Сборник статей кафедры "Общая электротехника" ВЛИЯНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА НА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ РОТОРА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙРогозин Г.Л, Мироненко И.А.
|
Тип двигателя |
Проводимости |
Электромагнитные параметры, о.е. | |||||
λП |
λЛ |
r1 |
xσ1 |
xμ |
r'2 |
x'2 | |
МА36–41/8Ф |
3,479 |
0,380 |
0,0163 |
0,082 |
1,963 |
0,0236 |
0,1461 |
ВАОК450 М–6 |
3,776 |
0,517 |
0,0127 |
0,0825 |
3,441 |
0,0130 |
0,1224 |
При возникновении НВЗ происходит изменение значения δ в пределах каждого зубцового деления ротора t2 .что, как следует из рис.1 [2], приводит к изменению проводимости λК, зависящей от отношения b/δ.
Рисунок 1 – Изменение проводимости по коронкам зубцов ротора двигателя
МА36–41/8Ф при НВЗ
Определение воздушного зазора по оси каждого паза ротора производилось
по выражению:
δ = δ0(l –ε cos φ),
( 1 )
где ε – эксцентриситет ротора; φ – пространственная (угловая)
координата, отсчитываемая от точки минимального зазора
δmin (см. рис. 2).
Рисунок 2 –
Пространственные координаты неравномерного воздушного зазора АД
Рассмотрим влияния НВЗ на изменение магнитной проводимости потоков рассеяния по коронкам зубцов АД МА36–41/8Ф и ВАОК450 М–6 У2–5.
В соответствии с выражением ( 2 ):
График зависимости λК (b/δ), отражающий изменение величины воздушного зазора двигателя в пределах значений 2δ0 > δ > 0, показан на рис. 1 для двух координатных осей по оси абсцисс. Полученная с использованием рис. 1 зависимость ΔλК (ε) показана на рис. 3. При построении последнего принималось, что:
Значения максимума и минимума воздушного зазора для рассматриваемого на рис. 1 эксцентриситета ε = 80 % использовались для расчёта аргумента зависимости λК = f(b/δ). Зависимость λК (ε) (показанная на рис. 4 в долях проводимости λК (0) ), рассчитывалась по выражению:
где –сумма магнитных проводимостей по коронкам зубцов ротора над каждым пазом.
На рис. 5 приведена зависимость xК (ε), определяемая с использованием
выражения
xК (ε) = KλК (ε)
где K –
коэффициент:
,
Проанализируем влияние НВЗ на изменение магнитной проводимости дифференциального рассеяния АД.
Теоретическое выражение для магнитной проводимости дифференциального
рассеяния ротора имеет следующий вид [2]:
.
где KШ2 – коэффициент, зависящий
от отношений открытия паза к пазовому делению t2:
;
ρд2 – коэффициент
демпфирования ротора; q2 – число пазов на полюс и фазу ротора;
KО2 – обмоточный коэффициент, равный при беличьей клетке
единице; Кδδ – коэффициент воздушного зазора:
;
σд2 – коэффициент
дифференциального рассеяния ротора, у1, у2 -
коэффициенты, определяемые по [2].
Зависимость магнитной проводимости и индуктивного сопротивления
дифференциального рассеяния от НВЗ, расчитанная по выпажению (5)
(отнесенная к значению λд(0)) и
xК (ε) =
KλК (ε),
приведены на рис. 6, 7.
Результаты расчета электромагнитного параметра двигателей : x'2 (ε) / x'2 (0) = Σλ(ε)/ λ(0) при изменении НВЗ приведены на рис. 8
Анализ влияния НВЗ на изменение магнитной проводимости воздушного зазора АД. В соответствии с известным выражением для удельной магнитной проводимости воздушного зазора без учета зубчатости статора и ротора, а также явления насыщения
При разложении функции λ(φ) в ряд Фурье с учетом первых двух членов ряда [3, 4]:
где
При учете влияния двухсторонней зубчатости на основную гармонику в зазоре АД в работе [3, 4] получено также следующее выражение
Результаты расчета проводимостей без учета зубчатости и с учетом зубчатости статора и ротора при НВЗ, рассчитанные по выражениям (7) и (8) в функции эксцентриситета ряда АД, изображены на рис. 9.
Из анализа рис. 9 следует, что изменение проводимости воздушного зазора λ'(φ) имеет существенно нелинейный характер, начиная с величины эксцентриситета более 60 %.
Постановка задачи. Для контроля НВЗ асинхронного двигателя возможно использование начального момента отключения двигателя или переходного процесса тока в роторе. В качестве диагностического Сигнала в обоих методических подходах следует использовать изменение магнитной индукции нолей ротора. В указанной связи возникают задачи предопределение изменений электромагнитных параметров асинхронной машины при кратковременном отключении от сети для выбора наиболее информативных диагностических параметров и разработки методики диагностического испытания.
Расчётные условия и уравнение переходного процесса. В начальный момент времени переходного процесса отключения двигателя от сети происходит бросок намагничивающего тока в роторе, вызывающий резкое изменение индукции магнитных полей ротора вблизи вала машины и изменение напряжения на выводах обмотки статора, характеризуемое величиной изменения тока ротора в начальный момент и последующим затуханием с постоянной времени обмотки возбуждения. Последняя характеризует также изменение магнитной индукции полей ротора.
При отключении двигателя, работающего на холостом ходу, скачкообразное изменение напряжения (ЭДС) обмотки статора может определяться по выражению:
Изменение напряжения на выводах обмотки статора происходит по закону:
Изменение магнитной индукции полей ротора после коммутации происходит с
той же постоянной времени:
Из сопоставления выражений для E(t) и B(t) следует, что первая из них
зависит от насыщения пути основного магнитного потока машины и
механической нагрузки на валу агрегата, определяющей закон изменения
ротора ω2 (t).
Как следует из анализа баланса магнитных потоков, в начальный момент
переходного процесса (в системе о.е.):
Из выражения (12) имеем:
Измерение магнитной индукции B(t) может быть реализовано на базе датчика Холла, расположенного вне корпуса двигателя.
Расчёт переходных процессов в обмотке ротора при неравномерном воздушном зазоре. Изменение B(ε,t), отражающее влияние НВЗ, рассчитывалось с использованием выражении, приведенных выше.
Зависимости х'σ2(ε) и хμ(ε) рассчитываемые по
выражениям:
Зависимость х" в функции эксцентриситета ротора, полученная по
выражению (10) на основе данных х'σ2(ε)
и хμ(ε) ,
показана на рис. 12.
Изменение постоянной времени переходных токов в роторе при разомкнутой
обмотке статора τ2–, показано
на рис. 13 в функции
эксцентриситета ротора, а изменение магнитной индукции полей рассеяния –
на рис.14.
Вывод. Как следует из анализа рис. 14, изменение магнитной индукции полей рассеяния может быть использовано для экспресс–диагностики НВЗ двигателей при ε = 40–50 % в случае регистрации изменения этого диагностического параметра при t = 0 и t = τ2.