Тетерин Г. Н. "История геодезии в России (до 1917 г.)." |
Тетерин Г. Н.
История геодезии в России (до 1917 г.).
ГЛАВА 2. Геодезия в России в ХIХ в.
2 . 4 . Нивелирные работы .
До семидесятых годов XIX века , когда на картах при
рисовке рельефа стали применять горизонтали ,
основными способами нивелирования были :
геодезический ( тригонометрический ) и
физический ( барометрический ) . Первый способ был
в то время наиболее точным и вполне удовлетворял
требованиям картографов и топографов , при
изображении ими рельефа штрихами . До 1816 г . при
всех экспедиционных и геодезических работах
использовалось
барометрическое нивелирование , по данным
которого , полученным , например , при
рекогносцировке или маршрутной съемке ,
осуществлялось нанесение рельефа на карты.
В 1816 г. Теннер при выполнении своих триангуляций установил обязательное измерение зенитных расстояний и вычисление высот пунктов . В результате обширного тригонометрического нивелирования им была получена разность уровней Балтийского и Черного морей , а позже , уже другими геодезистами / 1836 г . / - Черного и Каспийского морей . Вместе с тем очень важное начинание Теннера не было поддержено при выполнении других триангуляций.
В начале 2-й половины XIX века необходимость в
геометрическом нивелировании поднималась
неоднократно : в Географическом обществе , на
первой международной конференции в Берлине / 1864 г
. / . В 1858 г . О . В . Струве , вице - директор
Пулковской обсерватории , выполнил опытное
геометрическое нивелирование в окрестности
обсерватории . В этом же году им был составлен
первый проект создания высотной опорной сети
триангуляции . Но только с 1871 г . Военно -
топографический отдел организует
систематическое геометрическое нивелирование .
В 1883
г . Д . Д . Гедеоновым был разработан "
выгоднейший " способ геометрического
нивелирования , описанный в изданной в том же
году инструкции и получивший широкое
распространение .
Нивелирные работы с 1871 г . по 1893 г .осуществлялись по предварительно разработанной для Европейской России программе , рекомендовавшей прокладывать : 1) по меридианным направлениям , в частности , для связи Балтийского и Черного морей ; 2) по параллелям и широтам 47 . 5 градусов и 50 градусов ( направления железных дорог ) ; 3) вдоль Балтийского и Черноморско - Азовского побережий ( для связи футштоков ) ; 4) по линиям железных дорог ( на запад , для связи с Западно - Европейскими нивелировками ) .
Ко второй половине 19 столетия относится начало
создания главной высотной основы ( нивелирных
линий 1 и 2 класса ) . В 1873 - 1876 гг . между Петербургом
и Москвой геодезистами Ленчевским , Котовским и
Федотовым была впервые в стране проложена линия
геометрического нивелирования . С . Д . Рыльке в 1894
г . составил первый "Каталог высот русской
нивелирной сети с 1871 по 1893 гг ." . За этот период
было проложено 13 тысяч км . нивелирных линий , в
том числе линии нивелирования , выполненные в 1871 -
1873 гг . нивелир - теодолитом . Начало нивелир -
теодолитным работам , как разновидности
полигонометрии , положил в 1871 г . Н . Я . Цингер ( ход
между Ревелем и Санкт - Петербургом ) . Нивелир -
теодолит был изготовлен в Пулкове Г . К . Брауэром
. Нивелир-теодолитные хода не оправдали ожиданий
. Нивелир - теодолит был аналогичен
десятисекундному универсалу с поверительной
трубой , за исключением того , что вместо
вертикального круга десятисекундной точности
использовались 2 сектора с точностью отсчета в 4
" . В нивелир - теодолитном ходе по 4 - х метровым
рейкам с 4 марками определялись дальномерные
расстояния ( 1 : 1000 ) и углы наклона на марки рейки .
Измерялись также углы поворота в вершинах хода .
Средняя ошибка на 1 км . хода получилась равной 11
мм . Нивелир - теодолиты успешно
использовались на съемках в Финляндии . Этот
метод применялся в работах Военно -
топографического депо , МПС и других ведомств до
1918 г . В стране использовались также нивелир -
тахеометры. Вся сеть нивелирования образовала 8
полигонов со средним периметром 1550 км . и была
закреплена 1092 стенными знаками. Следует отметить
весьма высокую точность геодезического
нивелирования , осуществленного по дуге Струве .
В результате было установленно , что разность
уровней морей Черного и Балтийского равна 1 метр.
Военно - топографическим отделом с 1871 г . по 1916 г . было выполнено 42 746 верст точных нивелировок и заложено 3 646 марок . Нивелирование проводилось по железным дорогам Европейской части России и по всей Сибирской магистрали.
В 1902 г . вышел из печати " Каталог высот русской нивелирной сети " ; в 1915 г . издано дополнение к нему . К 1917 г . общая длина нивелирных линий насчитывала около 45,5 км., причем , в основном , в Европейской России.
По инструкции , разработанной XYII международной геодезической конференцией , Военно - топографический отдел стал выполнять с 1913 г . высокоточное нивелирование , а к 1916 г . был уже завершен ход длиной около 2000 км . ( между Ораниенбаумом и Одессой ) и заложено 197 нивелирных марок .
Точное нивелирование позволяло установить разность уровней морей Черного , Балтийского и Каспийского , высоту озера Байкал ; занивелировать футштоки . Результаты как геометрического , так и Барометрического нивелирования использовал А . А . Тилло при составлении своей прекрасной гипсометрической карты /1889 г./.
До 1881 г . в геометрическом нивелировании
применялись инструменты , дававшие на 1 км . хода
случайную ошибку порядка 6 . 2 мм . , а
систематическую - 0 . 9 мм . В восьмидесятых годах XIX
в . стали использовать нивелиры с увеличением
зрительной трубы в 40X и тщательно изготовленными
и откомпарированными рейками . Нивелирование
выпонялось по так называемому
русско-швейцарскому методу . Точность измерений
характеризовалась вероятной ошибкой на 1 км . не
более 3 мм .