ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ


Главная

Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Конференции


Источник: Московский центр интернет-образования

Мониторинг качества образования

     Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества подготовки учащихся служит мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
     Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.
     Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг федеральный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы школы; мониторинг качества подготовки педагогических кадров; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.
     Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки.
     Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны. Они имеют ряд серьезных недостатков:

  • Контроль состояния обучения носит нерегулярный, по существу, эпизодический характер. Методики не ориентированы на перманентность применения. Поэтому не вскрывается динамика изменений.
  • Основная направленность - на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний умений и навыков, который и определяет итоги, остается вне поля зрения.
  • Недостаточная информативность, поскольку используют при проведении и анализе результатов достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно (и в какой мере) элементы содержания усвоили или не усвоили ученики.
  • Значительная часть традиционных методик во многом пренебрегает статистическими закономерностями выборочного обследования, используют нерепрезентативные выборки учащихся или оперируют статистическими данными без учета доверительных интервалов, что существенно снижает достоверность выводов.

     Вышеизложенные недостатки определяют главный (для управления качеством) недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителей, выявить факторы, влияющие на их успеваемость. Поэтому сегодня идет работа по налаживанию функционирования системы непрерывного изучения состояния знаний школьников, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов. При этом, очевидно, что организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования, задачи которой кратко можно сформулировать следующим образом:

  • обеспечение органов управления образованием информацией о состоянии и динамике достижений учащихся;
  • обеспечение объективности оценки учебных достижений;
  • организация использования методов объективизированной оценки достижений учащихся в педагогической практике;
  • изучение факторов, влияющих на качество обучения.

     При этом основными направлениями деятельности подразделений данной системы являются:

  • создание и постоянное совершенствование тестов как инструмента, обеспечивающего объективность измерения учебных достижений;
  • организация и проведение массовых исследований уровня обученности;
  • аттестация выпускников общеобразовательных школ;
  • создание базы данных для обеспечения мониторинга качества обучения;
  • систематический сравнительный анализ учебных достижений;
  • обучение педагогов методам объективизации оценки уровня освоения учебного материала.

     Важно отметить, что стабилизирующей основой, обеспечивающей единство требований и подходов к оценке учебных достижений, являются образовательные стандарты.
     Обсуждая вопрос развития системы тестирования, необходимо учитывать, что обучение педагогов и специалистов органов управления образованием технологии объективизации оценки уровня обученности и использования тестовых методик в целях мониторинга качества обучения, должно быть опережающим или осуществляться параллельно.
     Современные требования, предъявляемые к самим исследованиям по измерению и оценке результатов обучения, обуславливают выделение ряда основных этапов подобных исследований:

  1. Определение целей исследования и формулирование гипотез исследования.
  2. Подготовка инструментария исследования, включающего:
         а) выбор показателей, характеризующих результаты обучения;
         б) разработку средств для получения этих показателей (например, контрольных работ, устных опросов, анкет для учащихся и учителей);
         в) разработку научно обоснованных методов получения на основе указанных показателей количественных оценок результатов обучения (результатов выполнения учащимися контрольных работ, устных ответов, а также результаты анкетирования).
  3. Выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могут оказывать влияние на учебный процесс и его результаты, и которые решено учитывать в проводимом исследовании (например, территориальное расположение школы, стаж учителя, нагрузка учителя, наполняемость класса и др.).
  4. Выбор математико-статистических методов для поверки выдвинутых гипотез на основе данных, которые предполагается получить в исследовании, включая методы проверки гипотез о влиянии на результаты обучения выделенных заранее, то есть до проведения исследования, факторов и методы выявления латентных (скрытых) факторов, также влияющих на процесс обучения и его результаты.
  5. Определение выборки из исследуемой совокупности учащихся (или учителей), для которой проверяются результаты обучения (или анкетирования).
  6. Практическую организацию и проведение исследования, сбор первичных данных (например, заполнение проверяющими схем анализа контрольных работ).
  7. Статистическую обработку первичных данных и проверку гипотез.
  8. Качественный анализ и интерпретацию полученных в исследовании результатов и формулирование итоговых выводов по оценке проверяемых результатов обучения.

     В заключение сформулируем предлагаемые меры по повышению качества образования на ближайшую перспективу для федерального уровня:
     I. Создание национальной системы оценки качества образования, включающую:
     1) принятие стандартов;
     2) совершенствование системы измерителей качества подготовки учащихся и процедур итоговых аттестаций учащихся, в частности, Единого государственного экзамена;
     3) создание статистической базы мониторинга качества подготовки учащихся;
     4) создание государственной аттестационной службы (ГАС);
     5) разработка системы управления качеством образования.

     II. Совершенствование системы оценки качества учебно-методической литературы, учебного книгоиздания.

     III. Создание "эталонных" учебников по предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта.

     IV. Разработка технологии контроля качества деятельности образовательного учреждения, включающую:
     1) основы инспектирования школ России;
     2) планирование качества образования;
     3) методы оценки качества образовательных услуг;
     4) методы самооценки образовательного учреждения.

Литература:

  1. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг, 2001.
  2. Рыжаков М.В. О качестве образования: постановка вопроса / Научно-практические аспекты оценки качества в образовании: (материалы к научно-практической конференции "Качество образования: поиски и подходы"). Сост.: С.С. Кравцов, Г.И. Алексеева, С.М. Бразгалова. Под ред. М.В. Рыжакова - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2001.
  3. Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.
  4. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверка гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Главная | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Конференции