ЗАВИСИМОСТЬ СРОКА СЛУЖБЫ АВТОСАМОСВАЛОВ ОТ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Гриценко В.П., Буторин Ю.П., Мамыкин В.Г. Зависимость срока службы автосамосвалов от условий эксплуатации. Промышленный транспорт. - 1985. -№11 - с.25

Уральским филиалом НИИАТ совместно с Саткинским грузовым автотранспортным предприятием собран и обобщён большой статистический материал по работе 40 самосвалов БелАЗ-540А и БелАЗ-548А, обслуживающих комбинат "Магнезит". Представлены графики изменения технико-эксплуатационных показателей работы выше указанных автомобилей в зависимости от срока нахождения их в эксплуатации, а также зависимость экономически целесообразного срока службы автомобилей от высоты подъёма горной массы в карьерах комбината "Магнезит".

В библиотеку

Наблюдение за автомобилями различных лет выпуска (1975-1982 гг.) с момента ввода их в эксплуатацию дало возможность получить подробную информацию об их работе и изменениях различных показателей использования. Некоторые из этих изменений для автомобилей БелАЗ-540А Саткинского грузового АТП показаны на рис.1. Уже на пятом году эксплуатации (по отношению к первому) годовая производительность снизилась более чем вдвое, годовой пробег и количество машино-часов работы автомобилей на линии уменьшились в 2,5 раза, а себестоимость перевозок возросла на 42 %.

Наиболее значительными темпами (почти пятикратно) возросли затраты на проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей. Ухудшение показателей технической эксплуатации привело к ухудшению и экономических показателей.

Рис.1 - Изменение технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей БелАЗ-540А в зависимости от срока нахождения их в эксплуатации: 1 - себестоимость перевозок (S); 2 - годовой пробег (L); 3 - годовая производительность автомобиля (Пр); 4 - годовое количество мото-часов работы автомобиля на линии

Сопоставление величин годовых доходов и затрат при эксплуатации одного автомобиля выявило, что в "возрастном" интервале 4-4,5 лет работы (пробег 250-280 тыс. км) эксплуатационные затраты начинают превосходить доходы. В результате дальнейшая эксплуатация такого автомобиля становится экономически невыгодной. Естественно, что и водители не заинтересованы работать на изношенных автомобилях, так как не в состоянии достичь на них такой же производительности, как на новых. В результате уменьшается заработная плата водителей. Поэтому на Саткинском автотранспортном предприятии были установлены категории автомобилей в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Сдельная расценка за 1 т перевезенного груза для водителя, работающего на автомобиле последней категории, увеличивается до 25 %. Это еще больше повышает себестоимость перевозок с возрастом автомобиля.

Статистическая обработка на ЭВМ. ЕС-1022 эксплуатационных показателей автосамосвалов Саткинского автотранспортного предприятия позволила получить уравнение линейной регрессии часовой производительности автомобиля W=3,9253- 0,01426Н (W - производительность автосамосвала, т/моточас, Н - средневзвешенная высота подъема горной массы, м).

Уравнение и выводы, полученные по результатам многолетнего анализа показателей работы автомобилей-самосвалов были положены в основу методики, служащей для оптимизации парка автомобилей и распределения их под экскаваторы в карьере с учетом ресурсов машин и изменения горнотехнических условий эксплуатации.

На рис.2 показана зависимость экономически целесообразного срока службы автомобилей-самосвалов БелАЗ от высоты .подъема горной массы. Этот срок рассчитывали путем сопоставления величин годовых расходов за вычетом 2 % отчислений на строительство и ремонт автомобильных дорог и затрат на эксплуатацию одного автомобиля в различных горнотехнических условиях работы.

Рис. 2 - Зависимость экономически целесообразного срока службы (Ср) автомобилей БелАЗ-540А от высоты (Н) подъёма массы в карьерах комбината "Магнезит"

В результате исследований сделаны выводы, что эксплуатационные показатели карьерных самосвалов БелАЗ после пробега 250-280 тыс, км (возраст 4-5 лет) значительно ухудшаются, причем тем интенсивнее, чем сложнее горнотехнические условия. Содержание самосвалов БелАЗ-540А с годовой выработкой менее 200-230 тыс. т горной массы при среднем расстоянии откатки 2-2,1 км приносит убытки.

По экономическим соображениям целесообразно заменять изношенные автомобили на новые, однако это не всегда возможно. Поэтому автотранспортное предприятие вынуждено эксплуатировать "убыточные" автомобили-самосвалы, чтобы обеспечить выполнение планов перевозок горной массы.

Для улучшения показателей использования автомобилей-самосвалов необходимо внедрение прогрессивных методов их технического обслуживания и ремонта.

Можно рекомендовать использовать новые автомобили-самосвалы преимущественно на низких горизонтах с трехсменным режимом работы. Изношенные автомобили целесообразно эксплуатировать в более легких горнотехнических условиях (высота подъема горной массы до 30-50 м) при одно-двухсменном режимах работы.

Наверх

В библиотеку