Продуктивная мыслительная деятельность студента в режиме
аудиторных занятий.
Давиденко М.И., Сумин В.А., к.э.н.
Межвузовская научно-практическая конференция
"Современные тенденции менеджмента в Украине: правовые и экономические аспекты" (ДонНТУ, ФЭМ)
27-28 апреля 2006
Эффективность функционирования системы управления определяется системообразующими элементами, в перечне которых человек занимает особое место, поскольку только благодаря человеку, его знаниям и умениям эта система приобретает способность к самовоспроизведению, самосовершенствованию и целенаправленному поведению.
Проблема организации эффективной деятельности содержит ряд задач, решение которых позволяет эффективно использовать потенциальные возможности человека как организма и личности. Как личность человек обладает определенным человеческим капиталом, а как организм он функционирует в режиме биоритмов.
В учебном процессе эти две составляющих человека также обозначают особенности организации эффективности деятельности студента, и именно анализу этих особенностей посвящено данное исследование
В качестве объекта исследования была принята учебная группа слушателей 4-го курса дневной формы обучения в составе 18 человек. Для них был составлен бланк самофотографии, в котором предусматривалось предоставление каждым участником исследования информации о деятельности во время учебного дня.
В результате исследования было выявлено, что учебная пара условно может быть разделена на 3 вида деятельности: 1) вхождение в образ, 2) продуктивная мыслительная деятельность I,II,III стадии, 3) отключение. (см. таблицу 1)
Таблица 1 – Характеристика деятельности студента в течение дня. Стадии учебной пары (показатели в среднем по выборке)
|
I |
II |
III |
IV |
Вхождение в образ |
4 мин |
5 мин |
2 мин |
6 мин |
Продуктивная мыслительная деятельность 1й стадии |
23 мин |
27 мин |
21 мин |
20 мин |
Отключение |
5 мин |
7 мин |
11 мин |
10 мин |
Продуктивная мыслительная деятельность 2й стадии |
24 мин |
25 мин |
10 мин |
13 мин |
Отключение |
6 мин |
5 мин |
4 мин |
8 мин |
Продуктивная мыслительная деятельность 3й стадии |
14 мин |
8 мин |
22 мин |
15 мин |
Отключение перед регламентированным перерывом |
4 мин |
3 мин |
10 мин |
8 мин |
Анализ данных самофотографии показывает, что затраты времени на продуктивную мыслительную деятельность постепенно уменьшаются к четвертой паре и отключение, другими словами, восстановление жизненных сил происходит более длительный период.
Исследования показывают, что рабочий цикл сердечной мышцы поделен на 3 равные по длительности фазы: сокращение – активное расслабление – пассивное расслабление. Этот пульсовый ритм пронизывает человека, его организм и психику.
Умственная деятельность также имеет цикл, поделенный на 3 фазы:
1) эффективная умственная деятельность по формированию мыслительного образа – активная разнонаправленная деятельность головного мозга;
2) деление мыслительного образа на части и их кодирование посредством вербальных символов – узконаправленная деятельность головного мозга;
3) восстановление израсходованных в результате умственной деятельности жизненных сил обеспечивается переключением на другой вид деятельности с минимальным уровнем активных мыслительных процессов, либо с использованием элементов методик релаксации и катарсиса, либо на основе рекреационных процедур.
Примечательно, что чем интенсивнее мыслительный процесс, тем быстрее наступит третья заключительная фаза процесса мышления, его торможение. В этой третьей фазе мозг отключается от мыслительной деятельности, ему необходим отдых для восстановления израсходованных психических (умственных) сил.
Еще одним заданием для студентов было предоставление данных о занятиях во время регламентированного перерыва (перемены). Эти данные представлены были проанализированы и выяснилось, что большая часть перерыва проводится студентами в движении. То есть мы можем наблюдать эффект восстановления израсходованных жизненных сил, который может быть получен при организации активного отдыха. Данный феномен впервые был открыт в 1903 г. И.М.Сеченовым. В серии опытов он доказал, что перемена деятельности позволяет восстановить работоспособность с превышением исходного уровня. В дальнейшем психофизиологи установили, что переход от умственных занятий к физическим способствует восстановлению психических сил человека и наоборот. Короткие, достаточной частоты передышки позволяют человеку поддерживать состояние высокой работоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цикл мыслительной деятельности соответствует биоритмам человеческого организма. И высокий уровень продуктивности мыслительной деятельности возможно осуществить переключением внимания на другой вид деятельности с целью восстановления жизненных сил. Исходя из этого, можно определить рациональное чередование лекционного материала с паузами для поддержания высокого уровня внимания в аудитории.