Исследование и аппроксимация кривых нагрева обмоток статоров взрывозащищенных асинхронных двигателей в режимах S1, S2
Техническая электродинамика. - 1982. - №3. - С.8 - 14
Бурковский А. Н., Макеев В. В.
Во многих случаях практического использования асинхронных двигателей необходимо определить нагрев в функции времени. Важность этого вопроса возрастает в связи с повышенным использованием двигателей как в длительных, так и кратковременных режимах. В этих случаях рассматривают обмотку статора как одно изотропное тело.
На основании теории регулярного режима первого рода [1, 4] для изотропного тела решение уравнения теплопроводности при нулевом источнике и граничных условиях третьего рода имеет вид:
, (1)
где
Un(X, Y, Z) — собственные функции; тп— собственные числа задачи; An -тепловые амплитуды, зависящие от начального распределения температуры.При достаточно большом времени
t>t* [1] наступает регулярный режим, при котором первый член ряда (1) существенно преобладает над суммой остальных его членов: . (2)
Тогда
, (3)
где
, (4)
где
В работе [8] показано, что с удовлетворительной точностью описать всю кривую нагрева (охлаждения) можно тремя членами ряда, что, однако, вызывает значительные затруднения при расчете. Поэтому наиболее широкое распространение получили математические модели, включающие один или два члена ряда [6]:
, (5)
где
Расчет постоянных времени Т', Т" аппроксимирующих функций и
, (6)
где
; (7)
,
(8)
где К
1 =0,22 ± 0, 04; К2 =5,5 ±0,5; К3=0,2 ± 0,1; K4= 3,3 ±0,3. Расчет по этим формулам имеет отклонение от опыта не более 5—12 % при t/T>0,1.Экспериментами установлено, что в кратковременном режиме среднее превышение температуры меди низковольтных обмоток (по сопротивлению) выше на 10—20 % измеренного по термопаре, установленной на изоляции в наиболее горячей точке. На трех двигателях (
B100L-4, ВРС132М-6, В250М-4) произведены измерения температур по сопротивлению при длительностях нагрузки 2, 5, 10, 30 мин. С учетом этих опытных данных получена уточненная формула расчета превышения температуры меди: , (9)
где
K5=0,40±0,05; K6=5±0.5. Расчет по этой формуле имеет отклонение от опыта не более 5—10 % при t/T>O,05.При длительностях нагрузки до 3 с нагрев обмотки статора с удовлетворительной точностью описывается
адиабатической зависимостьюСледует отметить, что полученные два вида зависимостей кривых нагрева меди (8) и поверхности изоляции (6), (7) могут быть полезными для определения температурной установки тепловой защиты (реле, устанавливаемого на обмотке) при работе двигателя как в установившемся, так и переходном (S2, S3) режимах.
Экспериментальные исследования нагрева обмоток статоров при различных уровнях нагрузки показали, что темп нагревания является переменным. Это подтверждается также экспериментальной работой [З]. Следует, однако, отметить, что постоянные времени, определяемые теплопередачей и теплоемкостью статора двигателя, остаются неизменными, и только в связи с переменностью потерь в обмотках при изменении нагрузки возникает переменная составляющая темпа нагревания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гуревич Э. И. Тепловые испытания и исследования электрических машин—Л.:Энергия, 1977.-294 с.
2.
Ковалев Е. Б., Расков Ю. В., Голянд Б. С. Статистический анализ и расчет нагрева асинхронных электродвигателей.—Электричество, 1975, № 11, с. 38—41.3.
Коробов В. К. Сорока П. А.. Блудов М. Т. Зависимость постоянной времени нагреваэлектрической машины от нагрузки.—Взрывобезопасное электрооборудование, 1967,вып. 5, с. 58—63.4.
Кондратьев Г. М. Регулярный тепловой режим.—М.: Гостехиздат,1954.-408 с.5.
Петров И. И., Мейстель А. И. Применение цепных экспоненциальных функций при расчете нагрева асинхронных короткозамкнутых двигателей.—Электричество, 1965,№ 8, с. 7—13.6.
Шуйский В. П. Расчет электрических машин.—Л.: Энергия, 1968.—732 с.7.
О возможности точного расчета нагрева электрических машин во времени. Е. Stump,— Elektriе, 1963, № 11, p. 8—11.8 Zapasnik R. Pomiary przvrostow temperatury w mashzynach elektrycznych— Prace Insl. clectrotechniki. 1977, 25, N 102, p. 78.