Источник: Журналы по качеству издательства европейского центра по качеству
Разработка системы качества научных исследований в вузе
      Данилов И.П., Сюров Р.В.
Качество начинает охватывать все
аспекты нашей жизни. Система качества с недавних пор также
стала распространяться на многие сферы экономики.
Универсальные международные стандарты ИСО серии 9000:2000 всё
глубже укореняются в сознании многих руководителей, а принцип
процессного подхода, являющийся одним из ключевых моментов
этих стандартов, также получает всё большую популярность.
Вместе с тем, вузы, обратившие в последнее время особое
внимание на качество образовательного процесса, на наш взгляд,
оставили несколько в стороне проблематику создания системы
качества и внедрения процессного подхода в области научных
исследований. Как известно, научно-исследовательская
деятельность является неотъемлемой частью работы современного
вуза. Научные исследования, проводимые учёными высших учебных
заведений, призваны способствовать решению
народно-хозяйственных задач, подготовке кадров высшей
квалификации, развитию материально-технической базы вузов,
материальной поддержке сотрудников, осуществляющих данные
исследования и решению ряда других задач. Как и для любой
деятельности, для осуществления научных исследований
необходимо соблюдение определённых условий. Ими, в частности,
являются: люди – главная составляющая научных исследований,
материально-техническое обеспечение, условия работы и др. Но
также здесь непременно присутствует и управленческий аспект.
Вся деятельность в рамках научных исследований должна кем-то
управляться, координироваться, согласовываться, учитываться
для отчётности перед различными организациями и т.д. В
вузах осуществление этих функций отводится проректору по
научной работе и курируемой им научно-исследовательской части.
На наш взгляд, в данной области существуют колоссальные
возможности применения научных принципов управления, таких как
разработка системы качества, внедрение процессного подхода,
адаптация какой-либо производственной системы. Сегодня мы,
к сожалению, часто наблюдаем недостатки в деятельности по
осуществлению научных исследований в вузах, характерные для
большинства организаций. Эти недостатки, в первую очередь,
связаны с применением функционального подхода к управлению.
Данный подход настолько глубоко укоренился в сознании многих
сотрудников, что они считают его единственно возможным
способом ведения дел. Однако часто данный подход приводит к
возникновению противоречий между функциональными отделами,
напоминающими «мелкие перестрелки в длительной партизанской
войне» [1]. Кроме этого, подчас огромная энергия тратится на
прохождение информации вверх и вниз по уровням иерархии. В
иерархической структуре предполагается, что наиболее важным
потребителем всего, что делается, является непосредственный
начальник отдельного работника (Рис.1).
Рис.1. Карикатурный вариант иерархической
структуры [2]. Такое положение дел продолжается
уже давно, и пока не было попыток применить принципы
процессного подхода к сфере компетенции
научно-исследовательской части вузов. А теперь давайте
рассмотрим, что нам предлагает метод процессного подхода.
Процессный подход предполагает:
выявление и идентификацию существующих процессов;
анализ и, при необходимости, проектирование новых или
перепроектирование существующих процессов;
установление чёткой ответственности за процессы (а не за
функции и элементы);
организацию ресурсного обеспечения процессов, определение
внешних и внутренних поставщиков и потребителей;
определение критериев эффективности выполнения процессов,
построение системы измерения и анализа параметров процессов.
Одним из возможных решений этих задач является применение
функционального моделирования процессов. Модели процессов
должны решать следующие задачи:
описывать процессы и их взаимодействие;
позволять наглядно документировать процессы;
анализировать процессы и проводить их улучшение;
строить матрицы ответственности за выполнение процессов;
определять оптимальную структуру организации для
выполнения процессов;
создавать модели данных для информационной поддержки
системы качества. Всем этим требованиям удовлетворяет
методология функционального моделирования IDEF0. Для
анализа и реинжиниринга процессов применяются различные
методы, построенные на функциональном моделировании. В России
методология функционального моделирования и анализа процессов
IDEF0 регламентирована Рекомендациями по стандартизации
Р50.1.028-2001. «Информационные технологии поддержки
жизненного цикла изделия. Методология функционального
моделирования» [3]. В методологии IDEF0 базовым является
понятие функциональной модели. Это понятие, в свою очередь,
основано на понятии «функция». Именно функции являются
содержанием тех элементов (блоков), из которых строится модель
изучаемой проектируемой системы. Понятие функции в
методологии IDEF0 есть интерпретация понятия преобразования,
принятого в технической кибернетике, где под преобразованием
понимается выражение Y=WX где Y – множество выходов, X
– множество входов, W – оператор преобразования, т.е. правило,
согласно которому множество X преобразуется в множество Y.
Рис. 2. Графическая интерпретация функции
как преобразования в методологии IDEF0 В
методологии IDEF0 функция интерпретируется как преобразование
входа в выход под воздействием управления и при помощи
механизма (рис. 2). Метод IDEF0 предназначен для
функционального моделирования, то есть моделирования
выполнения функций объекта путём создания описательной
графической модели, показывающей что, как и кем делается в
рамках функционирования предприятия. Функциональная модель
представляет собой структурированное изображение функций
производственной системы или среды, информации и объектов,
связывающих эти функции. Модель строится методом декомпозиции:
от крупных составных структур к более мелким, простым.
Элементы каждого уровня декомпозиции представляют собой
процессы (операции, действия) по переработке информационных
или материальных ресурсов при определённых условиях с
использованием заданных механизмов. Каждая операция
раскладывается на более мелкие составляющие – действия по
переработке определённой части информационных или материальных
ресурсов при определённых условиях с использованием части
заданных механизмов. Аналогично раскладываются операции.
Последний шаг декомпозиции должен приводить к получению
модели, степень детализации которой удовлетворяет требованиям,
заданным в начале процесса её создания. На рисунках 3 и 4
изображена одна из составляющих работы
научно-исследовательской части – составление годового отчёта о
научной деятельности. Здесь продемонстрирован только один
уровень декомпозиции материнской диаграммы «Составлять годовой
отчёт». На наш взгляд, организация научной деятельности
вуза может быть построена аналогично принципам
функционирования производственной системы Toyota. В ней, как
известно, двумя фундаментами являются система «точно вовремя»
и система автоматизированного контроля качества «нинбен-на-ару
дзидока» [4]. В системе Toyota входы и выходы производства как
бы «поменялись» местами. «Вытягивающий» характер
производственной системы делает её затруднительной для
применения на отечественных производственных предприятиях,
однако, как мы полагаем, данная система вполне может быть
применена к сфере компетенции научно-исследовательской части.
Таким образом, мы считаем, что для повышения эффективности
научных исследований, координируемых проректором по научной
работе и научно-исследовательской частью вуза, устранения
межфункциональных противоречий и различного рода препятствий,
оптимизации затрат на качество, а также значительной экономии
средств за счёт рационального использования имеющихся ресурсов
можно применять ряд методов, наиболее важными из которых
являются методология функционального моделирования IDEF0,
адаптация и внедрение элементов производственной системы
Toyota, а также
применение функционально-стоимостного анализа. Данная область
и является сферой научного интереса авторов статьи.
Литература: 1. Робсон М., Уллах Ф.
Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов:
Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Аудит: ЮНИТИ,
1997. – 224 с. 2. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга:
Пер. с англ. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через качество»,
1998. – 336 с. 3. Р50.1.028-2001. «Информационные
технологии поддержки жизненного цикла изделия. Методология
функционального моделирования», М. 2001. 4. Монден Я.
"Тоёта": методы эффективного управления / Сокр. пер. с англ.;
научн. ред. А.Р. Бенедиктов, В.В. Мотылев. - М.: Экономика,
1989. - 288 с.
|