Адаптивная система векторного управления асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора.
Первоисточник : Р.Т. Шрейнер, В.А. Поляков Статья «Адаптивная система векторного управления асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора» // Электротехника. -1998. -№2. -с.23-29.
Системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора имеют повышенную чувствительность к изменению активного сопротивления обмоток ротора. В связи с этим есть актуальным построение адаптивной САУ асинхронным электроприводом на основе компенсационного метода идентификации активного сопротивления обмотки ротора.
Выбор математической модели АД как объекта идентификации (ИО) определяется следующими условиями:
1. Скорость
изменения активного сопротивления обмотки ротора при нагревании двигателя мала
в сравнении со скоростью протекания переходных процессов в электроприводе
вызванных изменениями момента нагрузки 
 и задания угловой скорости 
.
2. Время
работы электропривода при 
 и 
 значительно превосходит время переходных
процессов при их изменениях.
3. Асинхронный двигатель питается от идеального регулируемого источника тока.
Используются
следующие критерии качества идентификации. При точном согласовании параметров и
начальных условий АМ и ОИ и формировании вектора 
 в виде 
 адаптивная модель в геометрическом смысле
ориентирует вектор 
 по
оси 
 трехмерной
декартовой системы координат 
 и задет его модуль, т.е. обеспечивает 
 . В противном случае
появляется ошибка между заданным и действительным значениями векторов:
![]()
Наиболее простым с точки зрения реализации и обеспечения помехоустойчивости контура настройки АМ является следующий алгоритм :
![]()
где 
 - коэффициент усиления,
выбранный из условия обеспечения сходимости и качества процесса настройки.
В нормально функционирующем контуре самонастройки АМ выполняются условия малости динамических отклонений переменных относительно координат установившегося режима, соответствующих точному согласованию параметров АМ и ОИ. Это дает возможность вместо нелинейной системы уравнений, описывающей процессы в контуре, использовать линеаризованную систему уравнений в отклонениях.
Выводы:
Показана возможность построения адаптивной САУ асинхронным электроприводом на основе компенсационного метода идентификации активного сопротивления обмотки ротора с использованием последовательной АМ объекта идентификации.
В качестве критерия идентификации предложен нечеткий критерий, использующий составляющие преобразованных токов статора и потокосцепления ротора. Рассмотрены свойства критерия при расстройке параметров АМ и ИО.
Обоснован помехоустойчивый алгоритм настройки АМ с переменным коэффициентом усиления, позволяющий обеспечить заданное время сходимости и качество процесса настройки независимо от угловой скорости и момента нагрузки АД.
Предложена структура адаптивной САУ асинхронным электроприводом, в которой АМ одновременно выполняет роль регуляторов электромагнитного момента и потокосцепления ротора при любом законе частотного управления.