Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество (в широком смысле этого слова) выпускников вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в вузе), с другой — как поставщики собственных знаний и умений работодателю.
Под управлением качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков. Качество образования опирается на три ключевых основания:
- цели и содержание образования;
- уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности;
- состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.
Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к нашему вузу, в частности.
- Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов (чаще всего — по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности).
- Неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей.
- Ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников.
- Усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах.
- Низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.
Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО-9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг.
Создание системы управления качеством в Международном университете бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) преследует определенные цели, среди которых можно выделить внутренние и внешние.
Внутренние цели
- Достижение качественного уровня выпускников МУБиНТ, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня «дефектности» студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.).
- Реорганизация системы управления вузом. Открытие новых специальностей и специализаций. Развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения.
- Использование новых образовательных и информационных технологий.
- Повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников университета.
- Улучшение экономического положения университета.
- Оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации использования ресурсов без ущерба качеству образования.
Внешние цели
- Стремление стать одним из вузов, имеющих функционирующую и в перспективе сертифицированную систему обеспечения качества обучения.
- Расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и «сбыта» выпускников.
- Повышение престижа университета.
- Ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.
Работа администрации университета в области качества позволяет:
- Улучшить систему подготовки специалистов в вузе.
- Повысить имидж вуза.
- Реорганизовать вуз на основе принципов всеобщего управления качеством и оптимального управления.
- Ввести документированные процедуры (разработка СТП системы качества, методические указания для всех структур управления и должностных инструкций для каждого отдела вуза).
- Четко распределить обязанности и ответственность.
- Унифицировать методики обучения, их информационно-хронологическую согласованность и непротиворечивость в рамках всего курса обучения; возможность гибко изменять учебные планы и учебные программы.
- Повысить степень доверия со стороны заказчиков, заинтересованных в выпускниках вуза — разнообразных предприятий, организаций и общества в целом.
- Своевременно и систематически выявлять недостатки в области обеспечения качества обучения и находить способы их устранения.
- Придать большую стабильность и предсказуемость работы вуза как в сфере административного управления, так и в сфере обучения студентов и подготовки научных кадров.
- Мотивировать к самосовершенствованию и к работе над системой качества сотрудников университета, в первую очередь, преподавателей и студентов.
- Повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета.
Следует осознать, что введение и функционирование системы качества не может иметь только лишь положительные и полезные для организации эффекты. Могут быть обнаружены также и следующие негативные изменения, вернее, новые сложности в работе организации:
- Функционирование, а особенно сертификация системы качества требует сильной бюрократической поддержки (огромное число письменных процедур), что часто сильно увеличивает трудоемкость в решении некоторых административных и хозяйственных вопросов.
- Чрезвычайно трудно изменить образ мышления сотрудников университета и студентов так, чтобы он соответствовал идеологии всеобщего качества, а без такой идеологической перестройки сознания эффективность работы системы качества будет минимальной либо вообще отрицательной.
В МУБиНТ на основе стандартов ИСО-9000 разработана и внедряется система управления качеством образования, которая содержит следующие основные разделы (см. табл. 1).
Таблица 1
Номер элемента СК | Наименование элементов системы качества | Кто несет ответственность за конечный результат | Кто организует и координирует исполнение |
---|---|---|---|
1 | Ответственность руководства | Ректор университета | Координатор программ по качеству |
2 | Система качества | Координатор программ по качеству | Совет по качеству |
3 | Анализ требований заказчика | Первый проректор Проректор по учебно-методической работе Проректор по маркетингу |
Учебно-методический совет Управление методического обеспечения Служба маркетинга |
4 | Управление проектированием | Первый проректор Проректор по учебно-методической работ |
Учебно-методический совет Управление учебно-методического обеспечения |
5 | Управление документацией и данными | Координатор программ по качеству | Сектор управления качеством |
6 | Работа с поставщиками | Первый проректор Проректор по учебно-методической работе Проректор по маркетингу Проректор по довузовскому образованию |
Служба маркетинга Приемная комиссия Технические службы |
7 | Управление процессами | Первый проректор Проректор по учебно-методической работе Финансовый директор Проректор по информационным системам в обучении |
Деканы факультетов Руководители подчиненных подразделений |
8 | Контроль и испытания | Первый проректор Проректор по учебно-методической работе Координатор программ по качеству |
Деканы факультетов Руководители подчиненных подразделений Сектор управления качеством |
9 | Управление средствами и методами контроля | Координатор программ по качеству | Сектор управления качеством |
10 | Корректирующие и предупреждающие действия | Первый проректор Проректор по учебно-методической работе |
Деканы факультетов Руководители подчиненных подразделений |
11 | Управление данными о качестве | Координатор программ по качеству | Совет по качеству Сектор управления качеством |
12 | Внутренние аудиты качества | Координатор программ по качеству | Совет по качеству Сектор управления качеством |
13 | Подготовка кадров и повышение квалификации | Первый проректор | Управление кадров Управление по развитию персонала Аспирантура |
14 | Затраты на качество | Финансовый директор | Руководители подчиненных подразделений |
Процесс обеспечения качества может быть описан следующими факторами (см. табл. 2).
Таблица 2
Фактор | Структура фактора |
---|---|
Маркетинг | Продажи Реклама - Профориентационная и презентационная работа - Организация работы приемной комиссии - Система отбора абитуриентов - Система трудоустройства выпускников Аналитическая работа: - Анализ потребностей в специалистах на рынке труда (желательно глубиной до 7 лет) - Анализ направления развития вуза (открытие, закрытие направлений подготовки специалистов по различным формам обучения) - Анализ эффективности деятельности университета по увеличению объемов продаж - Анализ имиджа выпускников у работодателей - Анализ проблем карьерного роста выпускников |
Организационно-методическая подготовка образовательного процесса | Документальное сопровождение образовательных программ - Разработка (корректировка) учебных планов в соответствии с требованиями ГОС - Разработка рабочих программ - Оптимизация организационной структуры образовательного процесса - Формирование интегрированной образовательной среды - Разработка системы внутренних нормативных актов, регламентирующих функционирование учебного процесса Закрепление учебной нагрузки за кафедрами Формирование лекционных потоков с учетом интегрированной образовательной среды Формирование объединенных групп для других видов занятий Формирование объединенных групп для различных форм обучения Методическое сопровождение образовательного процесса Информационное обеспечение образовательного процесса |
Организация образовательного процесса | Организационная подготовка образовательного процесса - Структурирование системы подразделений, реализующих учебный процесс - Разработка графика учебного процесса - Разработка расписания учебных занятий - Разработка расписания экзаменационных сессий Организационное сопровождение образовательного процесса Организация самостоятельной работы студентов Организация практик Организация работы ГАК |
Кадровое обеспечение образовательного процесса | Формирование штата преподавателей Реализация образовательного процесса - Закрепление учебной нагрузки за преподавателями - Формирование индивидуальных планов работы преподавателей - Контроль исполнения индивидуальных планов преподавателями - Оценка работы преподавателей (рейтинг) Система развития преподавателей - Повышение квалификации - Аспирантура, докторантура |
Реализация образовательного процесса | Контроль исполнения расписания учебных занятий Контроль самостоятельной работы студентов Контроль текущей успеваемости студентов (рейтинг) Проведение практик Контроль хода экзаменационной сессии Итоговая аттестация выпускников |
Внеучебная работа со студентами | Научно-исследовательская работа студентов Олимпиады, конкурсы, конференции Деятельность, обеспечивающая развитие личности в областях, не связанных с основным образовательным процессом |
Материальное обеспечение образовательного процесса | Расширение учебных площадей и приведение их в соответствие с
лицензионными требованиями Обеспечение оборудованием и информационными материалами, учебной и научной литературой Разработка собственных и приобретение программных продуктов как для учебных целей, так и для организации эффективного управления |
Структура управления университетом | Соответствие структуры управления целям системы управления
качеством Соответствие должностных инструкций сотрудников целям системы управления качеством Система оценки деятельности каждого сотрудника по реализации системы управления качеством |
Система внутреннего аудита реализации системы управления качеством | Программа проведения аудита Формирование группы аудиторов Реализация аудита: Оценка соответствия организационной структуры университета задачам реализации системы управления качеством Оценка деятельности сотрудников по реализации системы управления качеством Оценка соответствия образовательных программ требованиям ГОС, заказчиков, обучающихся Оценка методических, организационных и технических условий реализации образовательных программ Оценка качества работы преподавателей Оценка качества усвоения студентами основной образовательной программы Оценка качества обеспечения продаж Общая оценка реализации системы управления качеством |
Создание в вузе Совета по качеству |
Особое значение в университете уделяется формированию системы мониторинга качества образования.
Министерство образования РФ осуществляет внешний мониторинг посредством лицензирования права осуществлять образовательную деятельность в целом и по конкретным специальностям, а также аттестации вуза и специальностей с последующей аккредитацией.
Организации, принимающие на работу выпускников вуза, предъявляют определенные требования к качеству подготовки специалистов. Это находит отражение в конкретных заявках с указанием квалификационных требований к будущим работникам, в том, что руководители предприятий участвуют в итоговой аттестации выпускников университета. Кроме того, крупные предприятия области, принимающие большое число выпускников, периодически представляют в вуз заключение о качестве их работы, в котором отражают:
- соответствие предъявляемым требованиям уровня подготовленности специалистов;
- их продвижение по служебной лестнице;
- возможности их дальнейшего профессионального роста и развития творческого потенциала.
К внутренним субъектам мониторинга качества образования относятся руководство университета, его институтов и факультетов; учебно-методическое управление университета; государственная аттестационная комиссия.
Внутренний мониторинг качества образования в университете включает:
- Текущий контроль успеваемости студентов и качества преподавания.
- Промежуточный контроль уровня знаний студентов.
- Итоговую аттестацию выпускников.
- Рейтинг преподавателей по разработанной в вузе системе «Преподаватель глазами студента».
- Периодическую аттестацию преподавателей.
Весь цикл работ по созданию системы обеспечения качества в соответствии со стандартами серии ИСО-9000 можно разбить на 3 последовательных этапа.
Этап 1.
Организация разработки системы, завершающаяся:
- Разработкой программы проведения работ по созданию системы качества.
- Организацией изучения стандартов ИСО. Должны быть обучены не только лица, непосредственно занятые разработкой и внедрением системы качества, но и по возможности весь персонал, чтобы он имел четкое понятие о проводимых мероприятиях и мог эффективно взаимодействовать в рамках создания и последующего функционирования системы качества.
- Анализом существующей системы обеспечения качества образования (или хотя бы зачатков существования такой системы, пусть и не вполне целевой), с точки зрения стандартов ИСО, касающихся проблем обеспечения качества. Выявлением несоответствий, проблем, рассмотрением разнообразных методов их решения, выбором наиболее удобных и приемлемых для реализации.
- Разработкой и реализацией мер по приведению системы качества в соответствие с выбранными стандартами, или с документами, комплексно синтезированными на основе стандартов серии ИСО-9000.
Этап 2.
Создание и введение в действие документации системы качества, завершающееся:
- Введением в действие документации.
- Ознакомлением с ней сотрудников и, в случае необходимости, студентов.
Этап 3.
Подготовка системы качества к сертификации:
В настоящее время в МУБиНТ создана модель системы управления качеством. Идет организационная и технологическая проработка отдельных ее элементов. Эта работа была проведена в 2001/2002 учебном году в рамках реинжениринга управления и механизмов функционирования вуза.
Наличие системы качества вуза будет означать для работодателей гарантированное качество выпускников, что будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза в целом и повышению престижа выпускников у работодателей. Руководство МУБиНТ берет на себя ответственность за непрерывную реализацию политики в области качества.