Индивидуальное задание |
ДИКСОН - ВОРОТА   АРКТИКИ
Составитель: Омельченко В.В. |
||||||||||||||||
Когда подлетаешь к Диксону и самолет, вынырнув из пелены облаков, резко идет на снижение, в окне самолета открывается поразительная картина. Зимой - это бескрайняя режущая глаза своей белизной пустыня, на первый взгляд безжизненная. Не определишь, где море, где берега - все под покровом льда. А летом - сплошная синь воды и посреди этого безбрежья ржавый кусочек суши, который и есть Диксон. Может быть, такая картина необычна только для новичка, впервые попавшего в Заполярье? Но кажется, что привыкнуть к этому невозможно. Все поражает и, пожалуй, все наводит на мысль, что ты на самом краю земли... Впрочем, если взглянуть на географическую карту, это не покажется большим преувеличением. Небольшое отступление в историю... Богатые сибирские земли издавна притягивали к себе внимание торговцев и промышленников. Путь к ним лежал через неизведанные северные моря. В летопись их открытий вписано немало славных страниц мореплавателями и путешественниками, на карты наносится множество новых названий - моря, проливы, архипелаги, острова... В XIX веке все напряженнее, все активнее становится освоение Северного морского пути, одна за другой снаряжаются экспедиции, возглавляемые знаменитыми исследователями. Почти ежегодно осуществлялись Карские морские экспедиции; в течение 45 лет было совершено 122 таких плавания, но только 36 из них были успешными. В 1875-1876 гг. известный шведский ученый А.Норденшельд совершил плавание на шхунах "Превен" и "Имер" из Западной Европы на Енисей. Тогда-то и назвал А.Норденшельд бухту небольшого острова в Карском море "Гавань Диксона" по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, на средства которого снаряжались многие полярные экспедиции. Позже Диксоном стали называть и остров, отделенный проливом от полуострова Таймыр... Становление Диксона тесно связано с освоением Северного морского пути. В декабре 1932 года было принято постановление об учреждении при Совете Народных Комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), задача которого - "проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плаваний по этому пути". С этого времени Северный морской путь - главная транспортная артерия советского Заполярья, к этому моменту и относится бурное развитие Диксона и его предприятий. Начало тридцатых... На Таймыре начинается разработка богатейших залежей цветных металлов, возникает гигант индустрии - Норильский горно-металлургический комбинат, строится самая северная дорога в мире - Дудинка - Норильск. Постоянно действующей трассой становится часть Северного морского пути - Мурманск - Диксон - Дудинка. Все это привело к необходимости создания на Диксоне морского порта, который стал бы центральной бункеровочной базой в западном секторе Арктики. Самое крупное предприятие района - Диксонское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (ДУГКС). Его история ведет отсчет с 1915 г., когда на острове был построен домишко от радиостанции. Она предназначалась для связи судов "Таймыр" и "Вайгач" экспедиции Н.Вилькицкого, зимовавших у берегов Таймыра, с Большой землей. Ныне ДУГКС - один из ведущих центров по комплексному исследованию Арктики. Научная информация, поступающая с полярных станций, космических спутников, данные ледовой разведки, метеорадиолокации, зондирования атмосферы собираются в центре связи и обрабатываются на современной аппаратуре. На основе этих данных и составляются сводки, прогнозы погоды, ледовой обстановки, которые так необходимы морякам и авиаторам и, конечно, для решения важных для народного хозяйства задач. Говоря о том, как "работает" Диксон, надо обязательно назвать Гидрографическую базу, основанную 1 января 1944 года. Основное назначение гидрографов - обеспечить безопасное плавание по Северному морскому пути. Они устанавливают радио- и световые маяки, навигационные знаки, проводят исследования в открытом море и у побережья. Заслуги их велики, недаром один из проливов на островах Комсомольской правды носит название "Диксонский гидрограф". Но в настоящее время численность базы составляет всего лишь 19 человек. Специалистов-гидрографов из них 2. Финансирования на восстановление и поддержание в порядке средств навигационного оборудования и хозяйства гидробазы в последние годы практически не поступало. База располагает определенным количеством техники, зданий и сооружений для выполнения поставленных задач, однако большинство основных средств имеет износ 100%. Таким образом, безопасность мореплавания на обслуживаемом участке, включая Енисейский залив в полной мере не обеспечена. Сегодня нелегко жить на Крайнем Севере, несмотря на благоустроенную квартиру с канализацией и горячей водой. В настоящее время Диксон - поселок с двух, трех и пятиэтажными домами. Порт обеспечивает водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире северяне держат про запас свечи. Пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы. Самая низкая температура -50°C. И без того сильные зимние морозы усугубляются резкими ветрами. С 10 ноября начинается полярная ночь и лишь в первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Не сразу привыкаешь к полярному дню с его незаходящим солнцем. С 5 мая по 10 августа, более 100 суток длится полярный день - праздник света, но, увы, не тепла. Лето на Диксоне быстротечное - всего 20 дней. Оно холоднее, чем зима в Сочи. Средняя температура летом всего +4 градуса. Снег сходит в июне, а в сентябре уже выпадает снова. Полярные день и ночь - это не единственное, что удивляет. Как красиво смотреть на небо, когда там видно северное сияние... Диксон обладает уникальным арктическим животным и растительным миром. Птичьи базары, белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, мускусный бык. Морские животные - нерпа, белуха (северный дельфин), моржи, морские зайцы. Ценные породы рыб - омуль, осетр, чир, муксун, хариус - все это представляет неоценимое богатство. На территории Диксонско-Сибиряковского участка расположены гнездовья многочисленных птиц: поморники, северные лебеди, гуси, утки, куропатки, кулики, внесенные в Красную книгу полярные совы, краснозобая и чернозобая казарки. В 30 км от Диксона, на западном побережье Таймыра, находятся 2 участка заповедника Большой Арктический: "Бухта Медуза" и "Бухта Ефремова". Благодаря реализации программы Голландского Правительства здесь построена биологическая станция "Виллем Баренц", и ее филиал на реке Пясине, для развития международных научных исследований. Растительность заполярной тундры очень бедна: мох, небольшая травка и малюсенькие кустики цветов, пробивающиеся среди камней. Зато цветы эти необыкновенно красивы, так трогательны. Вся природа Заполярья, величавая, с огромным куполом неба, с необъятыми просторами каменистой земли, где свободно гуляют арктические ветра, - вся она заявляет о своем безраздельном господстве, а человек лишь должен приспосабливаться к диктуемым ею условиям.
Каменнный обелиск был возведен в честь подвига североморцев в 1942 году. Не обошла война и Диксон. Тогда, в августе 1942 года мощный фашистский крейсер "Адмирал Шеер" курсировал в водах Карского моря. В числе прочих заданий он должен был осуществить высадку десанта на Диксоне с целью захвата пленных и важных документов, касающихся Северного морского пути, а также уничтожения угольных складов. На пути боевого гитлеровского корабля встал ледокольный пароход "А.Сибиряков", который вышел из Диксона в очередной рейс к полярникам. Поняв, что перед ним корабль неприятеля, "Сибиряков", вооруженный всего лишь четырьмя орудиями (калибра 45 и 75 мм) и несколькими зенитными пушками, вступил в бой с врагом. "Адмирал Шеер" обрушил на "Сибирякова" всю свою огненную мощь. Пароход загорелся, и когда стало ясно, что судно спасти не удастся, советские моряки открыли кингстоны, и судно с поднятым флагом пошло ко дну. Из 102 человек экипажа и пассажиров осталось в живых только 14... Стоит на берегу холодного Карского моря небольшой поселок, в нем живут и работают хорошие люди, растят детей, решают проблемы, думают о дне завтрашнем, мечтают... |
Индивидуальное задание |