Благословенные места "Меотиды"

Меотида - так величали древние греки Азовское море, что, по одной из версий, значит "кормилица". Ныне "Меотидой" называется региональный ландшафтный парк (РЛП), офис которого находится в Новоазовске. Его владения сегодня составляют свыше тринадцати тысяч гектаров суши и примерно столько же - акватория моря. Созданный летом 2000-го, уже через год этот РЛП первым из украинских заповедных объектов был принят в состав международной организации "Федерация Европарков".

Предыстория рождения "Меотиды" такова. Идея обустроить нечто подобное посетила нынешнего директора парка Геннадия Молодана еще в конце 60-х годов минувшего столетия, когда он учился на биофаке Донецкого госуниверситета. Как вспоминает Геннадий Николаевич, тогда не наблюдалось такого засилья пансионатов и баз отдыха, а по берегу буквально шага нельзя было ступить, чтобы не наткнуться на кладки птичьих яиц. И любой нормальный человек понимал, что эту первозданность следует сохранить и оберегать. Но пробить в те времена идею о заповеднике было архисложно. Тем не менее удалось создать несколько мелких объектов, скажем, Кривокосский лиман, стрелку Кривой Косы. Собственно, так начиналась "Меотида", хотя о национальном или природном парке речь не шла. А позже от идеи заповедника пришлось отказаться. К слову, на Западе они - явление редкое; если заповедник и существует, то информации о нем вы найдете не больше, нежели о военном объекте. Посещение подобных территорий запрещено, а не пускать туда желающих - вроде как нарушать права человека. Поэтому пусть лучше народ остается в неведении. В Украине же заповедники в основном влачат жалкое существование, а в Донбассе, по сути, уже не осталось и мест для их устройства. Поэтому, считает Геннадий Николаевич, наиболее приемлемой формой являются парки, подобные "Меотиде", где охрана природы сочетается с организацией отдыха.

Когда Украине стали доступны иностранные инвестиции, кредиты и другие формы финансового донорства, команде Молодана удалось выиграть грант, выделенный Мировым банком (МБ) на Азово-Черноморский экологический коридор, в основном для обеспечения путей пролета птиц (вот ведь чем маются богатые!). Партнером МБ в данном случае выступило правительство Великобритании. И если средства Мирового банка предназначались для приобретения материалов, оборудования, формы и пр., то английский вклад имел гуманитарную подоплеку: образование, формирование общественного сознания, обучение персонала. Поскольку британцы от намерений перешли к конкретным делам быстрее, чем МБ, то сложность состояла в получении денег под еще не существующий объект. Конкурентов в Украине хватало, тем более стремившихся заполучить финансы не под идею, а уже для осязаемых действий. Однако нашей команде удалось убедить англичан, что именно региональный ландшафтный парк у Азовского моря - это то, что нужно. Если в перенаселенной и перенасыщенной загрязняющими производствами области удастся сохранить первозданные уголки природы и даже умножить их число, то в других местах реализовать обкатанную в сложных экологических условиях модель будет проще простого. Сыграло положительную роль и то, что люди, создававшие "Меотиду", имели опыт обустройства Святых гор, общения с иностранцами. Определяющей оказалась поддержка тогдашнего первого заместителя главы облгосадминистрации Анатолия Близнюка и бывшего начальника госуправления экологии и природных ресурсов в Донецкой области Святослава Куруленко. Следует отметить, что "Меотида" оказалась единственным успешным проектом подобного рода в Украине, а англичане свернули все экологические программы у нас в стране.

Поиск финансов стал у нас чуть ли не национальной чертой. Вот и руководство парка обеспокоено тем же. Сейчас "Меотида" получает "питание" из областного бюджета, которого хватает в аккурат на зарплату. Однако Молодану, кажется, удалось убедить депутатов, что здесь не зря едят хлеб. В Новоазовске провели выездное заседание постоянной комиссии облсовета по экологии с участием председателей других комиссий, рассказали обо всем подробно, показали, что скрывается за понятием "ландшафтный парк". Возможно, это поможет. Тут ведь такая ситуация просматривается: МБ не прочь и дальше финансировать проект, только на долевых началах. Скажем, тридцать процентов, - область, банк. Те же англичане, покончив с экологией, ведут программу "Донбасс", где присутствуют социальные аспекты. А организация отдыха, к чему имеет отношение "Меотида", - из их числа. Вроде бы РЛП выиграл небольшой грант голландского правительства, есть в Великобритании организации, готовые вкладывать средства в благородное дело. Тем более, что "Меотида" имеет уже довольно привлекательный имидж за пределами Украины.

Но все же, ради чего тратятся силы, время и нервы на добывание денег? А для реализации задач, основными из которых являются: охрана уникальных участков побережья Азовского моря; воспроизведение природных ландшафтов, растительного покрова и животного мира; пропаганда природоохранных знаний, экологическое воспитание и перестройка мировоззрения населения. Еще сюда можно отнести регулирование потоков отдыхающих и оптимизацию условий активного отдыха, а также координацию действий по созданию рынка рекреационных услуг.

Охранять и заботиться здесь есть о чем. Чего стоят, например, стрелка Кривой Косы - заповедное место, охраняемое круглый год, Кривокосский лиман, Белосарайские коса и лиман (Першотравневый р-н), Еланчанские бакаи. А вообще "Меотида" - это Зеленая и Красная книги Украины, вместе взятые. Флора парка уникальна, богата, располагает аборигенными, в том числе раритетными видами. Что же касается животного мира, то тут по разнообразию не имеют себе равных пернатые. Полярная сова и пуночка, лебедь-шипун и дрофа, черный аист и гриф - привычные гости. На стрелке Кривой Косы гнездятся десятки тысяч пар крячков, серебристого мартына, черноголового хохотуна, занесенного в Красную книгу. Именно с началом деятельности "Меотиды" численность хохотуна выросла из маленького поселения до огромной колонии. Тщательно берегут здесь красавицу шилоклювку, украшающую эмблему парка, "краснокожих" ходулочника, кулика-сороку, морского зуйка, дерихвостов, черноголовую овсянку, которая больше нигде в Украине не гнездится группой. Только тут можно увидеть и ушастого ежа. Предметом усиленного внимания сотрудников РЛП являются также дельфин-азовка, перевязка (разновидность хорька), желтобрюхий полоз, а всего - свыше 250 видов птиц, 49 - млекопитающих, семь - пресмыкающихся, 79 видов рыб и т.д. и т.п. Кстати, в нынешнем году они обнаружили совершенно новый для Азовского моря вид краба, обычной средой обитания которого является Северная Атлантика. Еще на территории парка находится более шестидесяти памятников археологии от раннего палеолита до начала ХХ века, фрагменты традиционной культуры и застройки украинцев, греков, донских казаков.

Наукой в "Меотиде" занимаются серьезно, а ее отдел, возглавляемый заместителем директора Галиной Марченко, - самый большой среди региональных парков Украины. Сам Геннадий Молодан имеет более 200 научных публикаций, награжден большой бронзовой медалью Итальянской академии наук, избран вице-президентом Украинской экологической академии наук. Еще он преподает заповедное дело в Донецком государственном техническом университете. "Профильные" студенты этого вуза проходят учебную практику в "Меотиде", нынче сюда приглашали и будущих геологов. Впервые летом приезжала группа волонтеров из Бельгии и Франции. Правда, цель они перед собой ставили далекую от науки: очищали территорию, помогали строить ограждения.

Однако ландшафтный парк - не запретная зона, куда "Посторонним вход воспрещен!" (за исключением нескольких участков, посещение которых стараются ограничивать). Как уже говорилось выше, одной из задач является рекреационная деятельность, то есть организация отдыха, за что в "Меотиде" отвечает начальник соответствующего отдела Сергей Безрук. И она, считает Г.Н.Молодан, может и должна давать доход. В тех же Соединенных Штатах Америки только удовольствие понаблюдать за птицами ежегодно приносит 5,6 млрд. долларов плюс 190 тыс. рабочих мест. И вообще рентабельность рекреационного бизнеса достигает девяноста процентов. Вот почему директор мечтает о том времени, когда "Меотида" будет располагать необходимой для этого инфраструктурой, хотя он и противник массового отдыха (может, кроме детского), а больше ратует за семейный. В идеале Молодану видятся бунгало, полный набор услуг, нешумные водные аттракционы, пешие, морские и конные прогулки, другие формы общения с природой, а также возможность познакомиться с блюдами украинской, греческой и русской кухни. Люди с деньгами всегда найдутся, а появится прибыль, можно детей принимать почти бесплатно (детский лагерь действует ежегодно, мальчишки и девчонки учатся понимать и обращаться с природой, помогают сотрудникам парка). Но для получения дохода нужны условия, а для их создания - деньги. Так замыкается круг.

Сегодня в РЛП думают о расширении территории. Сначала предполагается включить в состав парка долины рек, впадающих в Азовское море, пусть даже пока в пределах Донецкой области, а потом дойти до устья Дона. К слову, речь о создании совместных с Россией объектов заходила на встрече региональных экологических служб приграничных областей, приуроченной к проведению Года Российской Федерации в Украине и состоявшейся в конце июля - начале августа в Святогорске.

За три года существования "Меотиды" местное население уже осознало, что и с какой целью творится рядом с ним, а потому количество нарушений природоохранного законодательства снизилось в сотни раз. Но и без них не обходится. Особенно усердствуют в этом личности, относящие себя к "новым" украинцам. За рулем иномарок они становятся просто невменяемыми и никаких табу не признают. Поэтому Геннадий Молодан планирует ликвидировать все несанкционированные дороги и тропы, пересадить на лошадей охрану и отдыхающим тоже предлагать такой способ передвижения, естественно, за плату и в сопровождении инструктора. И браконьеры не переводятся. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. С уменьшением рыбных запасов моря резко сократилось и число любителей незаконной добычи. Ну, а если что, то у охраны "Меотиды" тесные связи с милицией, пограничниками и прочими заинтересованными службами.

Есть взаимопонимание и с местными органами власти. Вот только они, кроме как добрым словом и сочувствием, ничем больше помочь не в силах. Сами бьются в кольце проблем. Одна из наиболее сложных - уборка мусора, особенно в летний период, когда в район съезжается уйма народа. Однако с этим новоазовцы оставлены один на один, без какой-либо поддержки "сверху". А ведь правильнее было бы, уверен Г.Н.Молодан, первый завод по переработке бытовых отходов строить именно здесь.

"РЛП "Меотида" даст вам возможность лично ощутить таласотерапевтический эффект природного раритета планетарного масштаба - самого маленького, самого пресноводного, самого мелководного, самого продуктивного и самого удаленного от Мирового океана на земном шаре моря, посетить действующие и законсервированные раскопки, прикоснуться к камням, вымощенным руками наших пращуров свыше ста тысяч лет тому назад, насладиться живописными пейзажами, которые поражали взор древних греков и римлян, гуннов и хазар, увидеть памятники культуры Золотой орды и Крымского ханства, полюбоваться скифскими курганами..." Это строки из рекламного проспекта "Меотиды". И пусть они всегда соответствуют нашим надеждам.

Юрий ЩЕРБАК.
Фото из фототеки РЛП "Меотида".