ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА

Интенсификация погрузочно-транспортных работ на карьерах/ С.Г. Молотилов, Е.И. Васильев, О.Б. Кортелев и др. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - с. 13-15

В данном разделе представлен анализ комбинированного транспорта на карьерах.

В библиотеку

На многих карьерах страны используется несколько видов транспорта, что позволяет ускорить подготовку месторождений к эксплуатации, интенсифицировать вскрышные и добычные работы, получить наибольший технико-экономический эффект.

Комбинированным транспортом выполняется около 30 % всех перевозок, а в перспективе на его долю будет приходиться более 50% объемов. На карьерах железорудной отрасли применяются комбинации автомобильного транспорта с железнодорожным, конвейерным и скиповым, а также сочетания железнодорожного транспорта с конвейерным и автомобильно-конвейерным.

В угольной промышленности, где более 80 % разрезов имеют глубину менее 150 м, распространено зональное и поэтапное применение автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Удельный вес комбинированного транспорта составляет около 3,5 % от общего объема транспортной вскрыши Кузбасса. Малый объем перевозок комбинированным транспортом объясняется не только спецификой горногеологических условий залегания угольных пластов и относительно небольшой глубиной разрезов, но и рядом субъективных факторов.

Карьеры, имеющие развитую сеть железнодорожных коммуникаций на верхних горизонтах и на поверхности, могут эффективно применять и трёхзвенные схемы - автомобильно-конвейерно-железнодорожный транспорт.

Капитальные затраты на автомобильно-конвейерный транспорт выше, чем на автомобильный, но несколько ниже, чем на автомобильно-железнодорожный, и по сравнению с последним погашаются в более короткий срок.

Применение комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта наиболее целесообразно при:

Основные преимущества комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта заключаются в следующем:

Перечисленные преимущества комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта позволяют при применении его в схемах циклично-поточной технологии (ЦПТ) на карьерах снизить себестоимость добычи на 15-20% и увеличить производительность труда рабочего по карьеру в 1.5-2,0 раза.

Однако, наряду с положительными сторонами, автомобильно-конвейерный транспорт обладает существенными недостатками, основные из которых следующие:

В результате этого, даже при интенсивном развитии циклично-поточной технологии, доля объема вскрышных пород, перемещаемых конвейерным транспортом, в ближайшие 10-15 лет не превысит 15-20% общих транспортных объемов на карьерах России.

Структура карьерного транспорта по объемам перемещения горной массы к 2010 г. свидетельствует о преимущественном использовании железнодорожного (24%) и автомобильного (33%) видов транспорта.

В ряде случаев железнодорожный транспорт практически незаменим, особенно при транспортировании скальных пород на расстояние 8-10 км и более. Автомобильный транспорт в настоящее время наиболее приспособлен к условиям открытых горных работ. Главные его достоинства - высокая маневренность и автономность - обеспечивают эффективность его работы в разнообразных горно-технических условиях по перемещению более 60% транспортной вскрыши.

В связи с тем, что концепция развития карьерного транспорта базируется на создании и совершенствовании способов и технических средств, обеспечивающих экономичность, экологичность и ресурсосбережение, возникает новое направление совершенствования цикличной технологии, основанное на применении различного рода аккумулирующих емкостей и вибрационных машин при перемещении горной массы в различных технологических звеньях горного производства.

Наверх

В библиотеку