Смазочные материалы
Смазочные масла
ν=730BУ - 630/BУ
Вязкость масел обратно пропорциональна температуре. Это свойство является очень важным с эксплуатационной точки зрения. Неизбежные при работе оборудования колебания температуры приводят к изменению вязкости и скорости износа деталей. Зависимость вязкости масел от температуры нелинейная. В СССР в качестве приближенной оценки вязкостно-температурных свойств масел принят температурный коэффициент вязкости ТКВ (ГОСТ 33—66), определяемый по формуле
ТКВ=(ν0 - ν 100) / ν50,
где ν0, ν
50, ν100—
кинематическая вязкость масел при температуре 0, 50, 100° С.Чем
меньше значение этого коэффициента, тем выше эксплуатационные качества
масла. Вязкость измеряют стандартными приборами
— капиллярными вискозиметрами. При граничных условиях трения,
когда детали частично разделены слоем масла,
качество смазки оценивают не вязкостью, а маслянистостью, которая
характеризует смачиваемость металлов минеральными маслами. Сравнивают масла по
индексам маслянистости.
Температурой вспышки масла называется температура, при которой
пары масла образуют с окружающим воздухом горючую смесь. Температура, при
которой загорается масло и горит не менее 5 с, называется температурой воспламенения. Эти показатели
характеризуют такие эксплуатационные свойства масел, как испаряемость и огнеопасность. Особенно важно
учитывать их при выборе масла для узлов трения машин и механизмов, работающих в зонах высоких температур.
Температура застывания
—это такая температура, при которой масло теряет текучесть и
приобретает свойства пластической массы. Для определения
температуры застывания масло наливают в пробирку площадью 1 см2, наклоненную на 45°, и
охлаждают. Уровень масла не должен
изменять своего положения в течение 1 мин. Чем лучше масло сохраняет
текучесть, тем более пригодно оно для смазки узлов трения машин, работающих
в условиях отрицательных температур.
Кислотность характеризует
наличие в масле свободных кислот, которые появляются в нем во время эксплуатации или попадают из дистиллятов. Реагируя с
черными металлами и водой, окисленные масла образуют металлические мыла. Осадки в виде тяжелых шлаков
на внутренних стенках трубопровода уменьшают проходные сечения и снижают эффективность циркуляционных систем
жидкой смазки. Кислотность измеряют кислотным числом, т. е. количеством
миллиграммов едкого калия (КОН), необходимого для нейтрализации 1
гс масла.
Коксуемость — свойство масел выделять твердый осадок (кокс) при нагревании
без доступа воздуха. Мерой коксуемости служит коксовое число, т. е. количество осадков,
полученных прокаливанием 10 гс масла при 500—600° С.
Под зольностью понимают качество очистки масла и наличие в нем несгораемых веществ. Численно она равна
количеству остатка, полученного после выпаривания, сгорания и прокаливания
навески масла.
Свободные щелочи,реагируя с цветными металлами, образуют
густые клейкие осадки (мыла), которые осаждаются на внутренних стенках
трубопроводов. Наличие в масле свободных щелочей устанавливают окраской
спиртовой вытяжки под действием фенолфталеина.
Вода окисляет металлические поверхности и
способствует появлению сгустков, нарушающих функционирование смазочных
систем. Она попадает в масло при небрежном хранении или неисправных
уплотнениях. Кроме того, осаждается на внутренних стенках трубопроводов в
виде конденсата.
Эмульгируемость — способность масла, смешиваясь с водой,
образовывать трудно разделимые эмульсии. Это свойство необходимо учитывать
для систем смазки прокатного оборудования, которое интенсивно охлаждается
водой. Эмульгируемость измеряют числом диэмульсации, т. е. временем (мин)
полного разделения масла и воды.
Механическими примесями считают различные твердые вещества, которые
находятся в масле во взвешенном состоянии или в виде осадка. Такие вещества,
как производственная пыль, песок, металлическая стружка и т. п., увеличивают
износ деталей и вызывают закупорку трубопроводов.
Наиболее часто применяемые в узлах металлургического оборудования минеральные масла приведены в работе.
Для улучшения физико-химических и эксплуатационных свойств к минеральным маслам добавляют специальные
присадки, которые в зависимости от выполняемых функций делятся на вязкостные,
моющие, депрессорные, противоизносные, антиокислительные и др.
Вязкостные присадки улучшают температурный коэффициент вязкости, не изменяя вязкостнотемпературных свойств масел. Масло
с такими присадками (полиизобутилены, винипол, вольтоли) меньше теряет
подвижность при низких температурах.
Моющие присадки (нафтеловые кислоты, соли кальция, бария, алюминия, соединения цинка, свинца) обладают способностью
очищать поверхность трения и внутренние стенки трубопроводов от осадков
металлических мыл и пленок смолистых веществ.
Депрессорные присадки (вольтоли, окисленный петролатум, депрессоры АзНИИ и АзНИИ-ЦИАТИМ-1, полиметакрилат, парафлоу,
сантопур) понижают температуру застывания масла.
Противозадирные присадки (ЭЗН-2, ЛЗ-309, ОТ-1, сульфол) уменьшают скорость образования металлических связей при
износах схватыванием I и II рода. Взаимодействие противозадирных присадок с контактируемыми деталями
представляет собой процесс селективной коррозии ювенильных участков
поверхностей трения химически активными соединениями хлора, серы, фосфора,
в результате чего на ювенильных участках образуются защитные пленки окислов.
Износы схватыванием можно устранить, если выбрать присадки так, чтобы
выполнялись соотношения
vок > v1 ; vок > v2
где vок — скорость образования защитных пленок окислов;