ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ


Главная

Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Конференции


Источник: Журнал “Университетское управление: практика и анализ”

М. И. Иродов , С. В. Разумов

Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе

Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество (в широком смысле этого слова) выпускников вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в вузе), с другой — как поставщики собственных знаний и умений работодателю.

Под управлением качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков. Качество образования опирается на три ключевых основания:

  • цели и содержание образования;
  • уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности;
  • состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.


Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к нашему вузу, в частности.

  • Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов (чаще всего — по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности).
  • Неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей.
  • Ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников.
  • Усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах.
  • Низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО-9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг.

Создание системы управления качеством в Международном университете бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) преследует определенные цели, среди которых можно выделить внутренние и внешние.

Внутренние цели

  • Достижение качественного уровня выпускников МУБиНТ, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня «дефектности» студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.).
  • Реорганизация системы управления вузом. Открытие новых специальностей и специализаций. Развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения.
  • Использование новых образовательных и информационных технологий.
  • Повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников университета.
  • Улучшение экономического положения университета.
  • Оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации использования ресурсов без ущерба качеству образования.

Внешние цели

  • Стремление стать одним из вузов, имеющих функционирующую и в перспективе сертифицированную систему обеспечения качества обучения.
  • Расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и «сбыта» выпускников.
  • Повышение престижа университета.
  • Ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.

Работа администрации университета в области качества позволяет:

  • Улучшить систему подготовки специалистов в вузе.
  • Повысить имидж вуза.
  • Реорганизовать вуз на основе принципов всеобщего управления качеством и оптимального управления.
  • Ввести документированные процедуры (разработка СТП системы качества, методические указания для всех структур управления и должностных инструкций для каждого отдела вуза).
  • Четко распределить обязанности и ответственность.
  • Унифицировать методики обучения, их информационно-хронологическую согласованность и непротиворечивость в рамках всего курса обучения; возможность гибко изменять учебные планы и учебные программы.
  • Повысить степень доверия со стороны заказчиков, заинтересованных в выпускниках вуза — разнообразных предприятий, организаций и общества в целом.
  • Своевременно и систематически выявлять недостатки в области обеспечения качества обучения и находить способы их устранения.
  • Придать большую стабильность и предсказуемость работы вуза как в сфере административного управления, так и в сфере обучения студентов и подготовки научных кадров.
  • Мотивировать к самосовершенствованию и к работе над системой качества сотрудников университета, в первую очередь, преподавателей и студентов.
  • Повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета.

Следует осознать, что введение и функционирование системы качества не может иметь только лишь положительные и полезные для организации эффекты. Могут быть обнаружены также и следующие негативные изменения, вернее, новые сложности в работе организации:

  • Функционирование, а особенно сертификация системы качества требует сильной бюрократической поддержки (огромное число письменных процедур), что часто сильно увеличивает трудоемкость в решении некоторых административных и хозяйственных вопросов.
  • Чрезвычайно трудно изменить образ мышления сотрудников университета и студентов так, чтобы он соответствовал идеологии всеобщего качества, а без такой идеологической перестройки сознания эффективность работы системы качества будет минимальной либо вообще отрицательной.

В МУБиНТ на основе стандартов ИСО-9000 разработана и внедряется система управления качеством образования, которая содержит следующие основные разделы (см. табл. 1).

Таблица 1

Номер элемента СК Наименование элементов системы качества Кто несет ответственность за конечный результат Кто организует и координирует исполнение
1 Ответственность руководства Ректор университета Координатор программ по качеству
2 Система качества Координатор программ по качеству Совет по качеству
3 Анализ требований заказчика Первый проректор
Проректор по учебно-методической работе
Проректор по маркетингу
Учебно-методический совет
Управление методического обеспечения
Служба маркетинга
4 Управление проектированием Первый проректор
Проректор по учебно-методической работ
Учебно-методический совет
Управление учебно-методического обеспечения
5 Управление документацией и данными Координатор программ по качеству Сектор управления качеством
6 Работа с поставщиками Первый проректор
Проректор по учебно-методической работе
Проректор по маркетингу
Проректор по довузовскому образованию
Служба маркетинга
Приемная комиссия
Технические службы
7 Управление процессами Первый проректор
Проректор по учебно-методической работе
Финансовый директор
Проректор по информационным системам в обучении
Деканы факультетов
Руководители подчиненных подразделений
8 Контроль и испытания Первый проректор
Проректор по учебно-методической работе
Координатор программ по качеству
Деканы факультетов
Руководители подчиненных подразделений
Сектор управления качеством
9 Управление средствами и методами контроля Координатор программ по качеству Сектор управления качеством
10 Корректирующие и предупреждающие действия Первый проректор
Проректор по учебно-методической работе
Деканы факультетов
Руководители подчиненных подразделений
11 Управление данными о качестве Координатор программ по качеству Совет по качеству
Сектор управления качеством
12 Внутренние аудиты качества Координатор программ по качеству Совет по качеству
Сектор управления качеством
13 Подготовка кадров и повышение квалификации Первый проректор Управление кадров
Управление по развитию персонала
Аспирантура
14 Затраты на качество Финансовый директор Руководители подчиненных подразделений
 

Процесс обеспечения качества может быть описан следующими факторами (см. табл. 2).

Таблица 2

Фактор Структура фактора
Маркетинг Продажи
Реклама
- Профориентационная и презентационная работа
- Организация работы приемной комиссии
- Система отбора абитуриентов
- Система трудоустройства выпускников
Аналитическая работа:
- Анализ потребностей в специалистах на рынке труда (желательно глубиной до 7 лет)
- Анализ направления развития вуза (открытие, закрытие направлений подготовки специалистов по различным формам обучения)
- Анализ эффективности деятельности университета по увеличению объемов продаж
- Анализ имиджа выпускников у работодателей
- Анализ проблем карьерного роста выпускников
Организационно-методическая подготовка образовательного процесса Документальное сопровождение образовательных программ
- Разработка (корректировка) учебных планов в соответствии с требованиями ГОС
- Разработка рабочих программ
- Оптимизация организационной структуры образовательного процесса
- Формирование интегрированной образовательной среды
- Разработка системы внутренних нормативных актов, регламентирующих функционирование учебного процесса
Закрепление учебной нагрузки за кафедрами
Формирование лекционных потоков с учетом интегрированной образовательной среды
Формирование объединенных групп для других видов занятий
Формирование объединенных групп для различных форм обучения
Методическое сопровождение образовательного процесса
Информационное обеспечение образовательного процесса
Организация образовательного процесса Организационная подготовка образовательного процесса
- Структурирование системы подразделений, реализующих учебный процесс
- Разработка графика учебного процесса
- Разработка расписания учебных занятий
- Разработка расписания экзаменационных сессий
Организационное сопровождение образовательного процесса
Организация самостоятельной работы студентов
Организация практик
Организация работы ГАК
Кадровое обеспечение образовательного процесса Формирование штата преподавателей
Реализация образовательного процесса
- Закрепление учебной нагрузки за преподавателями
- Формирование индивидуальных планов работы преподавателей
- Контроль исполнения индивидуальных планов преподавателями
- Оценка работы преподавателей (рейтинг)
Система развития преподавателей
- Повышение квалификации
- Аспирантура, докторантура
Реализация образовательного процесса Контроль исполнения расписания учебных занятий
Контроль самостоятельной работы студентов
Контроль текущей успеваемости студентов
(рейтинг)
Проведение практик
Контроль хода экзаменационной сессии
Итоговая аттестация выпускников
Внеучебная работа со студентами Научно-исследовательская работа студентов
Олимпиады, конкурсы, конференции
Деятельность, обеспечивающая развитие личности в областях, не связанных с основным образовательным процессом
Материальное обеспечение образовательного процесса Расширение учебных площадей и приведение их в соответствие с лицензионными требованиями
Обеспечение оборудованием и информационными материалами, учебной и научной литературой
Разработка собственных и приобретение программных продуктов как для учебных целей, так и для организации эффективного управления
Структура управления университетом Соответствие структуры управления целям системы управления качеством
Соответствие должностных инструкций сотрудников целям системы управления качеством
Система оценки деятельности каждого сотрудника по реализации системы управления качеством
Система внутреннего аудита реализации системы управления качеством Программа проведения аудита
Формирование группы аудиторов
Реализация аудита:
Оценка соответствия организационной структуры университета задачам реализации системы управления качеством
Оценка деятельности сотрудников по реализации системы управления качеством
Оценка соответствия образовательных программ требованиям ГОС, заказчиков, обучающихся
Оценка методических, организационных и технических условий реализации образовательных программ
Оценка качества работы преподавателей
Оценка качества усвоения студентами основной образовательной программы
Оценка качества обеспечения продаж
Общая оценка реализации системы управления качеством
Создание в вузе Совета по качеству  
 

Особое значение в университете уделяется формированию системы мониторинга качества образования.

Министерство образования РФ осуществляет внешний мониторинг посредством лицензирования права осуществлять образовательную деятельность в целом и по конкретным специальностям, а также аттестации вуза и специальностей с последующей аккредитацией.

Организации, принимающие на работу выпускников вуза, предъявляют определенные требования к качеству подготовки специалистов. Это находит отражение в конкретных заявках с указанием квалификационных требований к будущим работникам, в том, что руководители предприятий участвуют в итоговой аттестации выпускников университета. Кроме того, крупные предприятия области, принимающие большое число выпускников, периодически представляют в вуз заключение о качестве их работы, в котором отражают:

  • соответствие предъявляемым требованиям уровня подготовленности специалистов;
  • их продвижение по служебной лестнице;
  • возможности их дальнейшего профессионального роста и развития творческого потенциала.

К внутренним субъектам мониторинга качества образования относятся руководство университета, его институтов и факультетов; учебно-методическое управление университета; государственная аттестационная комиссия.

Внутренний мониторинг качества образования в университете включает:

  • Текущий контроль успеваемости студентов и качества преподавания.
  • Промежуточный контроль уровня знаний студентов.
  • Итоговую аттестацию выпускников.
  • Рейтинг преподавателей по разработанной в вузе системе «Преподаватель глазами студента».
  • Периодическую аттестацию преподавателей.

Весь цикл работ по созданию системы обеспечения качества в соответствии со стандартами серии ИСО-9000 можно разбить на 3 последовательных этапа.

Этап 1.

Организация разработки системы, завершающаяся:

  • Разработкой программы проведения работ по созданию системы качества.
  • Организацией изучения стандартов ИСО. Должны быть обучены не только лица, непосредственно занятые разработкой и внедрением системы качества, но и по возможности весь персонал, чтобы он имел четкое понятие о проводимых мероприятиях и мог эффективно взаимодействовать в рамках создания и последующего функционирования системы качества.
  • Анализом существующей системы обеспечения качества образования (или хотя бы зачатков существования такой системы, пусть и не вполне целевой), с точки зрения стандартов ИСО, касающихся проблем обеспечения качества. Выявлением несоответствий, проблем, рассмотрением разнообразных методов их решения, выбором наиболее удобных и приемлемых для реализации.
  • Разработкой и реализацией мер по приведению системы качества в соответствие с выбранными стандартами, или с документами, комплексно синтезированными на основе стандартов серии ИСО-9000.

Этап 2.

Создание и введение в действие документации системы качества, завершающееся:

  • Введением в действие документации.
  • Ознакомлением с ней сотрудников и, в случае необходимости, студентов.

Этап 3.

Подготовка системы качества к сертификации:

В настоящее время в МУБиНТ создана модель системы управления качеством. Идет организационная и технологическая проработка отдельных ее элементов. Эта работа была проведена в 2001/2002 учебном году в рамках реинжениринга управления и механизмов функционирования вуза.

Наличие системы качества вуза будет означать для работодателей гарантированное качество выпускников, что будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза в целом и повышению престижа выпускников у работодателей. Руководство МУБиНТ берет на себя ответственность за непрерывную реализацию политики в области качества.


Иродов М. И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе / М. И. Иродов, С. В. Разумов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. – № 2(25). С. 90-95.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Главная | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Конференции