В.Г.Дубинина
Источник: http://www.cognitive.ru/innovation/sbornic6/index.htm
В библиотеку
Рассмотрим авиакомпанию, работающую на конкретном рынке, как динамическую систему, рис.1. В общем случае входными переменными такой системы являются цена (тарифы, ср. стоимость билета) и качество продукта – перевозки. Выходной координатой системы является спрос на этот продукт. Как видно из рис.1, управляющими параметрами системы перевозчик-рынок являются тарифы и объёмы перевозок. Именно значения этих параметров авиакомпания может достаточно точно контролировать.
Для формализации постановки задачи воспользуемся методом гарантиро ванного статистического оценивания параметров процессов и систем[1].
Рис.1
В соответствии с этим методом самый наихудший, нежелательный вид функции спроса, минимизирующий риск получения ошибочных оценок, имеет вид:
,
где
С – цена; V – объём перевозок в пассажирокилометрах ( RPK );
a, b - коэффициенты экспоненты.
На практике применяется аппроксимация исходной экспоненициальной функции и приведение её к линейному виду (классический вид функции спроса):
(цент/ RPK ).
По смыслу коэффициент а означает платежеспособность рынка (максимальная цена, которую может ещё пассажир заплатить); отношение a / b – имеет смысл емкости (вместимости) рынка, см. рис.2.
Зная функцию спроса, всегда можно определить доходы от продажи перевозок, т.е. выручку:
Далее представим операционные затраты на выполнение авиаперевозки в виде:
Рис. 2.
,
где р – затраты, не зависящие от полета;
q - затраты, зависящие от полета.
Тогда величина прибыли авиакомпании M от выполненной авиаперевозки будет равна:
.
График функции прибыли, рис.3, имеет экстремум, определяемый значениями:
и
.
M($)
Рис. 3.
В зависимости от того, в какой точке находится система, стратегия изменения объёма перевозок будет разной. Иначе говоря, правила принятия решений:
для т. A : dM / dV > O RPK следует увеличивать.
для т. B : dM / dV < O RPK следует уменьшать.
Эластичность (вариабельность) прибыли по объёму перевозок RPK будет равна:
,
где
- доля (удельный вес) независящих от полета расходов;
- рентабельность авиаперевозки (рейса).
Если 70% и =20%, то изменение (+/-) объёмов перевозок ( RPK ) на 1%
приведет к изменению прибыли на 4,5%, т.е. существенно как т. А или В близко расположена к ординате со значением .
Эластичность (вариабельность) по тарифу (ср. стоимости билета) будет:
Тогда если =20%, то изменение тарифа на 1% приведет к изменению прибыли на 6%.
Данный метод оптимизации загрузки с учетом эластичности рынка дает хорошие по точности результаты в задачах краткосрочных (оперативных) прогнозов авиаперевозок.
Определим оптимальный пассажирооборот на линии Москва-Лондон.
Статистика перевозок за 2003 год приведена в Таблице 1.
Таблица 1