Под действием циклических нагрузок в результате циклических пластических деформаций могут образовываться трещины. Даже если номинальные напряжения намного ниже предела упругости, локальные напряжения из-за наличия концентраций напряжений на включениях или механических повреждениях могут быть выше предела текучести. Следовательно, пластические деформации образуются локально в микромасштабе, но этого недостаточно для того, чтобы они были заметны визуально.
Для объяснения зарождения усталостных трещин локальными пластическими деформациями было предложено несколько эквивалентных моделей (см. [38, 40, 41]). Модель Вуда [38] изображена на рис. 2.25. В течение той части цикла, когда нагрузка возрастает, на наиболее удачно расположенной плоскости происходит сдвиг. На падающей части цикла сдвиг в обратном направлении происходит на параллельной плоскости скольжения, поскольку сдвиг по первой плоскости затруднен механическим упрочнением и окислением только что образованной свободной поверхности. В этом первом цикле сдвига может произойти выдавливание либо вдавливание поверхности металла. При последовательных циклах в условиях непрерывно продолжающегося пластического течения вдавливание может перерасти в трещину (рис. 2.25). Если в процессе циклического нагружения напряжения остаются растягивающими, то этот механизм все равно работает, поскольку возникающие при возрастании нагрузки пластические деформации во время разгрузки могут явиться причиной остаточных сжимающих напряжений. Пример образования трещины в циклическом процессе нагружения (см. [42]) представлен на рис. 2.26.
Рис. 2.25. Модель Вуда зарождения усталостной трещины
Усталостная трещина, однажды образовавшись, может расти за счет обратного сдвига (см. [43—521). Несколько этапов роста усталостной трещины показаны на рис 2.27. В поле растягивающих напряжений острая трещина вызывает образование больших концентраций напряжений при ее вершине, где очень легко может произойти сдвиг. В материале перед трещиной (этапы 1 и 2 на рис. 2.27) по одной из подходящих плоскостей скольжения в направлении наибольшего касательного напряжения может произойти сдвиг. Благодаря этому сдвигу трещина расширяется, одновременно увеличиваясь по длине. Теперь может произойти сдвиг в другой плоскости (этап 3). Механическое упрочнение и увеличивающееся напряжение окончательно ослабляют другие параллельные плоскости сдвига, что делает вершину трещины тупой (этап 4). На возрастающей части цикла трещина продвигается на величину Δa.
Пластическая деформация возникла в небольшом объеме, расположенном в области упругих деформаций. При разгрузке область упругих деформаций будет сжиматься, а ставшая слишком большой область пластических деформаций не будет более соответствовать своему окружению. Для того чтобы это соответствие не было нарушено, во время разгрузки участка цикла нагружения на область пластических деформаций со стороны упругой области действуют сжимающие напряжения. Эти сжимающие напряжения вновь будут превышать предел текучести, по крайней мере, в вершине трещины. Следовательно, здесь имеет место обратная пластическая деформация, которая приведет к сближению краев трещины и восстановлению остроты ее вершины (этап 5).
Рис. 2.26. Зарождение усталостной трещины в алюминиевом сплаве (по Сиджву):
a — вдавливание и выдавливание; б — трещина, образовавшаяся за счет сдвига
Циклическое расширение и сжатие трещины (этапы 1—5 и 6—7) приводят к образованию типичного рисунка, причем каждый новый цикл добавляет новую бороздку. Эти бороздки на поверхности разрушения видны в электронный микроскоп; их называют бороздками усталости. На рис. 2.28 показаны бороздки усталости промышленного сплава Al–Cu–Mg.
На рис. 2.27 представлена модель образования бороздок, дающая общее представление о процессах притупления вершины трещины и восстановления ее остроты. Эта модель синтезирует различные модели (см. [46—52]) и позволяет дать оценку механизма роста усталостной трещины, достаточную для того, чтобы служить базой для изучения основ механики разрушения. Более детальная модель, позволяющая в ограниченных пределах проводить численный анализ, была недавно предложена Нейманом [52]. Иногда в процессе распространения усталостной трещины может включаться механизм разрушения сколом. При этом образуются хрупкие бороздки (см. [44, 45]). Бороздки представляют собой последовательные положения фронта трещины при ее распространении.
Рис. 2.27. Одна из возможных моделей роста усталостной трещины
Это является доказательством того, что за каждый цикл образуется одна бороздка, а расстояние между бороздками является мерой, определяющей степень распространения трещины за цикл. Из рис. 2.28 можно заключить, что за один цикл трещина распространяется на 0,2 мкм. Этот факт дает возможность определить скорости распространения трещины при исследовании различных случаев разрушения.
Бороздки усталости лучше всего видны в алюминиевых сплавах. Для образования регулярной волнообразной структуры необходимо, чтобы имелось достаточно возможностей для пластического деформирования материала в окрестности вершины трещины, с тем, чтобы выполнялось условие распространения ее фронта. Бороздки должны иметь определенную длину, иначе их нельзя считать бороздками. Возможности материала для деформирования должны обеспечивать подобные деформации на некотором расстоянии от фронта трещины, иначе бороздки становятся нерегулярными и регулярная волновая структура не образуется. В материалах с ограниченными возможностями для деформирования бороздки могут быть либо слабо выражены и сведены к нескольким соответствующим образом ориентированным кристаллическим зернам, либо не образоваться совсем.
Для образования регулярной волнообразной структуры необходимы:
а) наличие большого количества систем сдвига и легкий сдвиг в поперечном направлении, чтобы образовать фронт трещины и сохранить его при прохождении через примыкающие друг к другу кристаллические зерна;
б) наличие более чем одной кристаллографической плоскости, по которой возможен рост трещины (см. [4]).
Если эти условия выполняются, то сдвиг, который происходит при расширении и сжатии трещины, может приспособиться к условиям фронта трещины, что дает возможность образования хорошо различимых бороздок. Очевидно, это справедливо для алюминиевых сплавов.
Если вышеприведенные требования не выполнены, сдвиг будет нерегулярным и образование периодической волнообразной структуры станет невозможным. Ориентация отдельных кристаллических зерен может быть подходящей для образования регулярной волнообразной структуры, но ограниченные возможности для скольжения могут помешать образованию бороздок на сколько-нибудь значительную длину вдоль фронта трещины в соседних кристаллических зернах с другой ориентацией. В этих случаях обычно наблюдаются слабо-обозначенные бороздки в небольшом количестве изолированных кристаллических зерен и спутанные следы скольжения в окружающих кристаллических зернах. Подобная картина представлена на рис. 2.30. В случае если кристаллические зерна деформируются слабо, бороздки могут не образоваться совсем. Если деформации подвергается лишь область вблизи кристаллического зерна, то усталостное разрушение может даже произойти внутри кристаллического зерна (см. [53, 54]), как показано на рис. 2.31.
Возникает вопрос: оказывают ли влияние на процесс усталостного разрушения включения и частицы второго рода? Поскольку речь идет о зарождении усталостных трещин, то следует ожидать, что они оказывают влияние. В гладких образцах местами концентраций напряжений являются включения. В таких местах может возникнуть необходимая пластическая деформация (см. рис. 2.25). Зарождение усталостных трещин в таких частицах было отмечено Гросскрейтцом и Шоу [55], Баулисом и Сиджвом [56], а также Мак Евили и Бутнером [57]. Если имеются концентрации напряжений на механических выемках, то можно ожидать, что наличие частиц не обязательно для зарождения трещины, поскольку дополнительная концентрация напряжений, возникающая благодаря наличию частиц, не имеет большого значения.
По этой же причине следует ожидать, что частицы оказывают слабое влияние на процесс распространения трещины. В самом деле, при небольшой скорости распространения трещины их влияние весьма ограничено (см. [58, 59]). На рис. 2.32 показано влияние на процесс распространения трещины сравнительно большой частицы. До тех пор пока фронт трещины не приблизился к частице на очень маленькое расстояние, она оставалась целой и последняя бороздка перед частицей все еще была прямой. В этот момент, как можно видеть из слабого речного узора на ее разрушенной поверхности, частица разрушилась. Из-за разрушения сколом частицы трещина в этом месте продвинулась вперед, но скорость ее распространения уменьшилась, что можно определить по близкому расположению бороздок перед частицей. Расположение бороздок в области A (рис. 2.32) указывает на слабое увеличение скорости распространения трещины всего на несколько циклов, которое имеет место из-за продвижения трещины в месте скола частицы. Расположение бороздок в области B показывает, что справа от частицы увеличение скорости произошло позднее. Несмотря на то, что частица, несомненно, оказала влияние на локальное распространение трещины, средняя скорость распространения трещины существенным образом не изменилась, если принять во внимание размер частицы. Из рис. 2.32 видно также, что множество более мелких частиц, которые были вытащены из матрицы, не оказывали заметного влияния на процесс распространения трещины, что можно заключить из весьма постоянного расположения бороздок.
Рис. 2.30. Слабо развитые бороздки в высокопрочной малоуглеродистой стали
При больших скоростях распространения трещины (порядки 1 мкм за цикл и больше) картина совершенно иная (см. [58, 60]), что легко видеть из рис. 2.33. Высокие скорости распространения трещины появляются в результате больших интенсивностей напряжения при вершине трещины (большие трещины или высокие нагрузки). Из-за больших концентраций напряжений частицы перед вершиной трещины могут расколоться или выскочить из матрицы, при этом образуется раковина (возможно, большая).
Оставшийся материал между раковиной и вершиной трещины может разрушиться за счет вязкого разрыва; таким образом образуется местное быстрое продвижение трещины на большое расстояние. Это со всей очевидностью показывают области с ямками (рис. 2.33), которые свидетельствуют о механизме слияния пустот в процессе вязкого разрыва.
Рис. 2.31. Поверхность усталостной трещины,
проходящая через кристаллические зерна в высокопрочной малоуглеродистой стали
При таких больших скоростях распространения трещин влиянием включений пренебрегать нельзя. Сравнение поверхностей разрушения, полученных в работе [58], показывает, что из-за небольшого количества статических разрушений расположение волн при различных скоростях распространения трещин не одинаково. При более высоких скоростях распространения трещин расстояние между бороздками увеличивается, а поверхность разрушения состоит главным образом из ямок. Отсюда следует, что рост скорости распространения трещин был бы значительно меньше, если бы отсутствовали включения. Если пренебречь включениями, то скорость распространения «действительно усталостной» трещины была бы около 0,5 мкм за цикл (рис. 2.33) вместо 1 мкм за цикл — скорости, которая действительно наблюдалась при испытании.
Влияние частиц на процесс распространения усталостной трещины существенно лишь при высоких скоростях ее распространения. Иными словами, частицы оказывают влияние только на самую последнюю, небольшую, часть процесса распространения трещины. Следовательно, для техники это не имеет большого значения, что подтверждается испытанием материалов с очень низким содержанием частиц.