Нейро-фаззи On-Line оптимизация эффективности управления в векторном управлении с ориентацией по потоку статора асинхронным двигателем Бимал K. Босе, Нитин Р. Пател, и Каушик Раяшекара Abstract - Fuzzy logic-based on-line efficiency optimization control has been described in the literature [1] for an indirect vector-controlled induction motor drive. The purpose of this paper is to extend the same control to a stator flux-oriented electric vehicle induction motor drive and then implement the fuzzy controller by a dynamic back propagation neural network-based controller. The principal advantage of fuzzy control, i.e., fast convergence with adaptive step size of the control variable, is retained. The neural network adds the advantage of fast control implementation, either by a dedicated hardware chip or by digital signal processor (DSP)-based software. Index Terms - Drive, efficiency, fuzzy logic, induction motor, neural network. I. ВВЕДЕНИЕ Фаззи логика и нейронно сетевые технологии сейчас по нарастающей применяются в силовой электронике и в частотном приводе. Одно интересное применение фаззи логики – on-line поиск оптимизации эффективности управления двигателя переменного тока с векторным управлением. Основа такого управления может быть указана ниже [2]. Машина обычно управляется при номинальном потоке, для того, чтобы дать лучшую переходную характеристику. Однако, в малых нагрузках, задание номинального потока приводит к чрезмерным потерям в роторе, тем самым снижая эффективность привода. Так как большинство времени привода работают при малой нагрузке, оптимум эффективности может быть получен с помощью программирования потока. Оn-line оптимизация эффективности управления основана на поиске, когда потокосцепление снижается пошагово пока измеренный вход мощности для определенного момента нагрузки и заданной скорости установится внизу на самом низком значение, является очень привлекательным. Управление не требует никакого знания параметров машины, целиком лишено чувствительности к изменениям параметров, и алгоритм подходит универсально к любому произвольному приводу. Управление может легко выполняться фаззи логикой [1], что описывается позже [смотрите рис. 1(b)]. Главное преимущество фаззи управления – быстрая сходимость с адаптивным размером шага контролируемой переменной. Это означает, что снижение потока машины начинается в начале с большого размера шага, который затем постепенно уменьшения таким образом, что оптимальное значение потока достигалось быстрее. Дополнительное преимущество фаззи управления есть то, что оно может принять неточные сигналы, испорченные шумом. II. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Рис. 1(a) показывает диаграмму управляющего блока системы, включающую предложенный нейро-фаззи регулятор. Силовая цепь привода состоит из 300-В аккумулятора, IGBT мостового инвертора и 100-кВт (пиковая мощность) асинхронного двигателя. В основном, это бездатчиковая, прямо ориентированная по потоку статора система векторного управления [3], [5], где развиваемый момент контролируется во внешнем контуре. Преимущество управления с ориентацией по потоку статора является прежде всего его чувствительность к изменению сопротивления статора, которое может быть компенсирован от части легко. Кроме того, возле нулевой скорости, сигнал напряжения статора после сопротивления статора (Rs) является несколько большим и его легче обработать. Однако, недостаток есть, что это вводит соединение, для которого необходимо разделение компенсации (idq). Контур момента выдает задание для контура iqs (моментная составляющая тока). Задание потока статора Ψs вырабатывается с помощью вычитания вывода нерйо-фаззи регулятора (ΣΔΨs) от номинального потока (Ψsn). Контур потока тогда выдает задание ids (потоковая составляющая тока) после добавления текущей (idq)компенсации, как показано. Оба контура момента и потока тогда генерируют сигналы напряжения, которые затем вращаются и широтно-импульсно модулируются (ШИМ) для управления инвертором. III. НЕЙРО-ФАЗЗИ УПРАВЛЕНИЕ Рис. 1(b) дает детальную функциональную схему нейро-фаззи регулятора, показанного на рис. 1(a). Отметьте, что это управление становится эффективным только в статическом режиме, который может быть определен ошибкой контура момента и частотными сигналами (не показаны). В начале были разработаны полный фаззи-регулятор, характеризуемый функциями принадлежности ΔPd(pu), LΔΨs(pu) и Δψs(pu) и соответственная таблица правил. Принцип работы рис.1(b) может быть описан как указано ниже. При определенных условиях установившейся скорости и момента нагрузки, входная мощность постоянного тока (Pd) выбирается и сравнивается с предыдущим значение, чтобы определить уменьшение ΔPd. В добавление, последнее уменьшение потока статора (LΔΨs(pu)) пересматривается. На этих основах, шаг уменьшения потока Δψs(pu) генерируется от фаззи функций принадлежности и таблицы правил через фаззи вывод и дефаззификацию. Регулируемые усиления Sp и SΨs, генерируемые блоком вычисления масштабного коэффициента, преобразуют входную переменную и контролируемую переменную, соответственно, к и от относительных значений, как указано. Масштабные коэффициенты используются там IV ЗАВЕРШЕНИЕ Основанное на фаззи-логике on-line оптимизация эффективности управление было применено к векторному управлению с ориентацией по потоку статора асинхронным двигателем, и регулятор затем переведен на динамическую прямонаправленную нейронную сеть. Такое нейро-фаззиуправление объединяет преимущества фаззи и нейро контроля. Управление достигло быстрой сходимости со свойственным адаптивным размером шага сигналов фаззиуправления. Применение нейронной сети позволяет быстрое вычисление и может быть реализовано на предназначенной микросхеме или ЦСП программном обеспечении. Обширное изучение симуляции проверяет превосходную производительность регулятора. Регулятор произведен в лаборатории на TMS320C30 DSP и будет проверен с приводом 100-кВт EV. ЛИТЕРАТУРА
[1] G. С D. Sousa, B. K. Bose, and J. G. Cleland, "Fuzzy logic based on-line efficiency optimization control of an indirect vector-controlled induction motor drive," IEEE Trans. Ind. Electron., vol. 42, pp. 192-198, Apr. 1995. |