Главная страница
Отчет о поиске
 Автореферат
Электронная библиотека
 Ссылки 

Индивидуальное задание


ДИКСОН - ВОРОТА   АРКТИКИ

Составитель: Омельченко В.В.


Когда подлетаешь к Диксону и самолет, вынырнув из пелены облаков, резко идет на снижение, в окне самолета открывается поразительная картина. Зимой - это бескрайняя режущая глаза своей белизной пустыня, на первый взгляд безжизненная. Не определишь, где море, где берега - все под покровом льда. А летом - сплошная синь воды и посреди этого безбрежья ржавый кусочек суши, который и есть Диксон.

Может быть, такая картина необычна только для новичка, впервые попавшего в Заполярье? Но кажется, что привыкнуть к этому невозможно. Все поражает и, пожалуй, все наводит на мысль, что ты на самом краю земли... Впрочем, если взглянуть на географическую карту, это не покажется большим преувеличением.


Карта расположения о.Диксон

Небольшое отступление в историю... Богатые сибирские земли издавна притягивали к себе внимание торговцев и промышленников. Путь к ним лежал через неизведанные северные моря. В летопись их открытий вписано немало славных страниц мореплавателями и путешественниками, на карты наносится множество новых названий - моря, проливы, архипелаги, острова... В XIX веке все напряженнее, все активнее становится освоение Северного морского пути, одна за другой снаряжаются экспедиции, возглавляемые знаменитыми исследователями. Почти ежегодно осуществлялись Карские морские экспедиции; в течение 45 лет было совершено 122 таких плавания, но только 36 из них были успешными.

В 1875-1876 гг. известный шведский ученый А.Норденшельд совершил плавание на шхунах "Превен" и "Имер" из Западной Европы на Енисей. Тогда-то и назвал А.Норденшельд бухту небольшого острова в Карском море "Гавань Диксона" по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, на средства которого снаряжались многие полярные экспедиции. Позже Диксоном стали называть и остров, отделенный проливом от полуострова Таймыр...

Становление Диксона тесно связано с освоением Северного морского пути. В декабре 1932 года было принято постановление об учреждении при Совете Народных Комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), задача которого - "проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плаваний по этому пути". С этого времени Северный морской путь - главная транспортная артерия советского Заполярья, к этому моменту и относится бурное развитие Диксона и его предприятий.

Начало тридцатых... На Таймыре начинается разработка богатейших залежей цветных металлов, возникает гигант индустрии - Норильский горно-металлургический комбинат, строится самая северная дорога в мире - Дудинка - Норильск. Постоянно действующей трассой становится часть Северного морского пути - Мурманск - Диксон - Дудинка. Все это привело к необходимости создания на Диксоне морского порта, который стал бы центральной бункеровочной базой в западном секторе Арктики.

Самое крупное предприятие района - Диксонское территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (ДУГКС).

Управление по гидрометеорологии и контролю природной среды

Его история ведет отсчет с 1915 г., когда на острове был построен домишко от радиостанции. Она предназначалась для связи судов "Таймыр" и "Вайгач" экспедиции Н.Вилькицкого, зимовавших у берегов Таймыра, с Большой землей. Ныне ДУГКС - один из ведущих центров по комплексному исследованию Арктики. Научная информация, поступающая с полярных станций, космических спутников, данные ледовой разведки, метеорадиолокации, зондирования атмосферы собираются в центре связи и обрабатываются на современной аппаратуре. На основе этих данных и составляются сводки, прогнозы погоды, ледовой обстановки, которые так необходимы морякам и авиаторам и, конечно, для решения важных для народного хозяйства задач.

Говоря о том, как "работает" Диксон, надо обязательно назвать Гидрографическую базу, основанную 1 января 1944 года. Основное назначение гидрографов - обеспечить безопасное плавание по Северному морскому пути. Они устанавливают радио- и световые маяки, навигационные знаки, проводят исследования в открытом море и у побережья. Заслуги их велики, недаром один из проливов на островах Комсомольской правды носит название "Диксонский гидрограф". Но в настоящее время численность базы составляет всего лишь 19 человек. Специалистов-гидрографов из них 2. Финансирования на восстановление и поддержание в порядке средств навигационного оборудования и хозяйства гидробазы в последние годы практически не поступало. База располагает определенным количеством техники, зданий и сооружений для выполнения поставленных задач, однако большинство основных средств имеет износ 100%. Таким образом, безопасность мореплавания на обслуживаемом участке, включая Енисейский залив в полной мере не обеспечена.

Сегодня нелегко жить на Крайнем Севере, несмотря на благоустроенную квартиру с канализацией и горячей водой. В настоящее время Диксон - поселок с двух, трех и пятиэтажными домами. Порт обеспечивает водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире северяне держат про запас свечи. Пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы. Самая низкая температура -50°C. И без того сильные зимние морозы усугубляются резкими ветрами. С 10 ноября начинается полярная ночь и лишь в первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Не сразу привыкаешь к полярному дню с его незаходящим солнцем. С 5 мая по 10 августа, более 100 суток длится полярный день - праздник света, но, увы, не тепла. Лето на Диксоне быстротечное - всего 20 дней. Оно холоднее, чем зима в Сочи. Средняя температура летом всего +4 градуса. Снег сходит в июне, а в сентябре уже выпадает снова. Полярные день и ночь - это не единственное, что удивляет. Как красиво смотреть на небо, когда там видно северное сияние...

Северное сияние Северное сияние

Диксон обладает уникальным арктическим животным и растительным миром. Птичьи базары, белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, мускусный бык. Морские животные - нерпа, белуха (северный дельфин), моржи, морские зайцы. Ценные породы рыб - омуль, осетр, чир, муксун, хариус - все это представляет неоценимое богатство. На территории Диксонско-Сибиряковского участка расположены гнездовья многочисленных птиц: поморники, северные лебеди, гуси, утки, куропатки, кулики, внесенные в Красную книгу полярные совы, краснозобая и чернозобая казарки. В 30 км от Диксона, на западном побережье Таймыра, находятся 2 участка заповедника Большой Арктический: "Бухта Медуза" и "Бухта Ефремова". Благодаря реализации программы Голландского Правительства здесь построена биологическая станция "Виллем Баренц", и ее филиал на реке Пясине, для развития международных научных исследований.

Нерпа Белые медведи Песец Белуха

Растительность заполярной тундры очень бедна: мох, небольшая травка и малюсенькие кустики цветов, пробивающиеся среди камней. Зато цветы эти необыкновенно красивы, так трогательны.


Северные цветы Северные цветы

Вся природа Заполярья, величавая, с огромным куполом неба, с необъятыми просторами каменистой земли, где свободно гуляют арктические ветра, - вся она заявляет о своем безраздельном господстве, а человек лишь должен приспосабливаться к диктуемым ею условиям.
Север притягивает к себе, хочется хоть одним глазком взглянуть, что же это такое... У Диксона есть свои достопримечательности, например, памятники:

Памятник героям-североморцам Памятник Тессему Каменный обелиск
героям-североморцам норвежскому моряку Тессему каменный обелиск

Каменнный обелиск был возведен в честь подвига североморцев в 1942 году. Не обошла война и Диксон. Тогда, в августе 1942 года мощный фашистский крейсер "Адмирал Шеер" курсировал в водах Карского моря. В числе прочих заданий он должен был осуществить высадку десанта на Диксоне с целью захвата пленных и важных документов, касающихся Северного морского пути, а также уничтожения угольных складов. На пути боевого гитлеровского корабля встал ледокольный пароход "А.Сибиряков", который вышел из Диксона в очередной рейс к полярникам. Поняв, что перед ним корабль неприятеля, "Сибиряков", вооруженный всего лишь четырьмя орудиями (калибра 45 и 75 мм) и несколькими зенитными пушками, вступил в бой с врагом. "Адмирал Шеер" обрушил на "Сибирякова" всю свою огненную мощь. Пароход загорелся, и когда стало ясно, что судно спасти не удастся, советские моряки открыли кингстоны, и судно с поднятым флагом пошло ко дну. Из 102 человек экипажа и пассажиров осталось в живых только 14...
Потопив "Сибирякова", крейсер подошел к Диксону и обстрелял угольную базу. Только один снаряд попал в нее, но фашисты, решив, что с угольной базой покончено, направили огонь на суда, стоящие на рейде. С ледокольного парохода "С.Дежнев" был открыт ответный огонь, поддержанный береговой батареей. Около часа продолжался бой. "Адмирал Шеер", не ожидавший такого мощного отпора, получил повреждения, в результате которых были уничтожены плавсредства, предназначенные для высадки десанта, было повреждено и рулевое управление. Крейсер был вынужден уйти. Люди в поселке не пострадали, а из команды "Дежнева" 7 человек пали смертью храбрых. Память об этом военном событии жива и священна для каждого диксонца...

Стоит на берегу холодного Карского моря небольшой поселок, в нем живут и работают хорошие люди, растят детей, решают проблемы, думают о дне завтрашнем, мечтают...



Главная страница
Отчет о поиске
 Автореферат
Электронная библиотека
 Ссылки 

Индивидуальное задание