Источник: Охорона навколишнього середовища та раціональне використання природних ресурсів/ Збірка доповідей V I Міжнародної наукової конференції аспірантів та студентів. Т.1 - Донецьк: ДонНТУ, ДонНУ,2007

 

Социально-правовые показатели определения механизма регулирования рекреационной нагрузки в Донецком Надазовье

М. С. Марченко, Г. Н. Молодан

Донецкий Национальный технический университет

Экологическая безопасность населения является конституционным принципом Украины, а система ее обеспечения – частью государственной политики.

В регионах, подобных Донбассу, где вследствие многолетней эскалации экологической напряженности, человек как биологический вид попал в состояние деградации, экологическая безопасность жителей уже не может быть обеспечена только за счет технологических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве при совершенствовании и ужесточении контроля со стороны специально уполномоченных государственных органов!

Необходима комплексная реабилитация природы за счет территориально фрагментарного возрождения аборигенной биоты, и на ее основе создание доступной системы эффективной рекреации населения.

Украина имеет достаточную для этого нормативно-правовую базу. Для двух категорий заповедных объектов (национальные природные и региональные ландшафтные парки) рекреационная деятельность является основной составляющей их работы, а специальное Постановление Кабинета Министров Украины четко очерчивает перечень платных услуг в этой сфере.

Тем не менее, организация рекреационной деятельности для заповедных учреждений является новым направлением, где вопросов гораздо больше, чем ответов.

Донецкая область имеет две основные, исторически сформировавшиеся зоны традиционного массового отдыха, пойма реки Северский Донец и побережье Азовского моря. Эти достаточно большие территории с аквальными элементами, полностью вошли в национальный природный парк «Святые Горы» и региональный ландшафтный парк «Меотида».

Предварительные исследования показали, что побережье Азовского моря в административных границах Донецкой области по-прежнему является привлекательным для жителей Восточной Украины и Европейской части Российской Федерации. Привлекательным, несмотря на полный развал системы льготного профсоюзного отдыха, катастрофического загрязнения побережья и акватории, а модельная зона регулируемой рекреации РЛП «Меотида», с минимальным комплексом услуг, но лучшими в Северном Приазовье природными условиями переполняется любителями динамичного (зеленого) туризма.

Более того, анализ доступной литературы свидетельствует о непрерывно возрастающей популярности зеленого туризма в развитых странах. Достаточно сказать, что в США наблюдение и фотографирование птиц дает 6 миллиардов долларов ежегодной прибыли, обеспечивая 90 тысяч человек рабочими местами, при этом создание одного места в этой сфере в 20 раз дешевле, чем в промышленности.

Этот фактор особенно актуален в условиях Донецкого Приазовья и, с точки зрения решения комплекса социально-экономических проблем, обусловленных катастрофическими темпами падения уловов в Азовском море, изменением земельных отношений, переходом в частную собственность большинства рекреационных объектов.

Научно обоснованная тактика локальных действий по развитию сферы рекреационных услуг станет основой в реализации национальной экологической стратегии в контексте перехода нашего региона и государства к модели устойчивого развития соответственно решений Конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), Всемирного саммита в Ио х анесбурге (2002) и политических ориентиров Пан-Европейского процесса «Дов кілля для Європи».

При этом следует осознанно представлять, что зоны стационарной рекреации и территории населенных пунктов имеют стабильно, годами формировавшуюся, направленность организации массового отдыха и мало перспективны для зеленого туризма.

Проведенные мной исследования, несмотря на предварительный характер, показали:

•  Возможность динамического отдыха в непосредственной близости от заповедных территорий является подавляющей формой отдыха.

•  Подавляющее большинство рекреантов имеет поверхностное представление о структуре, раритета и репрезентативности естественно-заповедного фонда Надазовъя.

•  Существующие зоны регулируемой рекреации в современном виде не могут вмещать всех охочих.

•  Регуляция потоков рекреантов должна осуществляться за счет рационального использования всего рекреационного потенциала субрегиона.

Накопленный материал позволил перейти к конкретизации перспектив использования рекреационного потенциала, экспериментальному определению рекреационной емкости различных участков, выработке методик информационно-рекламной деятельности, ценообразованию и ассортименту платных услуг, а также обоснованию направлений развития активных форм отдыха