| Библиотека | Персональная страница | 
| Источник: www.quality21.ru |  | 
| Гавриков А.Л., Ильяшенко Н.Н.,  | 
«Качество – основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования». Это положение болонского процесса, провозглашено министрами образования европейских стран в 1999 году. [1]
Новгородский государственный университет совместно с СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Петрозаводским государственным университетом и Поморским государственным университетом участвует в реализации проекта CHEPS (Center for Higher Education Policy Studies) университета Твенте (Нидерланды), ориентированного на создание и развитие культуры качества в вузах Северо-Западного региона Российской Федерации (CROSS Program 2003-2005) [2].
В рамках 
                        этого проекта создание систем менеджмента качества вузов 
                        рассматривается как один из важнейших инструментов, 
                        который позволит  выработать критерии и методологию 
                        для оценки качества образования [2], укрепить положение 
                        университетов на рынке образовательных услуг региона 
                        через достижение таких целей, как [2,3]: 
                        
Менеджмент качества вуза в современном 
                        понимании позволяет преодолевать возникающие трудности и 
                        препятствия посредством непрерывного 
                        совершенствования  (постоянного улучшения) 
                        деятельности организации, предугадывая и предупреждая 
                        возможные кризисные ситуации. В документе «Европейское 
                        видение качества», принятом Европейской организацией по 
                        качеству (см. http://www.eoq.org/) в 
                        1999 году отмечается [3], что 
                        
Качество, таким образом, становится заботой каждого и требует, чтобы каждый был вовлечен в деятельность по его совершенствованию. Достижение этого связывается с наличием в организации системы менеджмента качества, ориентированной на постоянные улучшения, целью которых является обеспечение интересов всех заинтересованных сторон (внешних и внутренних потребителей) [8].
Система менеджмента качества вуза 
                        может строиться в соответствии с требованиями и 
                        рекомендациями  международных стандартов серии ISO 
                        9000:2000, принципами Всеобщего менеджмента качества 
                        (Total Quality Management - TQM) или базироваться на 
                        модели Европейского фонда по менеджменту качества 
                        (EFQM), используемой при присуждении Европейской премии 
                        по качеству «Совершенство в бизнесе» [4,7]. В США, в 
                        области высшего образования, используется модель 
                        национальной премии США по качеству имени Малкольма 
                        Болдриджа (см. http://www.quality.nist.gov/). 
                        
Среди известных подходов особое место занимает 
                        модель построения системы менеджмента качества в 
                        соответствии с принципами Всеобщего менеджмента качества 
                        (TQM) [7]. 
Определение понятия TQM содержится в стандарте ISO 8402:1994, где указанный термин трактуется следующим образом: «Всеобщее руководство качеством (всеобщий менеджмент качества) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества». В процессе развития TQM была сформулирована его философия, которая базируется на перечне принципов, которые необходимо понимать как указания к действию по правильной разработке методов и процессов управления: ориентация на результат и достижение цели; ориентация на потребителей; польза для сотрудников; польза для общества; качество (эффективность) деятельности и процессов; вовлечение сотрудников и их участие в мероприятиях по внедрению TQM; уверенное руководство сотрудниками; подготовка и обучение сотрудников. Указанные принципы коррелируют с принципами менеджмента качества, приведенными в разделе 0.2 стандарта ISO 9000:2000.
В работе [5] приведена логическая цепь внедрения принципов TQM, что позволяет сделать вывод о возможности реализации интеграционного подхода по созданию системы менеджмента качества вуза на основе принципов TQM с учетом требований и рекомендаций семейства стандартов ISO 9000:2000. (рис.1)
Следует отметить, что TQM – многомерный, динамичный подход, учитывающий многие параметры и нацеленный на привлечение всего персонала организации (вуза) к её постоянному улучшению (непрерывному совершенствованию). Вовлеченность всего персонала организации (вуза) в реализацию принципов TQM означает, что этот подход содержит в себе значительную составляющую корпоративной культуры [4], которая рассматривается с точки зрения трех определений:
Другая составляющая данного подхода затрагивает социальный базис, который регламентируется требованиями стандарта SA 8000:2001. Стандарт SA 8000:2001 расшифровывается как Social Accountability и в переводе на русский означает «Социальная ответственность». SA 8000:2001 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственностью. Требования этого стандарта направлены на улучшение условий труда и жизненного уровня персонала организации [6]. SA 8000:2001 нацелен на установление унифицированного контролируемого стандарта социальной ответственности с участием третьей стороны проверки (аудита) соответствия (см.рис.1). Традиционный аудит для системы социальной ответственности сопро-вождается опросом и изучением мнения большого круга заинтересованных сторон (не только персонала организации (вуза), но и представителей общественности в тех местах, где оно расположено). Таким образом, общественная оценка реального соблюдения социально-этических норм организацией (вузом) может повлиять на результат сертификационного аудита системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001:2000, который выполняется в соответствии руководящими указаниями стандарта ISO 19011:2002.
Организации (вузы), 
                        соответствующие стандарту SA 8000:2001, получают ряд 
                        конкурентных преимуществ, в частности: 
                        
|  |  | ||
| 2й уровень, Менеджер по качеству | ß (требования) | ß (руководство по улучшению) | |
| Стандарт ISO 9001:2000 | Стандарт ISO 9004:2000 | ||
| Стандарт SA 8000:2001 (методология управления социальной ответственностью) | |||
| 3й уровень, Аудиторы | Стандарт ISO 19011:2002 (руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества) | ||
Рисунок 1. Интеграционная модель системы менеджмента качества вуза
Проект создания системы менеджмента качества необходимо рассматривать как процесс, руководствуясь следующим определением из международного стандарта ISO 9000: 2000: «Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальными и конечными датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам».
Реализация интеграционного подхода по созданию системы менеджмента качества вуза на основе принципов TQM, с учетом требований и рекомендаций семейства стандартов ISO 9000:2000, базируется на отражении принципов менеджмента качества (принципы TQM) в содержании разделов стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
| Принципы менеджмента качества | Отражение принципов менеджмента качества в международных стандартах | |||||||
| ISO 9001:2000 | ISO 9004:2000 | |||||||
| 1.Ориентация на потребителя | 5.1a 5.2 5.3b 5.4.1 5.5.2 5.6.2b 5.6.3b | 6.1b | 7.1 7.2.1 7.5.4 | 8.2.1 8.3 8.4 8.5.2 | 5.1.1 5.1.2 5.2.1 5.2.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.6.2 5.6.3 | 6.1.1 6.2.26.3 | 7.1 7.2 7.3 7.5 | 8.2 8.3 8.4 8.5 | 
| 2.Лидерство руководителя | 5.1 5.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.5.3 5.6.1 | 6.2.2 6.3 6.4 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.5 | 5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.2.3 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.5.3 5.6.1 5.6.3 | 6.1.1 6.1.2 6.2.1 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.7 6.8 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | 
| 3.Вовлечение работников | 5.3d 5.4.1 5.5.1 | 6.2.1 6.2.2 | 7.2 7.3 7.4 7.5 | 8.2 | 5.1.1 5.1.2 5.2 5.3 5.4.2 5.5.1 5.6.3 | 6.2.2 | 7.1 7.3 7.6 | 8.1 8.2 8.4 8.5 | 
| 4.Процессный подход | 5.5.2 5.5.3 5.6.2 5.6.3 | 6.1 | 7.1 7.3 7.6 | 8.1 8.2 8.4 8.5 | 5.1.1 5.1.2 5.4.2 5.5.3 | 6.2.2 6.3 6.6 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.2 8.3 8.5 | 
| 5.Системный подход к менеджменту | 5.1 5.3 5.4.2 5.5.2 5.5.3 5.6.2 5.6.3 | 6.1 6.3 6.4 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.2 8.3 8.4 8.5 | 5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.2.3 5.4.2 5.5.2 5.6.1 | 6.1.1 6.1.2 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.2 8.3 8.4 8.5 | 
| 6.Постоянное улучшение | 5.1 5.3 5.5.2 5.6.1 5.6.2g 6.3 | 6.1 | 8.1 8.5 | 5.1.1 5.1.2 5.2.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.2 5.5.3 5.6.1 5.6.2 5.6.3 | 6.1.1 6.2.1 6.2.2 6.4 6.5 6.6 6.8 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 | 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | |
| 7.Принятие решений, основанное на фактах | 5.1 5.3 5.4.1 5.5.2 5.6.1 5.6.3 | 6.2.2 6.3 6.4 6.6 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.1 8.2 8.3 8.5 | 5.1.1 5.1.2 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.2 5.6.2 5.6.3 | 6.2.1 6.2.2 6.3 6.4 6.5 6.7 6.8 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 | 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | 
| 8.Взаимовы-годные отношения с поставщиками | 4.1 | 7.1b 7.3.3b 7.4 | 5.1.1 5.2.1 5.2.2 5.3 5.4.2 5.5.2 5.6.2 | 6.1.1 6.3 6.6 | 7.1 7.3 7.4 7.5.4 | 8.2.4 8.4 | ||
Таким образом, предлагаемая модель системы менеджмента качества вуза базируется на гармонизированном подходе и обеспечивает:
Литература 
                        
1. Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная 
                        реформа высшего образования Европы . – М.: 
                        Исследовательский центр  проблем качества 
                        подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 
                        2002. – 126 с. 
2. Modernization of the structure of 
                        higher education institutions through quality assurance 
                        // Project proposal for CROSS Program 2003 - 
                        2005.Version 2. - 2003. 
3. Гавриков А.Л., Исаев 
                        В.А., Пузанков Д.В. и др. Стратегический менеджмент 
                        вуза: Учебное пособие. - Великий Новгород, НовГУ, 2003.- 
                        328с. 
4. Степанов С.А. Менеджмент качества в 
                        образовании // Качество. Инновации. Образование. - 
                        2002.- №1.- С.45-53. 
5. Лапидус В.А., Рекшинский 
                        А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Изд-е 
                        2-е. – Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,2001.- 88с. 
6. 
                        Фиглин Л. Модель управления качеством социальной 
                        ответственности организации // Проблемы теории и 
                        управления.- №2.-2003. 
7. Методические рекомендации 
                        по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в 
                        высших учебных заведениях / Д.В.Пузанков, А.В.Олейник, 
                        В.С.Соболев, С.А.Степанов.- СПб.: Изд-во СПбГЭТУ 
                        «ЛЭТИ»,2003.- 220с. 
8. Никитина Н.Ш. Проектирование 
                        системы менеджмента качества вуза на основе 
                        логико-структурного анализа // Стандарты и качество.- 
                        2003.- №8.- С.87-91.
| Библиотека | Персональная страница |