DEU | ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ


Главная

Реферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Конференции


Источник: Digitale Fachbibliothek Qualitätsmanagement

Интегрированный менеджмент качества

  автор: Ханс Дитер Сегхецци

      Система гарантии качества продуктов и услуг до половины восьмидесятых годов была практически скоцетрирована исключительно в руках специалистов по качеству и очень малого числа технического руководящего состава. Благодаря распространению и расширению понятий систем качества как ведущих управленческих основополагающих систем имеет место в настоящий момент коренное изменение вышеуказанной ситуации. Как руководящие работники и сотрудники всех отраслей предпринимательской деятельности так и органов общественного управления занимаются все юолее интенсивнее проблемой качества и его нормированием или рационированием в управлении хозяйством. В целях облегчения доступа к понятию «Менеджмент качества» разработал университет Ст. Галлен концепцию «Интегрированный менеджмент качества». И эта дисциплина «Менеджмент качества» входит составной частью в науку «Менеджмент» и поэтому предлагается обсуждение данного термина на основе терминологии понятий теории «Экономика и организация производства».

Качество как интегрированная задача (обзор)

      Нормирование или рационирование качества в хозяйственной деятельности пятидесятых, шестидесятых и семидесятых готов было технически ориентированым и методически трудно осуществляемым. В традиционном понимании этого вопроса осуществляла армия контролеров и инспекторов контроль за качеством только в том, что обеспечивала поставку бездефектных деталей к услугам клиента. Плохие товары отсортировывались, переребатывались либо шли на лом. Значение экономики и организации производства такого рода контроля за качеством продукта было относительно низким и ограничивалось по существу только областями индустриальной промышленности.

      Под новым понятием гарантии качества подразумевалось расширение его сферы в шестидесятые и семидесятые годы, когда произошло активное вовлечение в этот процесс сотрудников других технических отделов, прежде всего отделов по исследованиям и креативным разработкам. Но и даже в этот отрезок времени концентрировалась ответственность за гарантией качества товаров и услуг только в руках специалистов, которые организационно подразделялись на соответствующие отделы по проверке качества. Руководство предприятием и ведущие руководящие сотрудники не технических отраслей вряд ли были вовлечены в этот процесс контроля за гарантией качества. В восьмидесятые годы произошел перелом в данной сфере. И с тех пор занимаются все интенсивнее качеством и его нормированием в ведении хозяйственной деятельности руководящие работники отделов сбыта и реализации, сотрудники отделов кадров, отделов финансов, логистики и прочих отраслей предприятия. Такие изменения привели к стремительной популярности серии стандартов „ISO-9000“ и все возрастающему воздействию на так называемый «тотальный менеджмент качества» - Total Quality Management“-(11).

      Осуществление исключительно только контроля или только проверки качества продукта сегодня является уже недостаточным. В настоящий момент востребуется знание и владение всей производственной цепочки, начиная от поставщика и заканчивая клиентом. Такая задача не является технической, а в большей мере менеджерской, когда в этот процесс вовлекается огромное количество сотрудников и руководящих работников предприятия. Поэтому возникла необходимость в целостном и комплексном разрешении данного вопроса, а также необходимость отказа от используемой ранее системы «тайлоризма».

Менеджмент качества и экономика

      Происходящие изменения в хозяйстве оказывают соответственно воздействие на саму теорию менеджмента и на учебные заведения по подготовке менеджеров. Ранее дисциплины «Качество» и «Менеджмент качества» вряд ли имели место в традиционных концепциях и моделях теории экономики, но в настоящий момент уже предлагаются специализированные курсы по подготовке менеджеров, но зачастую все еще только как дополнение к теоретической дисциплине и без соответствующего интегрирования. Все вышеуказанное означает следующее: современные менеджеры обучались дисциплине «Менеджмент качества» на предприятии; менеджеры завтрашего дня знакомятся в рамках получаемого базового образования в учебном заведении с системой стремительно развивающейся концепции качества, но зачастую без серъезной интеграции в теорию «Общий менеджмент».

      Такого рода ситуация является неудовлетворительной при осуществлении хозяйственной деятельности. Во всех отраслях требуются руководящие работники, которые способны разрешить как задачи качества так и проблемы, обусловленные количеством, временем или затратами предприятия. Поэтому все будущие руководящие работники должны получить достаточный объем базовых знаний по дисциплине «менеджмент качества» еще обучаясь в учебном заведении при получении образования по специальности. И только тогда, начиная свою трудовую деятельность, они будут в состоянии оптимально и эффективно заниматься качеством в хозяйственной деятельности, исполняя различные должности и выполняя различные задачи в сфере экономики. Именно поэтому возникает необходимость обучения в профессиональных учебных заведениях и на курсах повышения квалицикации такой формы «Менеджмента качества», когда научный материал является составной частью науки »Общий менеджмент» и при этом используется терминология понятий науки «Экономика и организация производства». Такого рода широкий разброс приобретения знаний в процессе получения базового образования по специальности и на курсах повышения квалификции приведет к новому переломному моменту в понимании нормирования или рационирования качества.

Концепция качества, разработанная университетом Ст. Галлер

      За основу для осуществления интеграции менеджмента качества в теорию «Экономика предприятия» берется концепция «Интергированный менеджмент» (1), разработанная университетом Ст. Галлер. Эта обширная концепция не привязана к конкретному или специфическому ориентированию. Она предлагает широкие классификационные рамки, где имеют место экономически управленческие и исполнительные задачи.

      Такого рода классификационная рамка (рис. 1) является трехмерной. Первое измерение содержит три уровня, в котором размещены: нормативный менеджмент, стратегический менеджмент и оперативный менеджмент. Вторая размерность образована тремя столбцами-колонками. Центральная, средняя колонка касается активности предприятия. Она франкируется колонками структуры и поведения. Структурные столбцы содержат больше формальных, системных точек зрения. Столбцы поведения концентрируюся на людях и их исполняемой ролью на предприятии. Третий измерение вводит понятие динамики предприятия, которое указывает также на креативное развитие предприятия, воздействуя посредством скачкооборазных или постепенных, устойчивых изменений на потенциал данного предприятия.

      На местах разреза обоих первых столбцов, а именно колонок и уровней, возникают модели, в которые входят составной частью знания теории «Экономика и организация производства». Таким образом, содержит к примеру модуль стратегических программ свою наполняемость, методы и инструменты стратегии развития и стратегии преобразования. Модули находятся во взаимодействии друг с другом. Именно только поэтому осуществляется целостное и интегрированное воздействие данной концепции.

Нормативный и стратегический менеджмент

      Бляйхер (1) занимается изучением нормативного менеджмента касательно смыслщвого и целевого назначения предприятия и ставит своей целью исследование креативного развития предприятия и обеспечения соблюдения жизнеспособности данного предприятия. Стратегический менеджмент охватывает совместные действия по ориентированию предприятия для выполнения нормативных целей и касается преимущественно развития и совершенствования потенциала успешности или позиций достижения успеха. Такого рода разъяснение этого понятия уже наглядно показывает тесную связь, существующую между нормативным и стратегическим менеджментом. И поэтому не удивителен тот факт, что эти понятия на практике рассматриваются зачастую совместно как единое целое.

Концепция «Интегрированный менеджмент», разработанная университетом Ст. Галлера

      В данном схематичном нейтральном классификационном изображении, предствленным в качестве остова, приведены все концепции и системы менеджмента в очень универсальной форме. Такого рода универсальность позволяет вычленить из теории «Менеджмент» частные теоретические области в качестве частных концепций и при этом использовать то же самое схематичное классификационное изображение в качестве основы. Это специфическое качество данной концепции менеджмента, разработанного угтверситетом Ст. Галлер, полужило поводом для осуществления интеграции в нее знаний о теории менеджмента качества. Таким образом была создана концепция интегрированного менеджмента качества (Рис. 2), которая может рассматриваться как частная концепция при условии соблюдения предложенной заданной классификации базовой концепции, которая достаточно широко разрешает задачи теории менеджмента качества (8). Именно поэтому осуществляется непосредственное взаимодействие всех квалификационно-специфических аспектов с общими аспектами теории менеджмента.


ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | Главная | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Конференции