ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ


Главная

Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Конференции


Источник: Российский университет дружбы народов

Пути создания вузовской системы качества

    А.Н.Сергеев

    докторант Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого

    Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого 300026, г.Тула, пр.Ленина, 125

    Болонский процесс предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом, понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление ОУ, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

    При этом в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения.

    Система внутриуниверситетского обеспечения качества подготовки специалистов (далее – Система) представляет собой совокупность факторов (составляющих) качества, показателей оценки качества и их критериальных значений, условий реализации образовательных программ и механизма контроля создания и выполнения, а также взаимодействующих между собой в процессе подготовки специалистов структурных подразделений университета. Остановимся на принципах построения вузовской системы качества высшего педагогического образования.

    В основу должны быть положены следующие основные принципы:

    • заинтересованность студентов и сотрудников и общества в целом в высоком качестве высшего образования;
    • важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
    • ответственность за гарантию качества работников вуза;
    • непрерывное улучшение и развитие качества академических программ для студентов и всех заинтересованных сторон;
    • действенность и эффективность организационных структур, предоставляющих и поддерживающих академические программы.

    Система обеспечения качества в целом и ее отдельные составляющие могут стать результативными лишь при условии сочетания четкого планирования и обязательного исполнения своих функций соответствующими структурными подразделениями университета своих должностных обязанностей каждым преподавателем и сотрудником при постоянном контролем и установлении обязательной обратной связи, позволяющей оперативно вносить в Систему необходимые коррективы.

    Выделяют следующие этапы построения системы качества образовательного учреждения:

    1) Формулирование стратегии, политики, целей и задач ОУ в области качества.

    Руководством ОУ должна быть сформулирована доктрина в области качества ОУ, которая определяет:

    • политику ОУ в области качества образовательной и научной деятельности;
    • стратегические цели внедрения системы качества;
    • ожидаемые результаты и механизмы их достижения;
    • гарантии реализации доктрины.

    Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности вуза в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна:

    • соответствовать стратегическим целям вуза;
    • включать требования по постоянному улучшению деятельности;
    • постоянно анализироваться на пригодность;
    • быть доведена до сведения всего коллектива.

    2) Обучение руководства и отдельных групп персонала в области качества. В процессе обучения следует уделить внимание следующим вопросам, связанным с ключевыми моментами разработки и внедрения системы качества ОУ:

    • анализ фактического положения дел;
    • формирование политики и целей в области качества;
    • проведение изменений в организационной структуре;
    • выявление и документирование процессов деятельности;
    • внедрение в практику процессов и процедур;
    • проведение внутренних аудитов и непрерывное улучшение деятельности ОУ.

    3) Проецирование стратегии и политики качества на все уровни управления и подразделения ОУ. Стратегические цели и задачи вуза должны быть спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и должны найти выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных.

    4) Формирование организационной структуры системы качества ОУ. Формирование организационной структуры системы качества ОУ предполагает:

    • четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
    • назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, проректор);
    • формирование службы качества ОУ;
    • формирование совета ОУ по качеству;
    • создание в ОУ и отдельных структурных подразделениях рабочих групп, в функции которых будет входить непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

    5) Проведение самооценки (обследование рабочих процессов) и анализ существующей документации. Для оценки сложившейся в ОУ ситуации в области качества рекомендуется провести первичную комплексную самооценку (самообследование) ОУ и основных его рабочих процессов. В качестве одного из методов самооценки рекомендуется использовать модель самооценки «Совершенства деятельности вуза». Возможно проведение самооценки с использованием разработки типовых анкет для должностных лиц, руководителей структурных подразделений и сотрудников. В ходе интервью и обработки анкет устанавливаются основные рабочие процессы вуза, упорядочиваются используемые документы, определяются точки пересечения процессов и наиболее критичные места, определяющие качество работы и ее результатов. Результаты самооценки могут служить основной для определенной коррекции стратегии, политики целей и задач вуза в области качеств и выделении наиболее проблемных моментов.

    6) Определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации. Процессно-ориентированный подход предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов работы вуза. Такое описание является достаточно длительной процедурой и может продолжаться в течение всего периода разработки системы качества ОУ.

    На первом этапе возможно стандартное словесное описание основных процессов вуза в виде некоторых положений, порядков, регламентов, рабочих инструкций и т.п. В процессе упорядочивания и отладки основных рабочих процессов, де это необходимо, нужно разработать так называемые унифицированные документированные процедуры или спецификации процессов, содержащие:

    • четкое распределение ответственности и полномочий персонала в данном процессе;
    • показатели и характеристики качества процесса и методы их измерения, их целевые значения, позволяющие судить о степени достижения целей данного процесса;
    • графическое описание процессов;
    • другую информацию, необходимую для описания и управления процессами

    7) Разработка документации системы качества. Параллельно с процессом определения и описания рабочих процессов должен идти процесс разработки документации системы качества ОУ, требуемой стандартами ENQA и стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В состав разрабатываемой документации входят:

    • руководство по качеству;
    • документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;
    • рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества ОУ.

    На основе приоритетов, установленных в политике качества, разрабатывается Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности ОУ. В руководстве по качеству отражаются такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности ОУ, мотивация сотрудников и др.

    8) Определение основных показателей и характеристик рабочих процессов и разработка системы их измерения. При формировании системы качества необходимо разработать общую систему измерений и мониторинга основных рабочих процессов вуза, предусмотрев при этом соответствующие процедуры:

    • измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;
    • мониторинга качества основных рабочих процессов вуза с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;
    • оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.

    9) Идентификация всех возможных видов несоответствий продукции процессов ОУ и разработка системы корректирующих и предупреждающих действий. Для каждого процесса и подразделения ОУ должны быть идентифицированы все виды возможных несоответствий. Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

    • значения характеристик процесса находится вне установленных границ;
    • значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние);

    • значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

    Для устранения причин несоответствий могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Для этого ОУ должно разработать и документировать систему корректирующих и предупреждающих мер, позволяющих исключить все идентифицированные в ОУ несоответствия.

    В основу характеризуемой модели положена типовая модель системы качества образовательного учреждения, разработанная группой сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета «ЛЭТИ» (Д.В.Пузанковым, С.А.Степеновым, В.В.Азарьевой, В.С.Соболевым, И.В.Степановым, В.В.Ященко).

    Система позволит не только оценить уровень квалификации субъектов образовательной деятельности (руководитель и сотрудники структурного подразделения, преподаватели, студенты), но и степень их ответственности за качество своей деятельности, определить пути совершенствования процесса подготовки специалиста, повышения качества планирования, организации учебного процесса и учебно-методического его обеспечения. Система позволит также по-новому сформировать философию образования, основанную на идее просвещения, которая до настоящего времени определяла деятельность высшей школы.


    ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Главная | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Конференции