Что есть творчествоПетухов А.В.Конкурс студентческих научных работ 2003/2004 учебного года в розделе "Философия", ДонНТУВведениеЧеловек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее. Его духовный, внутренний мир- мир мечты и фантазии полон новыми решениями по преодолению практических и теоретических проблем, наконец, идеями воплощения его самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена творчества. Не раз был задан вопрос о том, неведомом, неощутимом, что движет к созданию качественно нового, доселе невиданного. И чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни и понять процессы их развития можно все достижения человечества: науку, литературу, искусство, технику объединить под одним основополагающим началом - творчеством. "Творчество - процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новое, никогда ранее не бывшее" - материальные и духовные ценности.[6 c.389] Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности. Творчество изобретателя, организатора, научное и художественное и другие. Вопрос о сущности понятия творчества как такового всегда был одним из центральных вопросов в философии и ставился и решался этот вопрос по-разному в разные исторические эпохи и в разных философских направлениях и школах. Но из большего количества мнений можно избрать то общее, которое бы было присуще каждому из них. Этим общим и является то высказывание, что "понятие "творчество" раскрывает существенный момент специфики человеческого отношения к действительности, специфики социальной формы отражения. Творчество есть социальное явление. Оно немыслимо вне общества. При этом творчество является жизненной необходимостью для существования человека как человека". [1 c.58] Но помимо творчества как социального явления не следует и забывать и о том, что "творчество свойственно неживой природе и живой природе до возникновения человека".[12 c.117] "Действовать! Действовать! Это то ради чего мы существуем!", - любил повторять великий немецкий философ И. Г. Фитхе. И ценность человека, по его мнению, определяется прежде всего творческой деятельностью... "Эволюция Космоса начинается, когда я отражаю мой разум в вечной энергии". (Бхагавад-Гита) 1. Об отражении вообще и о досоциальном отражении"Вся материя обладает свойством отражения" [7 с.91], но оно проявляется в различных формах в зависимости от сложности материальной системы. Присущее всей материи свойство отражения развивается и совершенствуется с развитием и совершенствованием самой материи. Сущность отражения как всеобщего свойства материи сложна и многогранна. Отражение есть определенный аспект универсального взаимодействия. При отражении и через него то или иное свойство материальной системы, которая воздействует на другую материальную систему, воспроизводится и фиксируется последней. Конкретные формы воспроизведения и фиксации особенностей и свойств воздействующей системы в системе воспроизводящей могут быть самыми различными по характеру, амплитуде и степени точности. Это зависит прежде всего от степени развитости и совершенства отражающей материальной системы. Формы отражения видоизменяются и эволюционируют в соответствии с эволюцией материи. Наиболее простая и элементарная форма отражения присуща неживой материи и не выходит за рамки механических, физических и химических процессов и реакций. При этих элементарных формах отражения нельзя ожидать подлинной активности. Здесь в известном смысле речь идет скорее о реакциях, напоминающих активность. С возникновением жизни появляется качественно новая форма отражения, специфичная для живых существ. Качественно новой характерной чертой биологической формы отражения является подлинная активность. Биологическая активность, присущая отражению в живой природе, не является сверхматериальным и сверхъестественным свойством. Активность отражения у живых существ проявляется (в рамках их наследственности), например, в их способности "выбирать" из окружающей среды определенные элементы и "избегать" других, в их способности реализовать оптимальный вариант адаптации и "поведения" по отношению к внешней, динамично изменяющейся обстановке их существования, в способности получать, преобразовывать и передавать определенным биологическим способом наследственную информацию, которая идет от прошлых поколений, в их способности оказывать обратное воздействие на окружающую среду, преодолевать определенные препятствия и адекватно реагировать на воздействующие извне факторы и на свое собственное внутреннее органическое состояние, в их относительной автономности от окружающей среды, которая (автономность) увеличивается в процессе органической эволюции, в их способности все более точно и тонко "ориентироваться" в обстановке. Упомянутые типично биологические явления говорят об определенной активности отражательных процессов у живых существ. В живой природе, особенно в ее наивысших формах, появляются элементы поведения, которые весьма напоминают проявления сознательной деятельности, характерной для человека. 2. Познавательное отражение и творчествоС появлением человека возникает качественно новая форма отражения, более высокая, чем биологическая. Наиболее типичными формами этого отражения являются сознание и мышление. Сознательное отражение - одна из сущностных характеристик человека и общества. Первостепенное значение для сущности человеческого сознания как отражения имеет познание. Сознавать, осознавать действительность - это значит прежде всего познавать ее, накапливать и совершенствовать знания о ней. Именно это дало основание Марксу заявить, что знание является способом, каким существует сознание. Специфически человеческое отражение, то есть сознание, познание, есть диалектическое взаимодействие между основными звеньями - познающим субъектом (индивидуальным или коллективным) и объектом познания. Объединение их в едином противоречивом процессе осуществляется на основе и под контролем общественной практики. Человек-субъект (индивидуальный или коллективный) на основе своего практического отношения к вещам отражает объективную действительность в форме умственных, сознательных образов. Главным фактором сознания и познания является познающий субъект - отдельный человек, коллектив людей, та или иная социальная группа, все человечество. Человек наиболее ярко и наиболее полно реализует свою социальную природу в процессе мышления и деятельности, то есть в процессе субъективного отражения объективной действительности и субъективно-практического использования достигнутых за счет этого отражения знаний о действительности. И мышление и деятельность человека представляют собой яркое проявление его активной, творческой природы. В них горит тот пламень действенного и творческого отношения человека к окружающему его миру и к самому себе, который вывел его из царства природы и ввел в новое, высшее царство общества. 2.1 Осознание и познание - творческое отражениеОсознавать действительность, мыслить о ней, усваивать ее духовно - это значит отражать ее субъективно в форме идеальных образов. Человеческое сознание, мышление, познание это процесс субъективного отражения объективной действительности. Умственный, познавательный образ является не только активным, как и биологический образ, но еще и творческим. В живой природе нет подлинного творчества. По своей глубокой сущности и по своей качественной характеристике творчество вообще есть социальное явление. В процессе творчества и через него человек не просто отражает действительность, но и проявляет свое собственное "я", свои субъективные возможности, цели и намерения. Для теории отражения сознание есть не зеркальное отражение действительности, а субъективный творческий процесс: субъективный в том смысле, что он есть дело субъекта, что принадлежит ему как идеальный аналог действительности. Это "идеальное есть не что материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".[6 с.21] Вполне ясен имманентно творческий характер этого сложного и диалектически противоречивого процесса субъективной трансформации материального в идеальное, объекта в его духовную "копию", в его "снимок". Ведь такие духовные, нематериальные образы, не имеющие места в природе, являются делом, продуктом, творчеством только человека-субъекта. Сознание человека-субъекта имеет творческую природу и в том смысле, что оно стремится погрузиться в объект, в некотором роде слиться с ним, но не для того, чтобы исчезнуть, а чтобы дать как можно более полное и более точное, адекватное знание о нем. Сознание имеет активно-творческий характер и в другом отношении. Оно не есть просто отражение налично существующего в объективной действительности. Раскрывая сущность вещей и явлений, их законы и тенденции развития, сознание в состоянии давать относительно верную картину тех событий и состояний, которые осуществятся в будущем. Человек-субъект в состоянии на базе реальной объективной действительности мысленно создать не существующую еще, возможную в будущем действительность, которую он субъективно отражает. Благодаря сознанию человек в состоянии предвидеть будущее состояние вещей, явлений и процессов, с которыми он встречается, как и будущие результаты своей деятельности, планировать саму эту деятельность в соответствии с теми целями, которые он себе ставит. Это является другим ярким проявлением творческой сущности человеческого мышления. Вообще, прежде чем стать реальностью, результат труда человека предварительно формируется в его сознании в виде идей, целей, намерений, проектов, планов, к осуществлению которых он стремится. Идея-прогноз представляет собой идеальную модель будущего, предвидение ожидаемого в более отдаленном или в более близком будущем результата. Субъективно отражая объективную действительность, человек в состоянии формулировать вопросы, на которые следует дать ответ. Он в состоянии поставить перед собой цели, которые следует достичь, и задачи, которые необходимо решить. Эти вопросы в конечном счете порождаются практическими потребностями. Сам вопрос представляет собой также субъективный образ, осознание определенного отсутствующего звена в знании об объекте. Обоснованная постановка вопроса - весьма существенная форма творчества, проявление творческой способности сознания, создание такой духовной реальности (так сказать, в вопросительной форме), которая предполагает множество других знаний о действительности. И если формулирование вопросов есть творчество, это в еще большей степени относится к деятельности, связанной с поиском ответов на эти вопросы. Ответить на какой-либо вопрос - это значит заменить содержащееся в нем незнание знанием, создать новое знание. Как известно, реальные задачи и вопросы возникают в процессе взаимодействия между человеком и окружающей его средой, между ним и другими людьми. Вначале они возникают в виде той или иной потребности, назревшей в обществе, в форме какой-то необходимости. После осознания этой необходимости людьми потребность превращается в реальную задачу. Разумеется, история знает немало случаев, когда те или иные задачи были осознаны, сформулированы, обсуждены и выяснены, но не были решены. Однако логика истории такова, что, когда перед обществом возникает реальная задача, всегда находятся социальные силы, способные ее решить. В этом смысле Маркс указывает, что "человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить". [4 с.7] Человек, который решает задачи или ищет ответ на какой-то вопрос, находится в творческом состоянии, которое называется "проблемной ситуацией". Речь идет о такой обстановке, в которой он не располагает ни готовыми ответами на интересующие его вопросы, ни готовыми схемами для их нахождения, а вынужден проявлять творческое дерзание, осуществлять эвристическую деятельность. В проблемной ситуации репродуктивное мышление оказывается недостаточным и бессильным: необходимо творческое, продуктивное мышление. Активно-творческий характер человеческого мышления проявляется и в выдвижении идей, для реализации которых еще не назрели объективные условия и материальные предпосылки. В данном случае мышление опережает объективный ход вещей. Творческой является и способность сознания отчуждаться в форме иллюзий, а также идеологических построений, не соответствующих действительности и реальному ходу вещей. В данном случае сознание проявляет свою возможность освободиться, хотя и относительно, от объективной действительности, от конкретной реальной обстановки и построить свой духовный мир, как будто не имеющий ничего общего с действительностью. Ярким показателем творческого характера сознания является тот факт, что человек способен создавать в своем сознании такие образы вещей, которые не имеют точного аналога в объективной действительности. Религиозно-фантастические образы (например, ангелы, черти и пр.) в сознании людей не имеют точного объективного аналога в действительности, но это не означает, что они вообще лишены объективного источника и основания. Именно это дало возможность Энгельсу заключить, что "религия является также субъективным отражением объективной действительности, но отражением иллюзорным, фантастическим". [5 с.493] Человеческое мышление является творческим и в том смысле, что постоянно развивается и обогащается. Процесс сознания - это процесс отражения и творческой переработки идеальных образов, процесс постоянного накопления новых и новых знаний. Творческий характер человеческого сознания и познания находит наиболее яркое выражение в его способности оказывать обратное воздействие на породившую его материальную действительность, на объект познания, где человеческое воздействие на действительность является целенаправленным, планомерным, субъективно-творческим. 3. Понятия "творчество"Понятие "творчество" раскрывает существенный момент специфики человеческого отношения к действительности, специфики социальной формы отражения. "Творчество есть социальное явление. Оно немыслимо вне общества. При этом человек в состоянии проявить творческое отношение во всех областях своей деятельности, всюду и всегда; творчество является жизненной необходимостью для его существования как человека; оно есть существенный элемент его качественной определенности как человека-субъекта".[1 с.58] Некоторые авторы склонны чрезмерно расширять границы понятия "творчество". Они ищут низшие формы творчества не только в живой, но даже и в неживой природе; говорят о творчестве в природе и человеческом творчестве. Типичен в этом отношении взгляд советского психолога Я.А. Пономарева. "Творчество, - пишет он, - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества... Творчество выступает как механизм продуктивного развития... Творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему".[12 с.117] "Творчество является духовно-материальной активностью субъекта, активностью одновременно его разума и его рук. Оно по своей глубочайшей сущности субъективно. В творчестве человек действует как целостная личность или коллектив, как социальная система материальных и духовных, рациональных и эмоциональных, логических и психических, сознательных и подсознательных и других характеристик. Только человек в состоянии осуществить творческий процесс субъективного преобразования материального в идеальное. Только человек практически действует сообразно с достигнутыми знаниями и осуществляет при этом определенную цель".[1 с.60] Творчество является не только субъективным отражением объективной действительности, оно является также субъективным отражением состояния и многосторонней активности самого субъекта, результатов его активности, то есть и процессом самоосознания. Всякое же осознание в свою очередь является дальнейшим развитием сознания, его обогащением новыми элементами и моментами. Как было указано, творчество является сознательным; оно всегда есть деятельность сознания (в том числе и тогда, когда оно выражается в практическом действии). Вместе с тем, однако, творчество является главным образом тем светом сознания, который освещает его в целом. Творчество далеко не является исключительно или чисто рациональным процессом. Познание вещей, раскрытие и осмысление их сути есть процесс, насыщенный c эмоциональным зарядом. Он связан не только с большим напряжением умственно-логических способностей творца, но и с сильными порывами и страстями, с вдохновением и разочарованием, с творческими радостями и муками. Творчество является такой вдохновенной деятельностью, процесс и результат которой связаны, как правило, с большим психическим напряжением и в конце концов с чувством удовлетворения, а оно со своей стороны оказывается дополнительным стимулом для дальнейшего творчества. Творчество предполагает постоянное совершенствование творения и соответственно - самого творца. Творческий процесс по своей сущности субъективно преобразует наличное. "Творить - означает делать нечто из ничего. Мы совсем неспособны творить. Мы можем только трансформировать то, что уже существует. Так, плотник, который делает стол, использует дерево: он не творит. Работник, артист, ученый трансформируют материю. Они освобождают или берут энергии, которые находятся скрытыми там, но этой своей деятельностью они сами дают вещам определения, которыми они не обладали. Они их изменяют, придавая им другие формы. Они неспособны ни аннигилировать их, ни создать".[8 с.54] Очевидно, что тот, кто исходит из предпосылки о творчестве как создании чего-то из ничего, стремится отвергнуть в принципе возможность творчества, так как действительно никто никогда не создал нечто из ничего; все, что создали и самые великие творцы, базировалось на существующем, представляло собой большую или меньшую переработку наличного материала. Творческое создание качественно новых материальных и духовных ценностей всегда связано с той или иной количественной подготовкой существующих данностей. Совершенно другой вопрос, что качественно новый результат творчества может быть и часто бывает коренным образом отличным от исходного "материала". "Именно, в преобразовании наличного, в субъективном воссоздании существующего заключается сущность творчества".[1 с.62] Не напрасно говорят, что кончик пера - орудие мозга. Эта мудрость выражает перевоплощение субъекта-творца даже в средства, орудия, посредством которых он творит, потому что в процессе творчества субъект действительно сам себя выражает и воссоздает. При целенаправленном преобразовании наличного человек-субъект не только вкладывает нечто от себя самого, но продолжает жить в самом произведении. Его творение превращается в его вторую природу, в его собственное инобытие, которое, разумеется, начинает жить относительно самостоятельной жизнью. В связи со сказанным теряют смысл всякие высказывания о том, что человек никогда не был "абсолютным создателем своего творения".[9 с.13] Абсолютным создателем своего творения он действительно не является, если под абсолютным творчеством понимается создание чего-то из ничего. Но он является единственным творцом своих произведений в смысле творческого преобразования наличного и воссоздания самого себя в созданном им. Конечно, в творческом процессе человек не преобразует наличное произвольно, без соблюдения определенных требований, принципов, правил. Человек проявляет свою творческую мощь, используя могучие средства и правила. Он, например, широко использует средства аналогии. В творческом процессе всегда присутствует элемент подражания. Это понимали уже древние греки, когда характеризовали творчество как своеобразную имитацию того, что предоставляет человеку природа. Другой вопрос, что не следует преувеличивать и абсолютизировать роль аналогии в процессе творчества. Абсолютизация момента аналогии в творческом процессе, как правило, ведет к отрицанию самого творчества: созданное по образу и подобию фактически обладает мнимой новизной. Творчество не является просто деятельностью по аналогии, не сводится к имитации и имитированию. Целенаправленно и преднамеренно преобразуя наличное, используя как средство и аналогию, творец создает нечто качественно новое, оригинальное. Разумеется, характер качественно нового в различных формах творчества различен, варьирует по степени, что не во всяком конкретном случае легко установить. Творчество является такой деятельностью субъекта, которая характеризуется посредством понятий "поиск" и "открытие". В творческом процессе субъект действительно ищет прежде всего наличное, посредством преобразования которого он в состоянии осуществить свой замысел, по предварительному плану создать то, что не существует в объективной действительности. Он ищет и соответствующие способы, методы и формы для необходимого преобразования наличного. Не без основания говорят, что тот, кто не умеет искать, не в состоянии и найти. "Творческий дух не есть дух обладания или созерцания, а есть дух поиска и углубления".[10 с.239] Весьма типичной формой качественно нового как характеристики творческого процесса является "открывательство", изобретательство, соответственно - открытие и изобретение. Не случайно многие авторы склонны отождествлять творчество с этими двумя его проявлениями. Основанием для этого служит то, что действительно каждый крупный шаг в творческом процессе является открытием нового. Следует считать необоснованным, чрезмерным и в конце концов неправильным взгляд, что изобретательство и "открывательство" являются всеобщими характеристиками не только человека, но и всей живой природы вообще. "Открытие, - пишет Буарель, - является одной из основных характеристик жизни. Непрерывно в ходе своей эволюции живые существа открывают неизвестные формы, чтобы приспособиться к новым условиям жизни".[11 с.1] Творчество, присущее человеку, не зависит от какой-то его абсолютной свободы; оно социально детерминировано. Во-первых, творчество представляет собой неотъемлемый элемент общества и социальной жизни; во-вторых, оно как целостный процесс и каждый его элемент, взятый отдельно, несет в себе природу социального целого; в-третьих, характер и результат творчества в большой степени зависят от характера социальной обстановки, в которой оно осуществляется. Для выяснения специфики творческого процесса существенно следующее обстоятельство. О творчестве речь может идти в двояком смысле - широком и узком. Творчество в широком смысле слова, или творчество первого уровня, имманентно присущее человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в ходе которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие, например знания о действительности или материальные, вещественные изобретения (орудия, машины и пр.); во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные или духовные произведения; в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного. Творчество в узком смысле слова, или творчество второго уровня, предъявляющее высокие требования к человеческому мышлению и человеческому действию, мы имеем в тех случаях, когда речь идет о степени или этапе развития наличного творчества, имманентно присущего человеческому отношению к действительности. С творчеством второго рода обыкновенно связываются "открывательство" и изобретательство. Если имманентно-творческая природа познания в определенном смысле не подлежит классификации, то творчество во втором его аспекте имеет много степеней, допускает количественную характеристику в широком диапазоне. Если в первом смысле слова человеческое мышление и человеческое действие являются в принципе творческими, все в них оказывается, так сказать, творческим по своей сущности, то во втором смысле речь может идти о менее творческом и более творческом отношении к действительности, о творческом и нетворческом мышлении и действии, о творческой и менее творческой или нетворческой личности.
4. Творчество и духовный мир человекаТворчество - многогранный процесс. Участие в нем человека не только порождает соответствующие продукты, но и затрагивает его непосредственное бытие, внутренний, душевный мир. Однако взаимодействие творчества и человеческой души в разных учениях рассматривается по-разному. Среди них наиболее примечательным является психоанализ 3. Фрейда. В реальной практике психоанализа наблюдается одно весьма интересное явление: люди, причастные к творческой деятельности, проходя психоанализ, жалуются, что после него не могут заниматься творчеством. Исходя из этого в рамках психоаналитической теории был сделан вывод о творческой силе неврозов, т.е. невроз и является источником творчества. Невроз есть некое противоречие между сознанием и сферой бессознательного, между тем, что человеку хочется, и тем, что позволяется его сознанием. В акте же творчества художник воплощает бессознательные влечения и желания, которые вытесняются сознанием. В обычном состоянии человек не может воплотить свои бессознательные влечения, поскольку этому препятствует сознание. Человек должен считаться с этическими нормами общества. Но вытеснение сознанием бессознательных влечений их не устраняет. Как своеобразная компенсация этих влечений в детстве у людей возникает страсть к всевозможным играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию. Фантазирование берет начало в бессознательном, которое представляет собой вместилище всех психических сил человека. Фантазия свидетельствует о мощном напоре бессознательного на сознание, грозящем привести окольными путями к патологии. Задержка на фантазировании может повлечь за собой отклонение в психическом развитии человека. Поэтому появление фантазий создает условие для возникновения невроза и психоза. Фантазирование - единственный выход из непримиримого противоречия между собственными влечениями человека и требованиями общественной морали. А творчество возникает на основе фантазирования. Фантазирование играет огромную роль в творчестве. Благодаря воображению художник дает выход своему бессознательному. Однако он избегает болезни, так как не останавливается на стадии фантазирования. В отличие от невротика, у которого вытесненные влечения врываются в сознание и образуют психические травмы, художник безболезненно изживает эти влечения в фантазии. Он находит в своем творчестве обратный путь к реальности. От фантазии он переходит к действительности и в этом находит спасение для себя. В отличие от простого мечтателя он не скрывает свои фантазии, а воплощает их в художественных произведениях. Поэтому целью творчества объявляется удовлетворение эгоистических, честолюбивых и сексуальных влечений. Художник, согласно Фрейду, характеризуется тем, что, "во-первых, он умеет так обработать свои грезы, что они теряют все слишком личное, отталкивающее постороннего, и становятся доступными для наслаждения других. Он умеет также настолько смягчить их, что нелегко догадаться об их происхождении из запретных источников. Далее, он обладает таинственной способностью придавать определенному материалу форму, пока тот не станет верным отображением его фантастического представления, и затем он умеет связать с этим изображением своей бессознательной фантазии получение такого большого наслаждения, что благодаря этому вытеснения, по крайней мере временно, преодолеваются и устраняются".[13 с.240] Через свое творчество художник в действительности, говорит Фрейд, достигает того, "что сначала имел в своей фантазии: почести, власть и любовь женщин".[13 с.241] Нужно еще отметить, что все виды творческой деятельности толковались Фрейдом как сублимация, трансформация прежде всего сексуальных влечений и тенденций, исходящих из бессознательной сферы художника. Хотя в то же время нужно подчеркнуть, что сексуальная сфера, по Фрейду, носит символический характер: она пронизывает всю человеческую жизнь, например, даже отношения между властью и подчиненными рассматриваются им как разновидность полового акта. Таким образом, есть невроз, следовательно, есть и источник творчества, нет невроза - человек перестает заниматься творчеством. Проходя психоанализ, художник устраняет свои бессознательные влечения и неврозы и потому как бы лишается источника творчества. Творчество, по Фрейду, подобно сновидению, в котором реализуется принцип исполнения желаний. Но поскольку в творческом процессе участвует и сознание, постольку творчество не может ограничиваться только бессознательной областью. Поэтому творчество лишь символично отражает бессознательные влечения. Творчество, как и сновидения, есть компромисс между сознанием и бессознательным. Фрейд, анализируя болезненную сторону психики художников и ее воплощение в их творчество, абсолютизирует ее роль в творческом процессе. Получается, что именно болезнь выступает источником и основой творчества. Творчество, согласно Фрейду, имеет исцеляющую силу. Но порождает творчество именно невроз: если нет невроза, то о творчестве говорить не приходится. Творчество порождается неврозом, но в то же время оно есть средство избавления от невроза. Само же творчество возникает в результате сублимации, т.е. трансформации сексуальной энергии либидо: в творческом процессе человек переводит сексуальную энергию своей бессознательной сферы в силу своего творчества. Глубина сублимации и определяет глубину творчества. А творческое дарование есть умение сублимировать либидо. Можно выделить следующие моменты доктрины психоанализа относительно творчества. Во-первых, в основе творчества лежит бессознательная сфера, в частности либидо (лат. "похоть"). Во-вторых, творчество осуществляется на основе сублимации, определяемой глубиной дарования. И в-третьих, неврозы обладают творческой силой, а творчество в свою очередь - исцеляющей силой. В итоге основная идея этой доктрины сводится к тому, что творчество и невроз принципиально не отличаются друг от друга. Вся разница заключается лишь в месте их "пребывания": невроз остается в душе человека, во внутреннем мире, а творчество выходит наружу, т.е. содержанием творчества является болезнь. В том же духе развивается мысль и Ч. Ломброзо, согласно которому гений и умопомешательство - понятия родственные, и умопомешательство чаще всего есть оборотная сторона гениальности. Действительно ли такова скрытая психология творчества? Если обратиться к современным боевикам, эротическим произведениям, примитивным детективам, любовным романам, фильмам ужаса, то мы получим, безусловно, положительный ответ. Без сомнения, их авторы дают в них выход своему болезненному подсознанию и болезненным влечениям. Подобное творчество целиком описывается теорией Фрейда. Но подлинное творчество представляет собой не просто выход бессознательной сферы, но и содержит в себе очищение, катарсис. Как говорит Н. Бердяев, "в подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно телесной стихии духом".[2 с.117] И как бы возражая Фрейду, Бердяев утверждает, что "похоть жизни и есть начало, прямо противоположное творчеству. Творчество есть победа над похотью жизни".[2 с.125] Возникает вопрос: может ли творчество, содержанием которого является болезнь, быть средством возвышающим и очищающим? Безусловно, нет, ибо болезнь может породить только болезнь. Все дело в том, что Фрейд описал только одну сторону творчества - психические проблемы автора. Они действительно имеют место. Но Фрейд как врач абсолютизировал болезненную сторону психики творца. В результате он описал не сам феномен творчества, а болезненное псевдотворчество, которое и расцвело в современную эпоху. Сутью и основой же творчества выступает не болезненная сторона психики художника, а духовность, которая противостоит ей и является носителем здоровья. Причем под духовностью следует понимать вовсе не то обывательское представление, которое утвердилось в наш атеистический век. Согласно ему, предполагается, что духовность противостоит материальности и связана с умственной деятельностью человека. Отчасти это так, но только отчасти. Это только описание, но не суть духовности. Умственная деятельность и все, что противостоит материальному миру, тоже могут быть бездуховными. Сутью духовности выступают прежде всего категории нравственности, совести. Духовность означает в своей основе соответствие нравственным требованиям. Сила духовности - это сила нравственности.[15] И духовность как основа творческой деятельности предполагает переработку и проработку болезненных желаний и влечений, преодоление неврозов силой духовности. Как ни странно, но именно сильная одаренность, в основе которой, безусловно, лежит духовность, и глубокие психические проблемы, отражающиеся на жизненной судьбе, составляют природу гениальности, к чему подошли современные исследователи феномена гениальности. Кроме того, именно категория духовности объясняет упомянутый выше феномен катарсиса. Суть катарсиса - очищение бессознательной сферы именно силой духовности. Катарсис - это очищение души, а чистоту в душу вносит духовность. Катарис возникает в результате воссоединения человеческой души с духом, в результате чего душа испытывает состояние духа. Это и очищает ее, освобождает от бремени страдания. Одновременно дух вдыхает в душу частицу себя, придавая ей божественные силы. Сам катарсис в искусстве возможен именно благодаря тому, что в нем содержится потенциал духовности, который открывает душе возможность усваивать себя. Поэтому время общения с искусством становится временем постижения душой глубин духа. Это можно наблюдать тогда, когда в результате прочтения художественного произведения или философского трактата человек начинает уже по-иному смотреть на мир, по-иному воспринимать его, у него открываются глаза на то, что раньше проходило незаметно, когда, слушая музыку, он преображается, стоя у картины или музейного экспоната, он замирает, полностью забывая себя, и становится уже другим, отрекаясь от себя прежнего. Душа в процессе взаимодействия с духом очищается от суеты обыденности, входя в чистое и невинное состояние. Всякое общение в сфере творчества, в области искусства не ограничивается сопереживанием. Это не просто сопереживание души, не только душевное единение, но и сопереживание духовное, сопереживание в самом духе. Это предполагает и принцип поп-fmito, т.е. принцип незавершенности в искусстве, определяющий особенности восприятия художественного произведения. Восприятие творческого продукта происходит лишь при духовном единении актера и зрителя, писателя и читателя, творца и того, кто вступает в общение с творчеством, воспринимающий поднимается на уровень духа творца, раскрывая при этом свой дух. Прекращение диалога в процессе общения с творчеством и есть переход к единению духа, переход от противопоставления душ к единству духа. Души сливаются и отождествляются, поскольку обнаруживают свое единство, которое может быть только духовным. Всякое подобное единение происходит, когда зрительный зал умолкает в едином порыве духа во время и сразу после спектакля. Это случается, когда спектакль уже закончен, а зрители и актеры не могут расстаться, все еще пребывая в возвышенном состоянии, громко аплодируя, аплодисменты представляют собой как раз символ целостности, единства и единения душ. Кисти наших рук, согласно зороастрийской традиции, символизируют прото-человека Гайомарта, которому была присуща целостность, утраченная современным человеком. Соединенные или скрещенные руки - это символ воссоединения утраченных половинок, образующих целостность нашей души. И, хлопая в ладоши, мы в символической форме неосознанно выражаем состояние своего душевного и духовного единения с тем, кому аплодируем. По обыкновению аплодисменты считаются знаком похвалы, благодарности, признания и восторга. Это действительно так, но это только то, что лежит на поверхности. Основа этого действия - единение душ и достижение совместного душевного катарсиса. Именно духовную сторону творчества Фрейд не затрагивает и игнорирует. И в этом глубочайший порок его доктрины творчества. Творчество - реализация бессознательного. Но необходимо учитывать, что само бессознательное может быть духовным и бездуховным, созидательным и разрушительным. И суть творчества упирается в вопрос о том, какой вид бессознательного реализуется в нем. Духовность, лежащая в основе творчества, складывается из двух моментов: во-первых, это часть бессознательной сферы и, во-вторых, дарование, причем дарование - первое условие творчества. Самые простейшие проявления творчества уже требуют дарования. Поэтому без дарования феномен творчества принципиально существовать не может. Творчество всегда есть результат воплощения дарования. Творчество в зависимости от содержания бессознательной сферы, являющейся его источником, можно разделить на два вида. Первый вид - творчество, основанное непосредственно на духовной стороне бессознательной сферы. Оно предполагает прямое воплощение. Второй вид строится на бездуховной стороне бессознательной сферы, т.е. на разрушительных желаниях. Оно же предполагает сначала преобразование на основе творческого дара бессознательной сферы, а только потом ее воплощение. Содержанием творчества при этом становится не столько осуществление бессознательных влечений и желаний, сколько ощущение, одухотворение бессознательной области, придание ей нравственного характера. Первый вид творчества - явление чрезвычайно редкое, ибо это уровень не человека, а сверхчеловека. Человек - существо, у которого всегда есть проблемы. Потому в основном встречается творчество второго вида. Однако при всей значимости данного деления проблема творчества - это прежде всего проблема его духовности, поэтому главным является вопрос о содержании творчества, которое может представлять собой либо результат зацикливания на бездуховной стороне бессознательной сферы, либо же преодоление бездуховности и утверждение духовности. Выплескивание невротических желаний - еще не подлинное творчество, а предтворчество. От этой стадии необходимо перейти непосредственно к самому творчеству, которое должно быть духовно. Тот, кто смакует свое невротическое бессознательное, занимается уже не творчеством, не созиданием, а саморазрушением. Подлинное творчество - не болезнь, не ее выражение, не отражение невроза. Творчество - прежде всего признак здоровья. Отсюда и вытекает исцеляющая сила творчества. Не невроз образует содержание творчества, а творчество служит способом излечения невроза. Безусловно, и Леонардо да Винчи, и Достоевскому были присущи неврозы и психические комплексы. Но это только одна сторона их личности, та сторона, которая не составляет основы их творчества. Невротические проявления могут наблюдаться у многих творческих людей, однако не все из них являются гениями. Гениями становятся лишь те, кто в своем творчестве преодолевает эти комплексы. Творчество для них - способ проработки своих комплексов, способ исцеления своей души. В творческом акте художник становится выше своих комплексов, ибо он может от них избавиться - это позволяет сделать духовность. Именно она придает силы для их преодоления. К такому выводу пришли специалисты, занимающиеся современной практической психотерапией, в рамках которой разработана методика лечения творческим выражением.[16] Замечено, что у людей с душевными расстройствами намного улучшается состояние психики, как только они начинают приобщаться к творчеству. Через творчество человек преодолевает психическую депрессию, чувства тоски, одиночества, подавленности, робости и др. И не только это. Происходит излечение от рассеянности, невнимательности, восстанавливается и укрепляется память. То есть происходит коррекция явлений, связанных не только с психикой, но и физиологией человека. С помощью творчества можно снимать утомление и напряжение организма в целом. Почему? Просто потому, что всякое творчество связано с раскрытием в человеке духовных основ его существования. А духовность есть тот "хлеб насущный", который укрепляет и душу, и тело человека. Человек - существо прежде всего духовное, его сущность духовна. Поэтому духовное, а точнее, одухотворенное бытие - его нормальное естественное и здоровое существование. А бездуховность - это неестественное состояние, потому она становится причиной потери здоровья. В жизни человека, как правило, духовность и бездуховность смешаны. И пока потенциал духовности преобладает над бездуховностью, человек сохраняет здоровье. Но как только начинает доминировать бездуховность, возникают отклонения от норм здоровья. Творчество же, высшим смыслом которого выступает возрождение утраченной духовности, укрепляет и усиливает потенциал духовности, который в свою очередь восстанавливает нарушенную гармонию здоровья. Даже просто воспроизводя в эпистолярных произведениях или художественных картинах содержание своих бессознательных психических комплексов, человек уже начинает излечиваться от своих неврозов. Ибо воспроизводя, он абстрагируется от них, а абстрагируясь, возвышается над ними. А это означает, что он выводит свое собственное состояние на уровень состояния духа, сила которого позволяет абстрагироваться от комплексов. В обычной жизни человек весь поглощен этими комплексами, он их переживает всей душой, ибо они его мучают. Воспроизводя их, он перестает их переживать, принимать близко к сердцу, он уже отождествляет себя не со своими комплексами, а со своим духом. Известно, как благотворно влияет классическая музыка на психическое состояние человека. На этом основана музыкотерапия. Ее практика строится на установленных соответствиях между определенными музыкальными произведениями и эмоциональными состояниями, на которые они воздействуют как исцеляющий фактор.[17] Таким образом, не только в споем творчестве, но и в общении с творчеством других людей человек черпает целительные силы. В свете сказанного по-новому раскрывается и смысл понятия "сублимация", т.е. трансформация материально-сексуальных энергий в энергию творческую, на котором психоанализ возводит свою теорию творчества. Однако что означает эта трансформация энергий? Творчество - это процесс реализации энергии, образующейся в результате трансформации. Это некий результат проявления трансформированной энергии. В обычной и обыденной жизни человек охвачен и поглощен вибрациями материальной и сексуальной энергии. Она не позволяет человеку творить. Это энергия нетворческая. Какая же энергия порождает и обеспечивает творчество? Об этом теория психоанализа умалчивает. Творческая энергия уже нематериальна, ибо она трансформируется в другой вид энергии. В процессе сублимации материальная, сексуальная энергия преобразуется в энергию духовную, которая и позволяет человеку творить. Человек выходит из-под власти материальной энергии и попадает в сферу духа. Если материальная энергия закрепощает человека, то духовная освобождает его, делает творцом. И как бы теория психоанализа ни игнорировала этот факт, она не может не учитывать его, скрывая под термином "сублимация". Понимание духовных основ творчества позволяет пролить свет и на вопрос, почему перестают заниматься творчеством люди, которые проходят психоанализ. Выше было сказано о том, что обычно человека на творчество толкают неврозы и психические комплексы. Проходя психоанализ, творческие люди излечиваются от своих неврозов, и потому их уже ничто не толкает на творчество, не мучают неврозы, комплексы, ничто не ограничивает душу - нет необходимости творить. На творчество же способна та душа, которой стало тесно в этом мире и она стремится к свободе и духу. Немаловажно отметить и то, что хотя в теории психоанализ отрицает духовную сторону человеческого бытия, его практика не может не строиться на духовных основах. На практике всякое исцеление души и освобождение от комплексов связано с выходом психоанализа в сферу именно духовного, с обнаружением и выявлением бессознательных мотивов и установок, взаимодействующих с сознанием человека и вызывающих психические комплексы, с необходимостью избавления от них. Это достигается в процессе их осознания и осмысления, что составляет основу любого психоаналитического сеанса, являясь творческим актом. Поэтому игнорирование теорией психоанализа духовной стороны человеческого бытия вело и ведет к непониманию подлинной сути не только феномена творчества, но и самого психоанализа, в результате чего и творчество, и психоанализ предстают в редуцированном, суженном виде. Примечательно, что даже среди последователей Фрейда были те, кто увидел ограниченность фрейдовского подхода к творчеству, например, К. Г. Юнг. Он выделял два типа художественного творчества: психологический, который фактически был описан Фрейдом, и визионерский, характеризующийся, как говорил Юнг, "даром творческого огня", который присущ избранным.[14 с.106] Только творчество визионерского типа духовно, а потому подлинно. Кроме того, в отличие от Фрейда Юнг видел духовную сторону и в самом бессознательном, он выдвинул идею о коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде неких архетипов, выходящих за пределы обычных неврозов и психических комплексов. Наиболее адекватно они выражаются в мифологии. Мифология и мифическое творчество определяются уже не неврозами, а именно этими архетипами коллективного бессознательного. Говоря о коллективном бессознательном и его архетипах, Юнг по сути говорит о духовном и трансцендентном, ибо миф позволяет выйти за пределы ограниченных представлений и посмотреть на мир с некой субстанциальной позиции. Миф является отражением не только экзистенции бытия, но и его трансценденции, не только истиной существования, но и истиной сущности. Следовательно, визионерское искусство мифологично, ибо в своей основе создает миф. Содержанием психологического типа творчества являются сугубо личные, собственно человеческие переживания, которые предстают в художественном оформлении. Психологический тип творчества объясняет сам себя. "Поэт выполнил за психолога всю работу"[14 с.106], - говорит Юнг. Примером психологического творчества служит первая часть "Фауста" Гёте, примером визионерского типа - вторая. В случае с визионерским типом материал восходит к переживанию сверхчеловеческого рода, к "первопереживанию". Это явление выходит за пределы человеческого восприятия, и в этом случае психология бессильна. Но соблазн рассматривать визионерское творчество как продукт личного переживания чрезвычайно велик. Визионерское искусство, по мнению Юнга, не является личным переживанием, и это главное. Он показывает, что фрейдовская тенденция истолкования произведения ведет к фактическому развенчанию визионерского переживания, "делает его ненастоящим, простой компенсацией". "Потрясающее прозрение в бездны, лежащие по ту сторону человеческого, оказываются всего-навсего иллюзией, а поэт - обычным обманщиком"[14 с.109], - говорит Юнг. Такой тип объяснений уводит от сути художественного произведения, заменяя ее психологией художника. Юнг утверждает, что наравне с психологией художника, которую, безусловно, отрицать невозможно, существует и философия художественного творчества. У произведения, по его мнению, своя психология, не зависящая от психологии автора, у него своя история, выходящая далеко за рамки личной истории. Коллективное, а не личное бессознательное автора является источником сложности и глубины визионерского произведения. Юнг не отрицает, что творчество связано с компенсацией, но с компенсацией широкого, космического, межвременного плана. "Дело в том, - пишет Юнг, - что всякий раз, как коллективное бессознательное прорывается к переживанию и празднует брак с сознанием времени, осуществляется творческий акт, значимый для целой эпохи, ибо такое творение есть в самом глубинном смысле весть, обращенная к современникам. Поэтому "Фауст" задевает что-то в душе каждого немца, поэтому Данте пользуется неумирающей славой, а "Пастырь" Гермы в свое время едва не стал канонической книгой". [14 с.114] Всякая временная эпоха подобна индивиду, она отличается своими особенностями, специфическими свойствами сознания и потому требует компенсации. Компенсация осуществляется коллективным бессознательным посредством художника или духовидца в образе или деянии. Художник говорит голосом тысяч, "предвозвещая сдвиги в сознании эпохи". Таким образом, фрейдовский метод, по мнению Юнга, может быть применен к художнику только как к человеку, не как к творцу, "ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо эротичен, но в высочайшей степени объективен".[14 с.116] Каждый творчески одаренный человек, кроме человечески-личного, представляет собой "внеличный человеческий процесс". Индивидуальность художника заключается в том, что он способен выразить универсально-всеобщее переживание. Исходя из того, что творческое начало в художнике первично, на личные переживания, быт и все сугубо человеческое у него просто не остается энергии. Следовательно, получается, что его человеческую психологию, его "недостаточность" в обыденной жизни нельзя судить по общим правилам. Художника можно объяснить исходя из его творчества, а не из его несовершенств и личных недостатков, которые являются лишь следствием, а не причиной, как у Фрейда, того, что он - художник. Еще большее расхождение с психоанализом Фрейда обнаруживает философия экзистенциализма, ибо она с особой силой подчеркивает духовную сущность творчества. Ее представители выделяют в жизни человека два бытия - неподлинное и подлинное. Первое - обычное существование человека, в котором утрачивается его сущность, второе - существование сущностное, истинное. Первое просто является экзистенцией человека, второе - его трансценденцией. Первое порождает человека, второе - личность. Трансценденция человека есть его духовная сущность. И всякое творчество, согласно экзистенциализму, представляет собой выход, прорыв из экзистенции в трансценденцию, из материи в сферу духа. По Н. Бердяеву, одному из крупнейших представителей экзистенциализма, творчество человека предполагает три элемента: 1) элемент свободы, благодаря которому только и возможно создание нового, ранее несуществующего; 2) элемент дара и связанного с ним назначения; 3) элемент уже сотворенного мира, в котором совершается творческий акт и в котором человек находит материал для творчества. Там, где у Бердяева стоит свобода, у Фрейда находится бессознательное. И по Фрейду, и по Бердяеву, творчество осуществляется на основе дара, однако, по Фрейду, оно черпает свои истоки в бессознательном, а по Бердяеву - в свободе. Поскольку свобода имеет духовное содержание, получается, что бессознательному Фрейда у Бердяева противостоит духовность. Немаловажно упомянуть также, что духовный смысл и духовное предназначение творчества усматривают и многие великие представители мира искусства и литературы. По мысли В.А. Жуковского, "поэзия есть Бог в святых мечтах земли". А. С. Пушкин для человека с дарованием высший смысл его творчества определяет весьма категорично: Но если ты небес избранник, Свой дар божественный посланник, Во благо нам употребляй, Своих собратьев исправляй. ЗаключениеПроблема философского осмысления одной из увлекательных сфер жизни человека - творчества, всегда волновавшая человечество, с особой остротой поставлена ныне. Проникнуть в заманчивую лабораторию творчества человека, уяснить своеобразие приемов работы его мысли, понять, какими средствами достигнуты эти результаты, - значит в определенной степени вооружиться этими приемами, приобщится к ним и использовать их как своеобразный оселок, чтобы заострять на нем лезвие собственной творческой мысли. Разумеется, научить человека делать открытия и мыслить творчески так же трудно, как научить его быть мудрым, сообщив правила житейской мудрости. Подлинная школа творческой мысли - это вся жизнь, весь опыт истории, преломленный через личную призму ума и всех человеческих способностей. Творческий процесс - процесс поиска и создания чего-то нового, оригинального и даже уникального - того, чего раньше не было. Но творчество не есть создание чего-то из ничего; оно всегда есть в своей глубинной основе лишь порождение новой комбинации наличного бытия. И никакая самая буйная фантазия не мажет конструировать нечто, элементы чего не были бы взяты из уже существующей действительности. Если рассматривать творчество как целостный процесс и его логические и психологические механизмы, то выявяется органическое органическое единство отражения и созидания, познания и творчества. А вместе с тем и само познание является глубоко творческим процессом. Творчество есть деятельность, но далеко не всякая деятельность есть творчество. Не все, что мы делаем делаем, есть творчество и результат творчества. Творческим является лишь тот результат, который не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности. Созидающая деятельность человека носит действительно творческий характер лишь в том случае, если она обладает атрибутом неповторимости и по характеру осуществления, и по результатам, если она обладает оригинальностью и уникальностью. Все это лишь только вершина айсберга феномена творчества, а в остальную, глубинную его часть еще толь предстоит проникнуть... Литература
|