Источник: Ивановский государственный энергетический университет
Управление качеством в подготовке инженеров (в
техническом оборудовании).
Качественная подготовка для поступления на технические
факультеты обсуждалась уже давно. Тогда как многие специалисты, такие как
медицина, юриспруденция давно поменяли свои программы подготовки, инженерия по
прежнему тяготела и 4х летней программы, хотя требования времени стали более
высокими, особенно в таких дисциплинах, как математика и точные науки. Появление
новых требований привели к двум последствиям:
сократился объем предмета.
Некоторые разделы были исключены из программы.
Изменения в программе подготовки инженеров-строителей могла
иллюстрировать как шел процесс в ряде вузов. Программа включала такие аспекты,
как транспорт, строительство, материалы, окружающая среда, геотехнические
дисциплины и т.д. Раньше все школы включали все эти дисциплины, какобязательные,
а теперь некоторые дают только часть из них по выбору с малым охватом или полным
отсутствием преподавания остальных. Встает вопрос, не слишком ли узок такой
переход для подготовки инженеров.
Применение управлением качеством .
Концепции и принципы управления качеством находят применение не
только в промышленности. Подходят они и к инженерному образованию. При этом
возникают следующие вопросы
- какова общая модель применения УК в высшем образовании?
- как задействовать УК для определения лучшей системы доставки организации
образования?
- какие возможности специализации программы и УК необходимы для программы
подготовки инженеров?
- Как можно применить принципы УК для улучшения процесса общения между
учителями и студентами?
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ
Рис. 1 показывает как применить УК в подготовке
инженеров. Основами ресурсами при этом являются
Через инновацию этих ресурсов институт может разработать
систему тотального качества, которую наилучшим образом подойдет к конкретной
ситуации. Следует повторить следующие виды деятельности:
планирование качества: определить, кто потребитель; определить их
потребности; разработать характеристики продукта; довести планы до
исполнителей
связи качества: подобрать и внедрить те инициативы и виды
деятельности, которые объединяют усилия индивидов и заставляют систему
функционировать наиболее эффективно (предложение работников, рекламные письма,
возможность повышения квалификации).
контроль качества: оценить деятельность; сравнить деятельность с
конечными успехами; усовершенствовать процесс;
улучшение качества: создать инфраструктуру, необходимую для
гарантированного ежегодного улучшения качества; определить специальные
потребности для улучшения инициативы; для каждой инициативы создать рабочую
группу с четко ответственностью за окончательный результат; обеспечить
ресурсы, мотивации и подготовку, необходимую для рабочих групп; установить
контроль за достижением целей.
Система доставки организации образования .
Основные шаги по созданию этой системы:
- Кто является потребителем системы (ПС) подготовки инженеров и каковы их
основные приоритеты?
- Каковы потребности потребителей (ПП) и каковы их приоритеты(ОППП) ?
- Каковы потребности проекта (ПП) инженерного образования и каковы их
приоритеты (ОППП)?
- Каковы процессы, необходимые для удовлетворения потребностей проекта (П)?
- Какова система доставки (СД), лучшим образом подходящая и этим процессам?
Рис.2 показывает взаимодействие. Домики качества , в которых
прямоугольники могут соответствовать приоритетам, возникающим на пересечение
рядов и колонок. Треугольники обеспечивают связь между действиями,
озаглавленными в колонках.
Например: Потребители :
Студенты |
Родители |
Общество |
Преподаватели |
Профессия
инженера |
Штат |
Наниматели |
Предприятие |
Потребности потребителей :
Технические знания |
Навыки лидерства |
Наука стоимости
образования |
Умение применять
знания |
Оценка гуманитарных,
точных знаний, гражданство |
Хорошая работа |
Навыки общения |
Умение
приспосабливаться и навыки работы |
Оценка
профессионализма и этики |
Деловые
партнеры |
Потребности проекта :
Навыки решения
проблем |
Математические и
точные науки |
Профессионализм и
этика |
Общение:
устное, письменное, графическое |
Технические
дисциплины |
Лидерство |
Вероятностная
статистика |
УК |
Основы проекта |
Управление
финансами |
Работа с
компьютером |
Гуманитарные и общественные науки, гражданство |
Системный
инжениринг |
Проектирование |
Необходимые процессы :
Согласованные учеты программ |
Консультации |
Помещение/
оборудование ремонт и применение |
Инструкции в классе |
Управление инженерными
программами |
Инструкции в лаборатории |
Студенческая
организация |
Системы доставки:
Подсистема учебных
программ |
Подсистема
инструкций в лаборатории |
Подсистема управления
инженерными программами |
Подсистема
инструкций в классе |
Подсистема
студенческой организации |
Консультативная
подсистема |
Подсистема помещений
и оборудования |
Академические программы .
Все инженерные дисциплины имеют дело с процессами, поэтому надо
решить, как удовлетворить качеством в процессах. Очевидны следующие выводы:
введение в УК должно быть обязательным для всех студентов инженерных
слушателей.
для тех, кто проявит особый интерес к УК должна быть предложена
дополнительно курсовая работа.
учебная программа должна давать возможность углубленного изучения УК.
принцип УК должно быть обязательным элементом всех инженерных
специальностей, на ряду с этим должен существовать специальный предмет – УК.
можно рассмотреть, как УК может в целом повлиять на учебный процесс
(например: как усилить работу групп через действия конкретных индивидуалов).
Учитель – ученик: Качественные отношения .
Проследите цепочку: потребитель – обработчик - поставщик.
(учитель отрабатывает информацию из разных источников и поставляет ее студенту).
Взяв за основу определение качества как удовлетворение потребностей потребителя.
Перечислим потребности студентов (рис.3) (студент как потребитель). Студент
ожидает от учителя:
- что он будет уважительно относиться к нему;
- будет честен и равен;
- даст план и программу курса, требования к экзамену, рейтинговую шкалу,
пререквезиты;
- будет регулярно посещать занятия и компенсирует отсутствие;
- составит удобное расписание;
- быстро возвратит экзаменационные и домашние работы;
- будет давать современный материал;
- будет проявлять интерес к студентам и материалу, будет использовать
студенческий и профессиональный жаргон;
- будет усовершенствовать курс и объяснять цели и задачи;
- будет вовремя начинать и заканчивать занятия.
Обратная
связь – учитель как потребитель признается реже, но при внедрение УК, она станет
очевидной (рис.4). Учитель ждет, что студент:
- будет обходиться с ним достойно;
- будет во время сдавать работу;
- будет регулярно посещать занятия;
- будет готовиться к занятиям;
- будет активно участвовать в ходе урока;
- будет проявлять интерес к предмету;
- будет осознавать курса с другими дисциплинами;
- будет советовать учителю, как улучшить курс;
- будет усовершенствовать работу над курсом;
- будет пунктуальным.
При обоюдных усилиях студента и учителя их
отношения будут соответствовать параметрам качества.
Выводы.
Подготовка инженеров – один из самых спорных вопросов в
последние годы, негуманным аспектом подготовки стало УК, его принципы и
концепции, которые помогли подготовить более полные программы и курсовые
работы.
Была разработана общая модель УК для применения ее в подготовке
инженеров одним из методов УК, - разработка функций качества, -был предложен для
разрешения споров. Метод основан на передаче потребностей потребителя на основе
наилучшей системы “доставки” знаний. Рабочие программы с элементами УК были
признаны необходимыми как на заключительном, так и на выпускном этапе обучения
обоснованна необходимость количественной цепочки “учитель -ученик”.
|
|