Бухта Наталья Александровна |
Автореферат магистерской работыТема: "Система векторного управления асинхронным двигателем с наблюдателем состояния, оценивающим вектор потокосцепления ротора"Актуальность темы: Решение задач комплексной автоматизации промышленных установок и технологических комплексов в различных областях народного хозяйства непрерывно повышает требования к системам регулирования электроприводами (ЭП). При этом потребитель всё больше выдвигает требования к надёжности привода, его быстрому вводу и удобствам в эксплуатации. В историческом плане в начале 50-х годов преимущественно применялся ЭП постоянного тока на основе полупроводниковых элементов. Это было обусловлено в первую очередь высоким КПД, жесткой механической характеристикой и широким диапазоном регулирования частоты вращения. Машины, работавшие на переменном токе, традиционно проигрывали по этим показателям и применялись лишь на малоответственных и не требовавших высокой точности регулирования установках. Но в настоящее время идет совершенствование систем управления ЭП переменного тока и открывается широкая возможность их использования. Благодаря тому, что асинхронная машина с короткозамкнутым ротором имеет меньший момент инерции ротора, большую перегрузочную способность по моменту и простую конструкцию, чем общепромышленная машина постоянного тока, асинхронный ЭП позволяет обеспечить более высокое быстродействие, чем привод постоянного тока. Все большее распространение получают системы ЭП на базе асинхронного двигателя (АД) с короткозамкнутым ротором. Это определяет перспективность подобных систем. Нормальная работа современных высококачественных систем асинхронного ЭП возможна только в условиях получения достоверной информации о состоянии объекта регулирования (ОР).
В то же время, при организации управления скоростью АД в системе координат d,q, ориентированной по вектору потокосцепления ротора, качество регулирования зависит от точности измерения или оценки пространственного положения этого вектора потокосцепления.
Цели и задачи исследования Целью работы является разработка наблюдателя состояния, позволяющего восстановить значение обобщенного вектора потокосцепления ротора асинхронного короткозамкнутого двигателя с точностью, достаточной как для регулирования модуля вектора потокосцепления, так и для ориентации системы координат, в которой формируются управляющие сигналы при векторном полеориентированном управлении асинхронной машиной.Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследований:
Синтезированный НС по сравнению с известными наблюдателями имеет более простую и устойчивую структуру (постоянные коэффициенты в прямом канале, отсутствие чистых интегрирующих звеньев), что обусловливает отсутствие дополнительных мер по обеспечению его асимптотичности и простоту его адаптации к изменению параметров объекта наблюдения. Обзор современного состояния проблемы и научно-технических публикаций по направлению работы. Как отмечено, в частности, в [1], современный подход к решению задачи косвенной взаимосвязанной идентификации координат (потокосцепления ротора ψR и статора ψS и скорости ω) и внутренних параметров (индуктивностей рассеяния статора LSσ и ротора LRσ , индуктивности намагничивания Lm , активных сопротивления статора RS и ротора RR) частотно-регулируемых асинхронных машин (АМ) преимущественно заключается в осуществлении данной идентификации без установки на валу машины вращающихся механических датчиков: положения или частоты вращения ротора (скорости) асинхронной машины. Точная идентификация внутренних параметров АМ необходима также на практике для качественной первоначальной настройки и последующей самоподстройки в эксплуатации САР электроприводов, обеспечивая этим нормированное (желаемое) качество статических характеристик и переходных процессов ЭП. Необходимость использования НC обусловлена их способностью оценивать значение координат, которые невозможно или очень тяжело измерить непосредственно, и одновременно осуществлять собственную самонастройку для адаптации к изменению регулируемых координат и внутренних параметров АД. Общие принципы построения НС, а также алгоритм их адаптации к изменению параметров объекта были изложены еще в 1976 году . [3] Однако в настоящее время данные вопросы, рассматриваемые применительно к новым системам регулирования и используемым алгоритмам управления, являются по-прежнему интересными и актуальными. Свидетельством этому является большое число публикаций в научно-технических изданиях в настоящее время. Так, в Украине проводятся исследования по вопросу синтеза наблюдателей потока. В [8] представлены идентификация координат и параметров двигателя, повышение качества электромеханических переходных процессов асинхронного электропривода с векторным управлением при непрямом измерении потокосцепления ротора асинхронного двигателя путем адаптации системы управления к изменению параметров двигателя. В [1] выполнен достаточно обширный обзор исследований и расчетов стационарных и переходных электромагнитных и электромеханических процессов современных частотно регулируемых асинхронных электроприводов с широтно-импульсной модуляцией (ШІМ). Предложены алгоритмы косвенной идентификации параметров режима короткозамкнутой асинхронной машины. Современная проблема анализа и синтеза систем автоматического управления (САУ) с наблюдателями состояния (НС) и средств автоматизации этих процессов, совершенствование и структурные преобразования САУ с НС представлены. [2] Общий принцип векторного управления асинхронным двигателем с регулированием по потокосцеплению воздушного зазора, статора или ротора детально рассматривается. [4] Известны также работы зарубежных авторов. Рассматривающих ориентированный по позиции ротора, наблюдатель состояния для полного порядка с учетом магнитного насыщения. [10] Краткое содержание работы. Работа содержит пять разделов, отражающих этапы и поставленные задачи исследований.
Наиболее удобным является графическое представление математического описания АД в виде структурной схемы (так называемые структурные математические модели). При этом для каждого частного случая применяется структура математического описания, в котором фигурируют только переменные состояния, подлежащие регулированию или контролю. На основе такой модели, представленной в некоторой частной системе координат (отличающейся некоторым условием вращения и связанной с этим ориентацией) удобно анализировать процессы в АД, а также строить систему регулирования. Наиболее перспективной в этом плане является система координат, ориентированная по вектору потокосцепления ротора. Для того чтобы направление действительной оси ортогональной системы координат в любое время совпадало с направлением обобщенного вектора потокосцепления ротора, система координат должна вращаться синхронно с этим вектором, что позволяет реализовать векторный закон частотного управления. Вектор потокосцепления ротора в ней будет иметь только действительную составляющую.Обозначим действительную ось такой системы координат через d, а мнимую – q. Рисунок 1 – Структурная схема АД в системе координат, ориентированной по вектору потокосцепления ротора Во втором разделе выполняется анализ существующих способов косвенной оценки потокосцепления ротора асинхронной машины при векторном полеориентированном управлении.
где ψm - вектор магнитного потока в воздушном зазоре, измеряемый с помощью датчиков Холла.
Оба эти метода имеют существенные недостатки, что ограничивает их применение на практике.
К числу недостатков, которые ограничивают использование идентификаторов в реальных условиях, следует отнести их высокую чувствительность к изменению параметров АД (что требует использование дополнительных устройств для идентификации параметров) и использование неявных операций интегрирования или дифференцирования, а также развязки алгебраических контуров. Одним из альтернативных способов оценивания значения вектора потокосцепления ротора, использование наблюдателей состояния НС, которые при традиционном синтезе лишены указанных недостатков.
Рисунок 2 – Структурная схема наблюдателя состояния В качестве желаемого выбран стандартный полином 2-го порядкагде параметры НС ( ,Ωο).
По сравнению с традиционной системой векторного управления в системе с обратной связью по оценке вектора потокосцепления наблюдатель состояния выполняет функции ИПР, ВА. В остальном структура предлагаемой системы, так же, как и синтез ее регуляторов, не отличается от традиционной.
Рисунок 3– Статические и динамические характеристики Рисунок 4–Ошибки оценивания модуля и углового положения вектора потокосцепления ротора Ввиду того, что ошибки оценивания модуля и углового положения вектора потокосцепления ротора являются незначительными по величине, можно сделать вывод, что данный НС позволяет восстанавливать значение потокосцепления ротора с высокой точностью.
Литература:
|
Автобиграфия | Реферат | Индивидуальное задание |
Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |
ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ | В Начало |