающих населенных пунктов;
· стоимость материального ущерба, который в случае аварии будет
причинен окружающей среде;
· стоимость материального ущерба от
аварии для зданий и коммуникаций прилегающих населенных
пунктов;
· стоимость материального ущерба в случае аварии для
промышленного объекта;
· стоимость ремонта и наличие
соответствующего оборудования;
· величина расчетного
предаварийного срока службы каждого участка и т.д.
Поэтому данная
задача, как правило, решается методами математической
оптимизации.
Аналогичный подход применяется к оценке состояния
трубной обвязки на КС. При этом дополнительно имитируются помпажные
явления на нагнетателях газоперекачивающих агрегатов. Это
осуществляется с использованием газодинамических симуляторов течения
газа в трубопроводе с привлечением методов качественной теории
дифференциальных уравнений.
Литература