Назарова Татьяна Сергеевна

Донецкий Национальный Технический Университет

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Материалы конференции "Вернадские чтения". - Донецк: ДонНТУ, 2007 г

Пора признать, что глобальный экологический кризис является реалией нашего времени. Об этом свидетельствуют следующие экологические проблемы, находящиеся сейчас в поле зрения всего человечества: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова земли, превращение в пустыни обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры. Какие же еще нужны доводы того, что проблема формирования экологического сознания общества является спешной, и в ближайших десятилетиях она должна стать важнейшим фактором его развития.

Однако на фоне политической и экономической ситуаций, сложившихся в настоящее время в Украине, проблема отношений с окружающей средой откладывается в бытовом сознании на задний план. Наибольшее внимание привлекают такие аспекты обострения экологической ситуации, как ухудшение качества жизни в результате загрязнения окружающей среды и следствия антропогенных катастроф, прежде всего – следствия аварии на ЧАЭС. Именно этой проблемы, вероятно, мы лишимся еще нескоро, пройдет немало десятилетий, а, возможно, и столетий, пока мы будем упоминать об этом как об историческом факте из жизни Украины.

Что же можно сказать о наших взаимоотношениях с окружающей средой. В большинстве случаев развитие человеческого общества протекает при полном незнании или даже отрицании принципов, которые руководят самовоспроизведением живых систем. Мы во многих отношениях живем по принципу безвозмездного потребления, и многочисленные экологические проблемы, которые стоят перед нами, указывают на то, что такое состояние неустойчивое. Следует лишь понять экологические принципы и идти в направлении к гармоничному развитию в условиях окружающей среды.

"Не нехватка экологической информации приводит к отрицательному влиянию на окружающую среду, а неправильное применение этой информации". Другими словами, у нас есть необходимые знания, которые разрешают сделать развитие человеческого общества стойким.

В середине XІX столетия ученые начали изучать и открывать принципы взаимоотношений растений и животных между собой и с окружающей средой. Эту область биологии назвали экологией. В 1960-е стало общепризнанным, что экологические принципы и теории относятся не только к диким растениям и животным в естественных условиях существования, но и к человеку, причем в глобальных масштабах. Теоретической основой для экологических исследований украинские и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности ее эволюционного превращения в сферу человеческого разума - ноосферу. Отношение человека к окружающей природной среде должно стать господствующим в век ноосферы. Хочется верить, что широкое экологическое образование будет способствовать этому превращению биосферы в ноосферу, при вступлении в которую все человечество поймет, что оно есть часть этой ноосферы, и будет стремиться не к уничтожению, а к расширению и умножению природных богатств.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – неотъемлемая часть природы.

В психологических исследованиях, затрагивающих проблему «человек-природа», преобладает анализ психологических аспектов проблем, которые возникают в зоне экологического бедствия. Эти исследования показывают важность изучения и решения проблем экологического воспитания, обучения и пропаганды, актуальность изучения не только следствий, но и психологических причин возникновения антропогенных экологических нарушений.

Экологически-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и как проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу, с целью сознательного достижения полной гармонизации с нею. Гармония в взаимоотношениях с природой осуществима при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Да, именно ребенок, рождаясь, несет в себе скрытый «код», в котором заложены уже первоначальные знания о взаимоотношениях с природой. Вы когда-нибудь наблюдали, как бесстрашно маленький ребенок ведет себя на лужайке с жучками, в лесу, как не боится погладить хищного зверя? Детям, оказывается, изначально свойственно уметь исполнять свои желания, они обладают тем знанием о предназначении всего окружающего, о котором взрослый человек, возможно и не догадывается.

Ребенок познает природу путем его непосредственного контакта с ней: стремится пощупать каждую травинку, изучить строение каждого, попавшегося в его поле зрения, живого организма, иногда даже кажется, он понимает «язык» всего живого и способен общаться с природой. Нам не следует мешать ребенку в его познании, мы должны поддержать его, создать ему условия приобщения к природе.

У ребенка в первую очередь развиваются функции правого полушария, которое отвечает за целостное восприятие, что объясняет специфику его мышления. Вот почему первые годы жизни являются определяющими в формировании сознания ребенка, в том числе и экологического.

В цивилизованном мире дети попадают в условия компромисса между природой и машинами, инстинктами и приличиями, разумом и интуицией, чувством и совестью. Неприятно констатировать тот факт, что для обычного цивилизованного ребенка нормально кидать фантики, обертки там, где пришлось, не глядя, рубить большое дерево, чтобы использовать его верхушку или малую его часть, просто так ломать ветки, жечь сухую траву по весне, доводя озорство до пожаров. А ведь все это они наблюдают у взрослых и воспринимают как норму.

В первый десяток лет все же природа еще сильна в детях, они часто чувствуют себя потерянными и, даже, живя дома, не ощущают себя вполне дома. А по возвращении из естественных условий (скажем, после недельного похода на природу) чувствуют себя некоторое время дискомфортно в городе.

Основная задача родителей - донести до ребенка мысль, что все вокруг – живое и привить бережное трепетное отношение к любому проявлению жизни. Воспитанного в таком духе ребенка, уже не надо агитировать за здоровый образ жизни, развивать экологическое мышление – оно уже заложено. Позвольте детям сделать выбор, какой жизнью им жить, а чтобы была альтернатива выбора, устраивайте поездки детей в заповедные зоны, горы, леса. Ведь в Украине еще есть места, которые восхищают своей нетронутой природой: Крым, Закарпатье, леса Святогорья и др.

Следующим этапом формирования экологического сознания наших детей должны стать школы и другие учебные заведения. Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Изучение этих наук должно помочь ребенку понять глубокий смысл необходимости охраны окружающей среды.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания человеческим обществом целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить разумную деятельность людей в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. «Разум все изменяет»! А мы ведь существа разумные, значит, можем изменить экологическую ситуацию в стране и в мире, жить в гармонии с природой. И не стоит забывать, что дети – наше будущее! Воспитывая в них любовь к природе, развивая их экологическое сознание сегодня, мы создаем наше будущее таким, каким бы мы его хотели видеть (без экологических катастроф)!