ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМОГО ТОКА СТАТОРА ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
серии В, ВР В КРАТКОВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
Электротехническая промышленность. Электрические машины. - 1979. - №7(89) -
С. 5 - 7
А. Н. БУРКОВСКИЙ, Т. О. ТИТКОВА, Т. П. КАНАШЕНКОВА, В. В. МАКЕЕВ
Решение задач оптимального использования взрывозащищенных
асинхронных двигателей в кратковременных режимах требует разработки простых, но
достаточно точных методов пересчета тока статора (мощности) с номинального
режима S1 на
S2.
Условие равенства превышений
температуры обмотки статора в режимах S1 и S2 имеет вид:
,
(1)
где
– сумма греющих
потерь в двигателе в номинальном режиме S1;
p –
коэффициент допустимого увеличения потерь
в двигателе в режиме
S2 по сравнению с номинальным режимов S1.
Потери в режиме
выражаются через потери в номинальном режиме S1, при этом
принимается, что добавочные потери при нагрузке пропорциональны квадрату тока
обмотки статора (влиянием добавочных потерь пренебрегают):
,
(2)
Здесь
—потери в меди,
—потери в алюминии,
— потери в стали,
— добавочные
потери в номинальном режиме S1.
Из (2) получают формулу для определения тока обмотки
статора в режиме S2:
,
(3)
Величину
можно определить
по формуле:
,
(4)
где
—номинальная мощность в режиме
S1;

—коэффициент добавочных потерь [1] в
номинальном режиме;
,
% —КПД двигателя, определяемый при значении добавочных потерь
=0,5%.
Потери в стали (
) определяются из
зависимости, построенной по матема-
тическим ожиданиям потерь в стали
[1].
При продолжительности нагрузки 60; 90
мни (кривая нагрева описывается одной экспонентой) коэффициент р в
соответствии с [2] определяется по формуле:
, (5)
где
– постоянная
времени нагрева статора.
При разработке и исследовании двигателей серии получены опытные
значения постоянных времени для ряда двигателей
[3].
Для определения
остальных двигателей серии использовался расчетный метод. Постоянные
рассчитывались по формуле:
,
(6)
где
– суммарная теплоемкость єлементов
конструкции и тепловое
сопротивление на главном пути теплового потока обмотки к
к охлаждающей среде.
При расчете учитывались теплоемкость
меди, изоляции, пакета статора и части корпуса, находящейся над пакетом.
Суммарное тепловое сопротивление
включало
сопротивление изоляции в пазах, зубцов и спинки железа статора, контактной
теплопередачи между пакетом статора и корпусом, стенки корпуса, а также
теплоотдачу с его наружной поверхности (на двигателях с 2p=2 со всей поверхности корпуса, а на
двигателях с 2p>4 только с части корпуса над пакетом). Тепловые сопротивления
рассчитывались по методике ВНИИВЭ [3]. Расчет [3] дает отклонение от опыта не более 15%,
что можно считать удовлетворительным для практики. По изложенной методике
произведены расчеты для двигателей с высотами осей вращения 63—80 и 160—225 мм.
По опытным и расчетным данным построены кривые зависимости постоянных времени от
полезной мощности двигателей при различных полюсностях [1]. При продолжительности нагрузки 10 и 30
мин кривая нагрева обмотки
статора достаточно точно описывается двумя экспонентами; в таком случае
коэффициент р в соответствии с [2] можно определить по
формуле:
,
(7)
где
,
– парциальное и
допустимое превышение температуры обмотки статора;
–
парциальная постоянная времени нагрева.
Парциальные превышения температуры
и
постоянные времени нагрева
определены из
опытных кривых нагрева 17 двигателей с высотами осей вращения 100—250 мм в
соответствии с [2]. Установлено, что математическое ожидание отношения
в среднем в 1,06 раза больше отношения
превышений температуры железа и обмотки статора, рассчитываемых no [3], а постоянная
. Затем были произведены расчеты для ряда типоразмеров и получены
кривые
.
При установлении допустимого тока в режимах
S2 следует учитывать, что в
действительности в номинальном режиме S1 превышения температуры обмотки статора
отдельных образцов одного типоразмера могут отличаться на величину от +8 до +14
% [4] от расчетного значения. Таким образом, при расчете S2 по [3] на некоторых двигателях
превышение температуры обмотки статора может быть выше допустимого. Для учета
влияния этих факторов, а также погрешности методики пересчета допустимое
значение тока следует уменьшить на 10% (
).