Dynamic modelling and selection...
НАЗАД В БИБЛИОТЕКУ                                                       English

"ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЛОЖНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗАНЯТОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ ФОРМ "

Soliterman Y.L.,Goman A.M.,Alexandrova V.S.

(INDMASH NAHB, Minsk,Belarus)


 

Предложенные методы динамического моделирования сложных механических систем дают возможность выбрать рациональные параметры систем без осуществления сложных вычислений. Разложение движения на естественные формы состоит из основных методов. Эти методы получили практическое значение в проектировании тракторной коробки передач.

Механические двигатели - наиболее ответственные части современных технических систем, которые весьма часто ограничивают их надежность, качественную и эксплуатационную характеристики. Динамические нагрузки и вибрации, возникающие в процессе их работы, способствуют развитию отказов высоконагруженных элементов таких двигателей, постепенному сокращению ресурса, а иногда и к выходу из строя целого двигателя. По этой причине является необходимым в процессе проектирования механизма двигателя, осуществлять рациональный выбор, а иногда и обеспечивать возможность контроля относительно динамических параметров системы с целью к понижению интенсивности колебания в элементах двигателя. Методы рационального проектирования динамической системы основаны на занятости явления, что в течение режимов резонанса амплитуда принудительного колебания пропорциональна амплитуде соответствующих естественных форм. Предложенные критерии сравнения для конкурентоспособных вариантов динамического проектирования системы основаны на анализе естественных форм колебания и дают возможность определить рациональные параметры частей двигателей. По нашему мнению, наиболее эффективный метод аналитического исследования механического двигателя динамической модели - разложение движения системы естественными формами. Движение любой системы элементов под влиянием волновых переменных сил определено выражением:

       

где q i (t) - нормальная координата; h ik - амплитуда колебания массы k на i-ой естественной форме.

Рационализация двигателя может быть достигнута изменениями параметров системы (массы и жесткости). Анализ форм колебания дает возможность найти наиболее эффективный вариант системы. Уровень минимума виброактивности может быть отобран как критерий выполнения, и рациональные параметры системы могут быть определены в ее основе. Для достижения этого в большинстве случаев достаточно ограничится рассмотрением и анализом первых двух или трех колебаний, потому что они имеют, как правило первичное влияние. Динамическая система, подвергнутая постоянному спектру G тревожащих колебаний вынуждена колебаться на естественных частотах, расположенных в этом спектре. Предполагается, что критерий оценки виброактивности для возможных конкурентоспособных вариантов динамической системы может быть выражен через амплитуды нормы естественных форм:

       

где p 1, p 2 - спектры частот конкурентоспособных вариантов; h ij, h kj - норма естественной формы j-ой структуры; H j - степень понижения виброактивности для j-ой структуры.

В спектрах двигателей машин волновые частоты обычно располагаются в некоторой ограниченной зоне. Так, для выбора рационального варианта динамической системы согласно критерию (2) достаточно ограничить рассмотрение естественных форм, частоты которых расположены непосредственно в этой зоне или близко к этому. Этот метод дает возможность на стадии проекта произвести анализ и сравнение динамических характеристик сложных систем без вычисления принудительных характеристик колебания. В случае, если динамическая модель известна и факторы груза могут быть определены, отношение виброускорений элементов системы может использоваться как критерий оценки для конкурентоспособных вариантов динамической системы. Эти виброускорения получены интегрированием дифференциального уравнения движения системы. Этот критерий имеет вид: :

       

где x 1j, x 2j - виброускорения конкурентоспособных вариантов для j-го элемента.

Давайте рассмотрим реальное применение вышеупомянутого описанного метода исследования динамической погрузки в механических двигателях для сравнения динамических характеристик зацепления с твердыми и само - отрегулированными колесами механизма. Динамическая погрузка в зацеплении может быть определена на основе теории воздействия в суждении, что контакт сопряженных зубьев начинается на скорости воздействия . Динамическая модель зацепления с твердыми колесами может быть представлена как система двух- массовой цепи, и для само -отрегулированных колес - система трех- массовой цепи. Решение этих проблем возможно интегрированием дифференциальных систем уравнения при определенных начальных условиях с помощью естественных форм. Критерии виброактивности для рассмотренных вариантов зацепления могут быть выражены через и для связи и колесо соответственно:

       

где p 1, p 2 - естественные частоты для зацепления с твердыми колесами; p 1*, p 2*, p 3* - естественные частоты для зацепления с само - отрегулированными колесами; h 21,h 22 - амплитуды колебаний колеса естественной формы для зацепления с твердыми колесами; h 21", h 22", h 23" - амплитуды колебаний центра колеса естественной формы для зацепления с само -отрегулированными колесами; M 1, M 2 - обобщенные массы для зацепления с твердыми колесами; M 1*, M 2*, M 3* - обобщенные массы для зацепления с само -отрегулированными колесами.

Из (4) видно, что эффект понижения виброактивности определен естественными формами и зависит только от их параметров. Наиболее рациональное зацепление может быть получено, изменением параметров динамической системы, её типа, например, массы зубчатого венца и жесткости упругой связи венца и центра. .


НАЗАД В БИБЛИОТЕКУ