Financial system and economic development (Tacis project of Assistance to the Ministry of Economic Development and Trade)

5. Scenarios of Financial System Development

Источник: http://www.gateway2russia.com/st/art_53352.php

Перевод с английского.

Сценарии финансового развития системы

Государство имеет двухсторонние связи в финансовой системе с общими экономическими тенденциями. Это определяет необходимость взаимной оценки прогнозов финансового развития сектора и макроэкономических прогнозов. Предложенные сценарии отражают оценки экспертов, которые следуют за последовательным подходом к развитию финансовых рынков не только как результат экономического роста, но как инструмент для увеличения его темпов, создания большего количества гармоничной финансовой инфраструктуры, адекватной индустриальному развитию страны.
В условиях переходной экономики со слаборазвитой структурой и неустановленной динамикой долгосрочные тенденции находятся под влиянием множества факторов неопределенности. Таким образом прогнозы могут быть различного характера. Эта работа определяет 4 возможных сценария долгосрочного развития, полученного возможной комбинацией двух особенностей.
Первый представляет "количественное" измерение, которое отличается активным развитием (с высокой нормой финансирования, и соответственно с быстрым ростом) от инерционного развития, где инвестиции остаются относительно низкими. То, какой из этих вариантов будет представлен, будет зависеть от степени правительственной эффективности усилий в сфере усовершенствования инвестиционного климата. В случае успеха можно оценить и большие иностранные инвестиции и относительно быстрое уменьшение оттока российского капитала, и следовательно, быстрое увеличение инвестиционных ресурсов.
Второе измерение представляет "качественный" путь развития. Его варианты можно условно назвать "открытыми" (или "либеральными") и "закрытыми" (или "монопольными"). Первая альтернатива предполагает:

Необходимые условия для выполнения этого сценария: увеличение прозрачности структуры собственности, укрепление корпоративного механизма управления, контроля владельцев собственности над деятельностью менеджеров, реальное увеличение прозрачности и кредитоспособности финансовых индексов предприятий; активное развитие на финансовых рынках, устранение барьеров для новых участников (включая иностранный), чтобы войти в рынки.
Вторая альтернатива означает сохранение непрозрачной структуры собственности и ограничения увеличения числа владельцев, слабости механизмов корпоративного контроля и управления. Фактически можно говорить о факте, что индустриально-финансовые группы (ИФГ) будут преобладать в таких условиях.
Выполнение этого сценария приведет к относительному уменьшению роли внешних источников финансирования инвестиций, ограниченному перераспределению ресурсов между ветвями и, следовательно, значительному уменьшению роли финансово-посреднической системы. В этом случае финансовые ресурсы будут перераспределены прежде всего в пределах ИФГ, то есть фактически без участия посреднической системы.
С точки зрения перспектив финансовых рынков и развития инструментов, возможны три варианта развития ИФГ:

  1. Закрытая группа и закрытые компании и их составляющие. Непрозрачный характер структуры собственности и операций сохранен, преобладание среди них операций "нерыночного" характера, существенные возможности перекрестного субсидирования, "малых" кредитов, предоставляемых банком. Это наименее желаемый , наиболее вероятный, но наименее распространенный вариант для периода прогнозов;
  2. Закрытая группа и открытые акционерные и их составляющие. Группа имеет закрытую структуру собственности, не входит в фондовую биржу, но это вносит, по крайней мере часть его компаний к ИПО, который приводит к положительному влиянию на развитие финансовых рынков. Этот вариант, кажется, самый вероятный для большинства групп;
  3. Общественная группа и акционерные общества и их составляющие. Этот вариант кажется вероятным для небольшего числа групп.

В настоящее время большинство ИФГ содержит крупные банки. Эти банки могут развиться в одном из следующих направлений:

  1. Сохранение "карманного" статуса банка наименее предпочтительно и для большинства групп является наименее вероятный вариант из-за его отрицательных последствий и для рынка и для группы;
  2. Предпродажная подготовка и продажа банка стратегическому инвестору (наиболее вероятно - иностранному);
  3. Сохранение банка как часть группы, но превращения его в акционерное общество с сокращением доли акционеров групп в ее капитале;
  4. Входная плата банка как низко-прибыльный актив с точки зрения интересов группы и ее ликвидация в случае, если невозможно продать его иностранному инвестору.
  5. Консолидация финансового блока в пределах группы, которая означает развитие общей стратегии для банка, страховой компании и пенсионного фонда. Российские ИФГ предполагают необходимость этих мер, но в действительности они будут готовы предпринять их только к концу периода прогнозов.

"Открытый" сценарий позволил бы значительно уменьшить процентную ставку на финансовых рынках за счет обеспечения большего количества информации для инвесторов, и следовательно, уменьшая их риски.
Путь, по какому пошла бы экономика, зависит от комбинации фундаментальных экономических и установленных факторов. Первый включает сохранение и устранение вышеупомянутых проблем доходности и распределения собственных инвестиционных ресурсов между секторами. При сохранении доступного приоритета секторов ресурсов по обработке на этих индексах, дальнейшее усиление ИФГ является наиболее вероятным. Ключевой установленный фактор, определяюий путь развития, является следствием создания эффективных механизмов защиты для прав владельцев и инвесторов. Развитие ИФГ главным образом определено потребностью, в условиях нехватки прозрачности и отсутствия защиты прав инвесторов, управлять предприятиями с существенными инвестициями.
В настоящее время есть некоторые изменения и в первом и во вторых указаниях. С одной стороны, в некоторых компаниях в последнее время увеличился приоритет задачи капитализации рынка, и поскольку был значительно увеличен главный инструмент для выполнения этой прозрачности целей компаний, были приняты некоторые меры, для улучшения отношения с акционерами и инвесторами, была резко увеличена оплата дивидендов.
Процесс установления контроля больших предприятий над предприятиями и некоторыми их ветвям продолжается параллельно, то есть горизонтальная интеграция ИФГ распространяется на всем протяжении.
Развитие финансового сектора имеет многостороннюю связь с реализацией того или иного сценария. С одной стороны, в "открытом" варианте есть возрастающая потребность развития финансово-посреднической системы. С другой стороны, невозможны значительные вариации без эффективного посредничества. Наконец, должно быть учтено, что возврат к "открытому" сценарию и быстрому развитию финансовой системы нуждается главным образом в тех же самых условиях.
Базируясь на вышеупомянутых результатах, мы рассматривали "открытый" способ обеспечения более высокой общей производительности за счет более эффективного распределения ресурсов и обеспечения более полного финансирования новых проектов. Кроме того, мы полагали, "что либеральный" сценарий включил активное продолжение структурных реформ, и
на этом основании, сокращение расходов после 2005 г., когда стали видимы результаты реформ. Прибыль в бюджет в виде процента от валового внутреннего продукта была взята приблизительно та же, хотя она была получена на различных основаниях: в "либеральных" сценариях уменьшение нормы налогообложения должно было иметь место рядом с сокращением уклонения от налогов. В результате в "закрытом" сценарии после 2005г., бюджет осуществлен с определенным дефицитом, а в "открытом" стабилен в течение периода. Так, сценарии отличаются процентными ставками на финансовых рынках.
Два изменения не могут быть расценены как полностью независимые. Так, укрепление основных учреждений рынка одновременно улучшает инвестиционный климат (увеличивающий возможности на "активное" выполнение сценария, и помогает развитию финансовой системы, вкладывающей капитал в формирование открытой экономики). Однако эти два изменения связаны только частично, и возможности на выполнение любого из этих четырех вариантов довольно высоки. Полученные результаты могут быть представлены в форме следующей матрицы.

 

Инерционный

Активный

"закрытый" ("монополия")

Сценарий А

Сценарий B

"открытый" ("либерал")

Сценарий C

Сценарий D

Значение главных макроэкономических тенденций российского развития экономики в долгосрочной перспективе должно быть оценено с точки зрения условий для преобразования сбережений в инвестиции. Во-первых, привлекает внимание, - промежуток между довольно высоким уровнем сбережений в России и не настолько высокого уровня из финансирования. Ведущая роль здесь принадлежит частным сбережениям. Так, в 2001 уровень сбережений был равен 33%-ому валовому внутреннему продукту, включая 24%-ый валовой внутренний продукт частных сбережений. Чтобы сравниваться, необходимо указать, что в 63 странах, проанализированных в работе, Левин, Лояза, средний уровень частных сбережений равен 19%-ому валовому внутреннему продукту. Такой высокий уровень сбережений можно частично объяснить достаточно благоприятным условиями торговли в России (согласно экономической теории, уровень потребления не должен значительно реагировать на краткосрочный положительный и отрицательный отток дохода от ожидаемого долгосрочного уровня). Однако, даже учитывая определенную коррекцию на вероятное возвращение из торговых условий к "нормальному" стабильному уровню, можно ожидать, что согласно международным стандартам уровень сбережений останется довольно высоким.
Финансируемая часть пенсионной системы, введенной, начиная с 2004, поддерживает высокий уровень сбережений. Фактически, пригодность финансируемого компонента не имеет влияния на уровне сбережений. Но, по нашему мнению, это не будет влиять на мнение рабочего населения, но это уменьшит потребление пенсионерами и людьми, близкими к пенсионному возрасту, для которых уменьшится пенсия. Чили может служить доказательством этого, где введение финансируемой системы пенсии позволяет увеличить сберегательный уровень. В долгосрочном плане имеет существенное значение, в какой форме будут храниться их сбережения. Очень важными для развития системы пенсии, как средство финансирования долгосрочных инвестиций посредством накопления долговых инструментов, будут законодательные решения, правила и инструкции Правительства, которые были предметом для широкого обсуждения осенью 2002.
Принимая сохранение высокого уровня сбережений в стране, учитывая все вышеупомянутые факторы, уровень внутренних сбережений брутто, согласно нашим оценкам будет лежать между валовым внутренним продуктом на 26-29 % в 2005 и валовым внутренним продуктом на 24-26 % в 2010. Финансирование брутто в 2001 было 22%-ым валовым внутренним продуктом. Этот индекс - близок к среднему уровню
по сравнению с финансированием в других странах. Но это не означает, что его количество достигло приемлемого уровня. Во-первых, существенная часть финансирования (валовой внутренний продукт на 4.3 %) состоит из увеличения материального запаса оборотного капитала, который следовал за сокращением его уровня в 1998 и изменений близких к нулю в 1999. Можно ожидать, что в будущем запасы будут расти пропорционально росту производства, и средняя доля этого компонента в структуре использования валового внутреннего продукта будет намного ниже чем в 2001.
Основные фонды
росли быстрее чем экономика в целом в 2000/2001. Их количество как процент от валового внутреннего продукта росло от 14.3 % в 1998 к 17.8 % в 2001 за посткризисный период 1999 - 2001.

 

1997

1998

1999

2000

2001

(Произведенный) валовый национальный продукт

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

Окончательное потребление

76.3

76.6

68.8

61.6

65.2

Домохозяйства

51.1

54.7

52.9

45.7

49.7

Государственные учреждения

21.8

18.7

14.7

14.8

14.3

Некоммерческие организации обеспечения услуг населения

3.5

3.3

1.2

1.1

1.2

  Накопление брутто

22.8

16.2

14.7

18.6

22.1

      Основные фонды

19.5

17.7

14.3

15.7

17.8

      Рост запасов

3.3

-1.5

0.4

3.0

4.3

  Чистый экспорт

3.0

7.2

17.3

20.2

13.0

      Экспорт

23.9

30.7

43.8

44.3

36.9

      Импорт

20.9

23.5

26.5

24.1

24.0

Статистическое отклонение

-2.1

0.0

-0.8

-0.4

-0.3