Составил: Дорошенко А.Е.
Материалы по теме магистерской работы
" … В мировой музыкальной культуре существует множество прекрасных сольных инструментов, которые благодаря таланту блестящих музыкантов способны возвысить человеческий дух и обогатить его. Но гитара - это нечто особенное. Своим благородным, интимным звучанием, она способна создавать ни на что не похожую, внутреннюю, я бы сказал, философскую тишину".А.К. Фраучи
В 1996 году у меня появился интерес к гитаре. Зная музыкальную грамматику, Я быстро освоил без помощи преподавателей основы игры на этом инструменте.
Имея не малый опыт игры на гитаре, Я довольно часто нахожу для себя что-то новое. Поэтому хочу сказать, что какой бы ни был уровень музыканта, никогда нельзя заявлять о том, что вы владеете инструментом в совершенстве. Совершенству нет предела. К нему всегда нужно стремиться, однако достичь его нельзя.
Ниже приведенный материал далеко не претендует на полную характеристику гитары, а лишь освящает некоторые моменты с которыми часто встречаются гитаристы.
Первые свидетельства о струнных инструментах, снабженных шейкой, появились еще в глубокой древности. Они были небольшими по размерам, сделанные из панциря черепахи или тыквы. Подобного рода инструменты существуют и в наше время в некоторых странах (тамбурина - на Балканах, ситар - в Иране, саз - в Турции, дутар - в Центральной Азии). Позже появляются инструменты с резонаторным корпусом. С этого времени они распространяются на Среднем Востоке. В древнем Египте была популярна лютня с длинной шейкой - нефер. Не исключено, что рождение гитары как таковой, пришло именно из Средневосточных регионов, через Египет, распространившись по Азии и Европе [1].
Испания - родина современной гитары. Но об испанских мастерах, создателях гитар раннего периода, известно очень мало. Из немногих сохранившихся образцов XVI века большинство изготовлено во Франции. Скудость источников затрудняет суждение о характерных чертах инструментов того времени. Один из самых старых образцов этого периода - гитара с пятью парами струн, изготовленная в 1581 году в Португалии мастером по имени Бельхиор Диас.
В XVII веке гитара была любимым придворным инструментом в Центральной Европе, главным образом во Франции и Италии. В первой половине XVIII века вышла из моды, но в 1780 году наступил перелом, решительно сказавшийся на облике этого инструмента. В середине XVIII века в Испании появилась гитара с шестью парами струн. Была добавлена нижняя пара, которая настраивалась на "ми". В это же время в Италии и Франции вместо парных струн стали использовать одиночные. В начале XIX века и испанцы отказались от сдвоенных струн.
В конструкцию гитары было внесено ещё одно важное изменение. Его ввели Хосе Пажес и Йозиф Бенедил, мастера из города Кадис на юге Испании. Суть изобретения заключалась в том, что под подставкой (струнодержателем) на внутренней стороне верхней деки крепилась веерообразная ("веерная") пружина в качестве опоры для подставки. Раньше такая пружина имела вид бруска. Из-за своей формы такая пружина затрудняла распространение звука. Веерообразная пружина, напротив, улучшала звучание и увеличивала громкость.
В конце XVIII века изменились и лады: они стали закрепляться на грифе. На самых ранних экземплярах порожки ладов изготовлены из слоновой кости, позже их стали делать из латуни. Шейка гитары по сравнению с корпусом была короче, чем у современных гитар, поэтому на грифе обычно имелось 11 ладов; таким образом, диапазон одной струны равнялся октаве [2].
У всех акустических струнных инструментов примерно одинаковые способы извлечения и распространения звука. При воздействии на струну она колеблется и заставляет колебаться воздух вокруг себя. Эти импульсы попадают на резонаторный ящик (корпус) посредством нижнего порожка, о который струны опираются и тем самым приходят в соприкосновение с корпусом. Благодаря явлению резонанса получается хорошо слышимый звук.
Качество и сила звука любой акустической гитары зависят от материала, из которого изготовлен инструмент, и от особенностей строения инструмента. Не существует заветной формулы, которая описывала бы какую-то идеальную конструкцию гитары - во-первых, потому, что разные исполнители ценят разные типы гитар, во-вторых - потому, что одни инструменты подходят для одних типов музыки, другие - для других. Сложнее дело обстоит с древесиной. Как бы ни старались строители гитар стандартизировать приёмы производства, они не могут отменить тот факт: никакие два куска древесины, даже два куска одного дерева, не могут быть совершенно одинаковыми. Иными словами, не существует двух одинаковых гитар.
В 1920-е годы мастера прилагали много усилий к разработке инструментов, способных давать мощный звук. Это достигалось изменением формы и увеличением размеров корпуса. Кроме того, на качество звука влияют пружины на внутренних сторонах верхней и нижней дек. Пружины не только придают прочность корпусу, но и предупреждают деформацию древесины.
При изготовлении гитары может применятся множество различных материалов. Одна из самых важных вещей, которые следует учитывать при изготовлении инструмента, - это свойство древесины уменьшаться в объёме при высыхании. Поэтому древесину, предназначенную для инструментов, долго выдерживают и медленно сушат.
Древесина разных деревьев обладает разными характеристиками, поэтому любой акустический инструмент строится из дерева нескольких пород. Верхняя дека чаще всего делается из европейской или канадской ели. В массовом производстве обычно применяется фанера разных видов, что нередко приводит к нечёткости звучания. Клён, палисандровое (розовое) и красное дерево - наиболее употребительные материалы для нижней деки и обечаек (боковин). Пружины и перекладины изготавливаются в основном из ели.
Для шейки выбор древесины ещё шире. Многие мастера считают, что лучшим материалом является в этом случае древесина бразильского красного дерева, но доставать его становится всё труднее, т.к. этот вид находится под охраной. Более дешёвы шейки из клёна.
Гриф обычно вырезают из палисандрового дерева, а для более дорогих моделей - из черного дерева, высоко ценимого за его красоту, плотность и прочность [2].
Надо сказать, что акустическая гитара 50-тых годов уже практически ничем не отличается от современной. Технологии и материалы несколько изменились, но до сих пор лучшими гитарами в акустике считаются именно инструменты, сделанные в 40-ых и 50-ых годах. Коллекционеры отваливают круглые суммы за эти инструменты. Деньги, которые просят за Martin или Gibson определенных годов производства того времени, с лихвой хватило бы на покупку отличной новой гитары и в добавок к ней нового Мерседеса или БМВ [3].
В своём стремлении усилить звук гитары один из инженеров фирмы "Гибсон", Ллойд Лоур, стал экспериментировать с электрогитарами, и в 1924 годе ему удалось создать звукосниматель, который можно было устанавливать на обычную шестиструнную акустическую гитару. Фирма "Гибсон" не сумела разглядеть перспективы этого нововведения, и Лоур в конце концов расстался с ней и основал собственную компанию "Vivitone", начавшую в 1930-х годах производство удобных электрических звукоснимающих систем. Но до этого Лоур всё же принял активное участие в создании знаменитой модели "Гибсон L5".
В 1932 году специалисты фирмы "Рикенбекер" впервые применили свои новые разработки к гитаре, в результате чего появилась первая промышленная электрогитара - "Electro Spanish". Но лишь в 1935 году была разработана перспективная модель - знаменитая "Gibson ES-150", покорившая воображение джаз-гитариста Чарли Кристиана. Кристиан больше, чем кто-либо другой, содействовал тому, что электрогитару стали воспринимать всерьёз [2].
Играя на гитаре перед слушателями, Я часто замечаю в их глазах непреодолимое желание научиться играть на этом душевном инструменте. Именно такое, какое было у меня, в младших школьных годах. Безусловно, когда слышишь красивую мелодию, то, как мне кажется, у большинства людей поднимается настроение, они становятся более чувствительными, искренними. Такие чувства меня охватили, когда Я впервые услышал музыку, исполняемую на гитаре. Теперь, когда гитара стала для меня незаменимым атрибутом в моей жизни, Я понимаю, что играя на этом инструменте, погружаешься в состояние, которое позволяет видеть окружающий мир с другой стороны.
Можно очень много рассказывать об этом инструменте, однако Я бы хотел остановиться на некоторых важных (первоначальных) аспектах, которые будут необходимы тем, кто только начинает осваивать гитару, а также интересно и для более профессиональных исполнителей.
Как выбрать гитару?
Если вы всерьёз решили взяться за обучение на гитаре, то вам потребуется хороший инструмент. Как же выбрать себе подходящую гитару, ведь ассортимент сейчас их достаточно велик? Ниже Я привёл несколько советов(кое-какие из них Я привёл из источника [2]), которые возможно помогут вам в выборе акустической гитары.
Я думаю, что новичкам не стоит покупать дорогой инструмент. Поскольку далеко не все, кто начинает учиться играть на гитаре продолжают совершенствовать свою технику или вообще, это желание оказывается мимолётным. Потому при покупке дешёвого инструмента из выше перечисленных советов потребуется №4 и частично №3.
Как настроить гитару?
Уметь играть на гитаре и не уметь его настраивать – это несовместимые вещи. Конечно, это не так просто. Необходимо развить (и развивать в последующем) способность различать малейшие изменения звука по высоте и судить о чистоте интонации.
Существует множество разных техник настройки. Лично Я использую смешанную технику, в которую входит октавный и альтернативный способы настройки, а также по эталону.
Высота звука, производимого инструментом, определяется частотой звуковых волн, то есть колебаний воздуха, вызванных колебанием струны, и измеряется в герцах (Гц). Число герц соответствует количеству колебаний в секунду, то есть при частоте, например, 400 Гц струна совершает 400 колебаний в секунду. Частота колебаний струны зависит от трёх факторов: длины, толщины и натяжения. Все струны гитары по длине одинаковы, но имеют разную толщину (диаметр). Самая толстая струна издаёт самый низкий звук, а самая тонкая – самый высокий. Высоту звука можно регулировать, поворачивая колки. При этом увеличивается или ослабевает натяжение струны и соответственно повышается или понижается тон.
Каждый раз, когда вы берёте в руки гитару, проверяйте её настройку. Особенно это следует делать, если вы поставили новый комплект струн.
Октавный способ настройки. Суть этого способа в том, что сравниваются одинаковые ноты, взятые на разных струнах, причём эти ноты звучат в октаву. Начать следует с настройки 5-й струны – струны «ля» – на эталонный звук.
В классической музыке строй гитары был приведен в соответствие со строем лютни и виуэлы, что позволяло исполнять на гитаре произведения, написанные для этих инструментов. В блюз- и фолк-музыке существует давняя традиция открытой настройки.
Другая практика возникла в эпоху джаза, когда многие исполнители на банджо обратились к гитаре и перенесли на неё привычные для них строи. Когда же гитара из Америки попала на Гавайи, возник ещё один способ, так называемый «slack-key» («слабая настройка).
Мода на «альтернативный» строй достигла пика в конце 60-х гг., вначале в среде кантри- и фолк-музыкантов. С настройкой экспериментировали ведущие музыканты того времени – от «Beatels» до «Led Zeppelin».
Открытая настройка (настройка по открытым струнам) называется потому, что струны гитары настраиваются на определённый аккорд. Самый обычный вид – настройка по открытой струне «соль». Если сыграть аккорд на всех струнах, то получиться соль-мажорное трезвучие. Иногда встречается также настройка на ре-, ля- и ми-мажорное трезвучия.
По старой традиции гитаристы классического направления всегда настраивали свои инструменты по фортепиано. Многие до сих пор предпочитают этот способ.
Если у вас нет фортепиано или синтезатора, вам придётся определять эталонную высоту пользуясь другими средствами. С помощью камертона можно получить только один звук – «ля» первой октавы. Камертон слегка ударяют о что-нибудь твёрдое; если затем его приблизить к корпусу гитары, то звук будет очень хорошо слышен.
В наши дни электроника предоставляет более удобные средства настройки инструментов. За последние 20 лет было разработано и запущено в производство множество надёжных и дешёвых электронных тюнеров. Если вы играете на акустической гитаре, то при покупке тюнера должны убедиться, что у него есть встроенный микрофон, иначе вы не сможете им пользоваться [2].
ЛИТЕРАТУРА