Смазочные материалы
(Источник: Энциклопедия
кругосвет)
Смазочным материалом может служить твердое
вещество (например, графит), жидкость (скажем, жидкое масло) либо смесь
масла с мылом – т.н. консистентная смазка. Кроме того, в качестве
смазочных материалов используются многочисленные смеси жидких масел с
различными добавками и присадками.
Жидкие смазочные материалы.
Масла как смазочные материалы делятся на три группы: 1) не летучие, или жирные; 2) углеводородные, или минеральные; и 3)
синтетические масла. Масла первой группы не могут быть перегнаны (при
атмосферном давлении) без разложения. Все они животного или растительного
происхождения и, как показывает химический анализ, состоят, как правило,
только из углерода, водорода и кислорода. Масла второй группы называются
минеральными, так как они получаются из нефти, или углеводородными,
поскольку состоят только из углерода и водорода. Синтетические масла – это
особые химические соединения.
Жирные масла. Жирные масла при комнатной температуре являются
жидкостями. Аналогичные твердые масла называются жирами. Жиры – это
глицериды; они могут расщепляться на глицерин и жирные кислоты. Наибольшее
практическое значение имеют три жирные кислоты: олеиновая, пальмитиновая и
стеариновая. При наличии небольшого количества таких жирных кислот в
смазке ее маслянистость существенно повышается.
Некоторые жирные кислоты легко окисляются на воздухе и загустевают или
даже затвердевают. Примером могут служить льняное и тунговое масла.
Примеры незагущающихся масел – оливковое (растительное) и спермацетовое
(животное). Жирные масла входят в смазочные масла лишь в небольших
количествах, но широко применяются при изготовлении мыльной основы в
производстве консистентных смазок.
Углеводородные масла.
Углеводородные масла долго не окисляются на
воздухе при обычных температурах. При высоких же температурах, таких, как
в двигателях внутреннего сгорания, они могут вследствие окисления и
частичного разложения давать нагар и смолистые отложения.
Одним из важнейших свойств минерального масла является вязкость.
Следует учитывать, что вязкость сильно зависит от температуры.
Относительное изменение вязкости масел в заданных температурных пределах
характеризуют условным показателем – индексом вязкости (ИВ).
Углеводородные смазки можно классифицировать: 1) по типу нефти, из
которой получено масло, и 2) по способу переработки нефти. Существуют три
типа сырой нефти: парафинового, нафтенового (асфальтового) и смешанного
основания. При изготовлении смазочных масел из нефти применяются следующие
основные процессы: перегонка с нагревом открытым пламенем, паром или
вакуумная; использование остаточного масла; фильтрование; депарафинизация;
обработка кислотами и щелочами; экстрагирование растворителем; введение
химических добавок для улучшения эксплуатационных характеристик. Масла
нередко называются по технологиям их производства: масла паровой
перегонки, масла вакуумной перегонки, дистиллятное минеральное масло (без
присадок), масла селективной очистки, смешанные, с присадками,
компаундированные, брайтстоковые (высоковязкие цилиндровые), палевые
дистиллятные, веретенные масла и т.д.
Синтетические масла. Наибольшее применение находят два вида
синтетических масел: силиконовые (кремнийорганические) и полиэфирные.
Первые из них образуют широкий класс кремний органических соединений,
весьма различающихся по своим свойствам. Все они инертны в химическом
отношении, а вязкость их изменяется в широких пределах. Они
характеризуются высокими индексами вязкости, низкими температурами потери
текучести и способностью выдерживать высокие температуры. Силиконовые
смазочные масла хорошо работают в режиме жидкостного трения, но не в
условиях высоких контактных давлений и высоких скоростей трения.
Полиэфирные синтетические масла – это полиалкиленгликоли. Как и
силиконовые масла, они характеризуются высокими индексами вязкости и
низкими температурами потери текучести.