Студенты Советы первокурсникам
Главная Учеба Общение Ссылки

Советы по учебе

  • Не ленитесь полистать конспект накануне лекции.

    Далеко не все студенты у нас на лекциях думают о том, что пишут. Вообще, известно, что в вузе, в отличие от школы, на лекциях материал не диктуют, а студенты сами конспектируют необходимую информацию из всего, рассказанного преподавателем. У нас, в связи со спецификой технических специальностей, практически на всех лекциях преподаватели полностью диктуют материал для записи.

    Вот и получается, что думать о том, что пишешь, совсем не обязательно. Думаешь: «Когда надо будет, открою свой конспект, прочитаю и разберусь. Зачем сейчас все это слушать, когда тут Вася рассказывает, как они вчера в общаге пиво пили».

    А потом, «когда надо», открываешь конспект и проваливаешься в поток информации. Материал нам дают сложный, и осилить сразу более одной-двух лекций совсем не просто. Начинаешь читать, а оно все в голове не укладывается.

    Или еще. Ходишь на лекции, бездумно все конспектируешь. Конечно же, ничего не понимаешь и весь семестр ругаешься, «как нам непонятно все излагают». В действительности, непонятных и плохо изложенных лекций намного меньше, чем кажется (к сожалению, далеко не все преподаватели имеют дар излагать материал понятно для студента, а не только для самого себя). А потом на сессии, когда ты вынужден (о, ужас!) прочитать весь конспект, понять его и выучить, при ближайшем рассмотрении оказывается, что лектор рассказывал не «полный бред», а совсем даже нормальные, понятные вещи. И ты вдруг открываешь для себя много нового в изучаемом предмете, и внезапно почти все становится понятным. Но проблема заключается в том, что этого «понятного» слишком много! Конспект огромный! Пока читаешь – вроде все ясно, а вот воспроизвести наизусть – весьма проблематично.

    Вот тут-то и начинаешь сожалеть, что не заглядывал в конспект в течение семестра. Но уже поздно. И после сдачи экзамена из головы весь материал по предмету улетучивается.

    А ведь решить проблему так просто! Нужно поменьше отвлекаться на лекциях и следить за ходом мысли преподавателя, а также просматривать конспект накануне следующей лекции.

    Не обязательно сидеть по вечерам дома и все учить. Достаточно просто разобраться в написанном материале, чтобы в голове все разложилось по полочкам. Если это делать систематически, то подготовка к лекции может занять всего минут 5-10. Тогда и на следующей лекции будет проще понимать материал. И на проработках тебе не будет все происходящее у доски казаться «таинством». И экзамен не будет казаться непреодолимым препятствием. А главное, пройденный материал не останется «пройденным» мимо тебя. Мы ведь, собственно, для этого и учимся!

     

  • Начинайте учиться НЕ в конце семестра.

    Когда после каникул начинается семестр, учиться, конечно, совсем не хочется. И времени впереди еще полно. Обычно самый приятный первый месяц учебы тянется достаточно долго, заманивая тем самым студента в капкан, потому что потом вдруг наступает середина семестра, после которой время начинает стремительно набирать обороты, и конец семестра обычно подкрадывается незаметно, нежданно-негаданно.

    И тут начинается паника, потому что обрушивается сразу все: курсовые, лабораторные, домашние задания, рефераты, пропуски по предметам, не пройденный еще в начале семестра медосмотр. Теперь, сидя ночью за компьютером, ты с сожалением и с завистью к самому себе, только месяц-другой назад, вспоминаешь множество своих свободных дней и вечеров, когда запросто можно было уделить несколько часов учебе, поделать лабораторные, не спеша, без истерики.

    А еще более обидно, когда весь семестр исправно делаешь лабораторные, вовремя сдаешь, идешь на автомат. И вот, в конце семестра остается сделать всего одну-две лабы, но тут выплывает курсовой, за который ты еще не садился, и без которого, как известно, не допускают к сессии. Ты бросаешь все силы и время на этот курсовой, забрасывая все остальные предметы и, в итоге, твой автомат по предмету с лабораторными «накрывается». Очень обидно получается.

    Также из-за завалов в конце семестра мы лишаем себя многих радостей жизни вне университета. Так уж получилось, что осенний семестр заканчивается под Новый Год, а последний месяц весеннего попадает на майские праздники. Все люди веселятся и отдыхают, а у тебя только одно желание: в новогоднюю ночь наконец-то выспаться, а на майских праздниках наконец-то сесть за курсовую и лабораторные. При этом чувствуешь себя достаточно подавлено.

    А еще, как по закону подлости, когда срочно нужно что-то сделать и сдать, откуда не возьмись, появляются различные непредвиденные обстоятельства: в доме отключают электричество или у тебя «накрывается» какая-нибудь запчасть компьютера, или ты себя плохо чувствуешь, или просто совсем нет настроения, а, может, близкий друг празднует свой день рождения, или наконец-то состоится классная вечеринка, на которую ты уже давно хотел пойти, или концерт любимой группы, или еще что-нибудь.

    Поэтому задания в университете нужно все в комплексе делать вовремя. От этого студент только выигрывает, получая хорошие оценки, свободное время и спокойную совесть.

     

  • Старайтесь получать автоматы.

    Далеко не все преподаватели ставят студентам автоматы. Студентам АСУшникам в этом плане повезло. У нас многие ставят автоматы. То, что благодаря автомату ты освобождаешься от сдачи экзамена, знают и понимают все. Но, кроме этого главного преимущества существуют и другие. Например, для преподавателя ты сразу зарекомендовываешь себя как способный, трудолюбивый студент. А еще, осознание получения автомата не дает тебе лениться.

    Ну и вообще, в основном, для получения автомата никаких дополнительных заданий выполнять не нужно, просто сдавай все вовремя. Тогда, если и автоматчики и не автоматчики выполняют один и тот же объем работ, не лучше ли попасть к первым и избавить себя от сдачи экзамена? Ничего не сравниться с ощущением свободы, когда на сессии ты получаешь оценку в зачетку уже на консультации.

     

  • Ходите на лекции.

    Многие лекции кажутся нам нудными, многие не нужными. Как ни странно, иногда мы даже оказываемся правы. Но редко. А тут еще и не отмечают отсутствующих! Вот мы и не ходим. А зря! Во-первых, не ходишь на лекции – не получаешь нужную информацию по предмету. Во-вторых, можно пропустить какие-то объявления или организационные вопросы, отмеченные преподавателем. А потом выясниться, что ты не сделал какое-нибудь дополнительное задание, которого нет в методичке, а одногруппники, которые это слышали на лекции, забыли передать. В-третьих, преподаватели при защите лабораторных работ любят спрашивать что-то, о чем они устно упоминали на лекции. Если предмет не предполагает практических занятий, то на экзамене или зачете, преподавателю твое лицо не покажется не знакомым, если ты посещал большую часть его лекций.

    А также, посещение лекций дисциплинирует студента. Как неохота всегда просыпаться на первую пару или приходить на последнюю. Ну, один раз не пошел, потом еще раз. А потом совсем лень становится. И там уже трудно приучить себя «не сачковать».

    По некоторым предметам, в основном по гуманитарным, нет проработок. Поэтому преподаватели чаще всего ставят зачет или экзамен автоматом при наличии конспекта, какого-нибудь реферата, и не более одного пропуска на лекции. И, когда совсем лень идти на пару, ты вспоминаешь про этот один дозволенный пропуск, и не идешь. А потом вдруг на какую-то пару прийти не можешь (заболел, например), а пропуск уже использован. И все, автомата тебе не видать.

    Студенты, конечно, народ взрослый, самостоятельный. На лекцию силой никто не затащит. Да и бывают иногда такие пары, пропустив которые особенно ничего не потеряешь. Поэтому, расставляя для себя приоритеты (какие лекции посещать, какие – нет), поступать надо грамотно, чтобы самому себе не навредить.

     

  • Ходите на практические занятия.

    Если студент сдает лабораторные работы, то хотя бы для этого он посещает практические занятия. Однако, если сдавать совсем нечего (еще ничего не сделано), то ходить на проработки все равно стоит.

    Во-первых, присутствуя на практических занятиях, ты все время напоминаешь себе о том, что по этому предмету нужно делать лабораторные, то есть посещение таких занятий имеет стимулирующую функцию. Во-вторых, наблюдая за рабочим процессом других студентов можно почерпнуть важную для себя информацию по предмету, а также можно послушать, какие вопросы задают при сдаче работ, и что на них отвечают. А еще, у преподавателя может сложиться впечатление, что ты занят делом, хотя, конечно, безрезультатное присутствие на практических занятиях никак не заменит сданные тобой лабораторные работы.

    Так что практические занятия нужно посещать. И не бесцельно.

     

  • Не оставляете «на потом» то, что непонятно.

    Большинство заданий изначально кажутся непонятными. Поэтому мы откладываем их выполнение «на потом». Но дело в том, что «потом» оно само вряд ли разъяснится.

    Новая информация не сразу усваивается. Но, если систематически заставлять себя садиться и разбираться в ней, то в итоге она сама «осядет» в голове и разложится по полочкам. А еще, когда ты уже вошел в курс дела, и на протяжении какого-то времени (неделя, месяц) выполняешь какую-то лабораторную или курсовую, то мысли об этом невольно крутятся в голове. И иногда, занимаясь чем-то совсем другим, в голову вдруг приходит полезная идея относительно написания этой работы.

    Поэтому, чем раньше возьмешься за выполнение непонятной работы, тем скорее ты в нем сам разберешься.

     

  • Не сравнивайте себя с другими студентами и ни на кого не равняйтесь.

    У большинства людей есть привычка равняться на других. Причем, чаще всего, сразу на всех. Такой подход проявляется во всем, в том числе и в учебе. Это в корне не верно!

    Быть отличником в университете, а особенно на нашей специальности, весьма почетно. Здесь все не так как в школе. И если студент учится преимущественно на отлично, то это говорит не только о его трудолюбии, но и о других его очень важных положительных чертах. Так, например, можно заметить, что наши лидеры в учебе почти никогда ни на кого не ровняются. Каждый из них самостоятельно приступает к выполнению заданий, ищет информацию, сдает одним из первых.

    А вот остальная часть студентов в своем большинстве ориентируется на этих лидеров. Но только, к сожалению, это не касается самостоятельности выполнения работ и стремления быть первыми. Получается наоборот. В начале семестра преподаватели выдают методички с заданиями на лабораторные работы и курсовые. С первого взгляда все эти задания совершенно непонятные и «неподъемные» для их выполнения.

    Вот так открываешь методичку, понимаешь, что все неясно, и закрываешь ее, думая: «А вот даже отличники не поняли, что делать, куда уж мне!». А все, включая отличников, и правда, стонут, что задание выполнить не возможно. Но только, когда приходит время сдавать выполненную работу, оказывается, что в итоге как раз отличники все сделали и получат свои пятерки. А ты остаешься в недоумении.

    Так чего ждать? Зачем на кого-то ровняться? Среди студентов АСУ глупых нет. И каждому из нас под силу выполнить все лабораторные и курсовые. Конечно, задания нам выдают достаточно сложные и действительно не всегда понятные, но это все выполняемо! Мы ведь можем советоваться друг с другом, обмениваться опытом, задавать вопросы преподавателям, искать информацию в книжках и в Internet. И не нужно смотреть, сделал уже кто-то или нет. Просто делай и сдавай. А как там дела у других, так это их проблемы. Каждый из нас учится только для самого себя.

     

- на начало страницы -