Библиотека | Персональная страница |
Источник: www.quality21.ru |
|
Гавриков А.Л., Ильяшенко Н.Н., |
«Качество – основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования». Это положение болонского процесса, провозглашено министрами образования европейских стран в 1999 году. [1]
Новгородский государственный университет совместно с СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Петрозаводским государственным университетом и Поморским государственным университетом участвует в реализации проекта CHEPS (Center for Higher Education Policy Studies) университета Твенте (Нидерланды), ориентированного на создание и развитие культуры качества в вузах Северо-Западного региона Российской Федерации (CROSS Program 2003-2005) [2].
В рамках
этого проекта создание систем менеджмента качества вузов
рассматривается как один из важнейших инструментов,
который позволит выработать критерии и методологию
для оценки качества образования [2], укрепить положение
университетов на рынке образовательных услуг региона
через достижение таких целей, как [2,3]:
Менеджмент качества вуза в современном
понимании позволяет преодолевать возникающие трудности и
препятствия посредством непрерывного
совершенствования (постоянного улучшения)
деятельности организации, предугадывая и предупреждая
возможные кризисные ситуации. В документе «Европейское
видение качества», принятом Европейской организацией по
качеству (см. http://www.eoq.org/) в
1999 году отмечается [3], что
Качество, таким образом, становится заботой каждого и требует, чтобы каждый был вовлечен в деятельность по его совершенствованию. Достижение этого связывается с наличием в организации системы менеджмента качества, ориентированной на постоянные улучшения, целью которых является обеспечение интересов всех заинтересованных сторон (внешних и внутренних потребителей) [8].
Система менеджмента качества вуза
может строиться в соответствии с требованиями и
рекомендациями международных стандартов серии ISO
9000:2000, принципами Всеобщего менеджмента качества
(Total Quality Management - TQM) или базироваться на
модели Европейского фонда по менеджменту качества
(EFQM), используемой при присуждении Европейской премии
по качеству «Совершенство в бизнесе» [4,7]. В США, в
области высшего образования, используется модель
национальной премии США по качеству имени Малкольма
Болдриджа (см. http://www.quality.nist.gov/).
Среди известных подходов особое место занимает
модель построения системы менеджмента качества в
соответствии с принципами Всеобщего менеджмента качества
(TQM) [7].
Определение понятия TQM содержится в стандарте ISO 8402:1994, где указанный термин трактуется следующим образом: «Всеобщее руководство качеством (всеобщий менеджмент качества) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества». В процессе развития TQM была сформулирована его философия, которая базируется на перечне принципов, которые необходимо понимать как указания к действию по правильной разработке методов и процессов управления: ориентация на результат и достижение цели; ориентация на потребителей; польза для сотрудников; польза для общества; качество (эффективность) деятельности и процессов; вовлечение сотрудников и их участие в мероприятиях по внедрению TQM; уверенное руководство сотрудниками; подготовка и обучение сотрудников. Указанные принципы коррелируют с принципами менеджмента качества, приведенными в разделе 0.2 стандарта ISO 9000:2000.
В работе [5] приведена логическая цепь внедрения принципов TQM, что позволяет сделать вывод о возможности реализации интеграционного подхода по созданию системы менеджмента качества вуза на основе принципов TQM с учетом требований и рекомендаций семейства стандартов ISO 9000:2000. (рис.1)
Следует отметить, что TQM – многомерный, динамичный подход, учитывающий многие параметры и нацеленный на привлечение всего персонала организации (вуза) к её постоянному улучшению (непрерывному совершенствованию). Вовлеченность всего персонала организации (вуза) в реализацию принципов TQM означает, что этот подход содержит в себе значительную составляющую корпоративной культуры [4], которая рассматривается с точки зрения трех определений:
Другая составляющая данного подхода затрагивает социальный базис, который регламентируется требованиями стандарта SA 8000:2001. Стандарт SA 8000:2001 расшифровывается как Social Accountability и в переводе на русский означает «Социальная ответственность». SA 8000:2001 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственностью. Требования этого стандарта направлены на улучшение условий труда и жизненного уровня персонала организации [6]. SA 8000:2001 нацелен на установление унифицированного контролируемого стандарта социальной ответственности с участием третьей стороны проверки (аудита) соответствия (см.рис.1). Традиционный аудит для системы социальной ответственности сопро-вождается опросом и изучением мнения большого круга заинтересованных сторон (не только персонала организации (вуза), но и представителей общественности в тех местах, где оно расположено). Таким образом, общественная оценка реального соблюдения социально-этических норм организацией (вузом) может повлиять на результат сертификационного аудита системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001:2000, который выполняется в соответствии руководящими указаниями стандарта ISO 19011:2002.
Организации (вузы),
соответствующие стандарту SA 8000:2001, получают ряд
конкурентных преимуществ, в частности:
|
|
||
2й уровень, Менеджер по качеству |
ß (требования) |
ß (руководство по улучшению) | |
Стандарт ISO 9001:2000 |
Стандарт ISO 9004:2000 | ||
Стандарт SA 8000:2001 (методология управления социальной ответственностью) |
|||
3й уровень, Аудиторы |
Стандарт ISO 19011:2002 (руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества) |
||
Рисунок 1. Интеграционная модель системы менеджмента качества вуза
Проект создания системы менеджмента качества необходимо рассматривать как процесс, руководствуясь следующим определением из международного стандарта ISO 9000: 2000: «Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальными и конечными датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам».
Реализация интеграционного подхода по созданию системы менеджмента качества вуза на основе принципов TQM, с учетом требований и рекомендаций семейства стандартов ISO 9000:2000, базируется на отражении принципов менеджмента качества (принципы TQM) в содержании разделов стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Принципы менеджмента качества |
Отражение принципов менеджмента качества в международных стандартах | |||||||
ISO 9001:2000 |
ISO 9004:2000 | |||||||
1.Ориентация на потребителя |
5.1a 5.2 5.3b 5.4.1 5.5.2 5.6.2b 5.6.3b |
6.1b |
7.1 7.2.1 7.5.4 |
8.2.1 8.3 8.4 8.5.2 |
5.1.1 5.1.2 5.2.1 5.2.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.6.2 5.6.3 |
6.1.1 6.2.26.3 |
7.1 7.2 7.3 7.5 |
8.2 8.3 8.4 8.5 |
2.Лидерство руководителя |
5.1 5.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.5.3 5.6.1 |
6.2.2 6.3 6.4 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.5 |
5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.2.3 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.5.3 5.6.1 5.6.3 |
6.1.1 6.1.2 6.2.1 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.7 6.8 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 |
3.Вовлечение работников |
5.3d 5.4.1 5.5.1 |
6.2.1 6.2.2 |
7.2 7.3 7.4 7.5 |
8.2 |
5.1.1 5.1.2 5.2 5.3 5.4.2 5.5.1 5.6.3 |
6.2.2 |
7.1 7.3 7.6 |
8.1 8.2 8.4 8.5 |
4.Процессный подход |
5.5.2 5.5.3 5.6.2 5.6.3 |
6.1 |
7.1 7.3 7.6 |
8.1 8.2 8.4 8.5 |
5.1.1 5.1.2 5.4.2 5.5.3 |
6.2.2 6.3 6.6 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.2 8.3 8.5 |
5.Системный подход к менеджменту |
5.1 5.3 5.4.2 5.5.2 5.5.3 5.6.2 5.6.3 |
6.1 6.3 6.4 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.2 8.3 8.4 8.5 |
5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.2.3 5.4.2 5.5.2 5.6.1 |
6.1.1 6.1.2 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.2 8.3 8.4 8.5 |
6.Постоянное улучшение |
5.1 5.3 5.5.2 5.6.1 5.6.2g 6.3 |
6.1 |
8.1 8.5 |
5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.2 5.5.3 5.6.1 5.6.2 5.6.3 |
6.1.1 6.2.1 6.2.2 6.4 6.5 6.6 6.8 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | |
7.Принятие решений, основанное на фактах |
5.1 5.3 5.4.1 5.5.2 5.6.1 5.6.3 |
6.2.2 6.3 6.4 6.6 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.1 8.2 8.3 8.5 |
5.1.1 5.1.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.2 5.6.2 5.6.3 |
6.2.1 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.7 6.8 |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 |
8.Взаимовы-годные отношения с поставщиками |
4.1 |
7.1b 7.3.3b 7.4 |
5.1.1 5.2.1 5.2.2 5.3 5.4.2 5.5.2 5.6.2 |
6.1.1 6.3 6.6 |
7.1 7.3 7.4 7.5.4 |
8.2.4 8.4 |
Таким образом, предлагаемая модель системы менеджмента качества вуза базируется на гармонизированном подходе и обеспечивает:
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная
реформа высшего образования Европы . – М.:
Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, Российский Новый Университет,
2002. – 126 с.
2. Modernization of the structure of
higher education institutions through quality assurance
// Project proposal for CROSS Program 2003 -
2005.Version 2. - 2003.
3. Гавриков А.Л., Исаев
В.А., Пузанков Д.В. и др. Стратегический менеджмент
вуза: Учебное пособие. - Великий Новгород, НовГУ, 2003.-
328с.
4. Степанов С.А. Менеджмент качества в
образовании // Качество. Инновации. Образование. -
2002.- №1.- С.45-53.
5. Лапидус В.А., Рекшинский
А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд-е
2-е. – Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,2001.- 88с.
6.
Фиглин Л. Модель управления качеством социальной
ответственности организации // Проблемы теории и
управления.- №2.-2003.
7. Методические рекомендации
по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в
высших учебных заведениях / Д.В.Пузанков, А.В.Олейник,
В.С.Соболев, С.А.Степанов.- СПб.: Изд-во СПбГЭТУ
«ЛЭТИ»,2003.- 220с.
8. Никитина Н.Ш. Проектирование
системы менеджмента качества вуза на основе
логико-структурного анализа // Стандарты и качество.-
2003.- №8.- С.87-91.
Библиотека | Персональная страница |