НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА

Шешко Е.Е. Эксплуатация и ремонт оборудования транспортных комплексов карьеров. Под ред. проф. П.И. Томакова.- М.: Издательство Московского государственного горного университета, 1996, с. 414-417

В библиотеку

В данном разделе указаны проблемы развития карьерного транспорта и пути их решения.

Железнодорожный, автомобильный, конвейерный транспорт и их комбинации в ближайшее десятилетие сохраняет доминирующее положение на карьерах.

Все большее распространение на карьерах получают тяговые агрегаты, локомотивы работающие по принципу нескольких тяговых единиц. Изготавливаемые в настоящее время тяговые арегаты постоянного (1,5/3,0 кВ) и переменного (10 кВ) тока с дизельной секций и без нее практически способны обслуживать любые мощные грузопотоки.

Важной проблемой является создание карьерных тепловозов, которые из-за более низких энергозатрат могут оказаться более эффективными в ряде случаев, чем электровозы.

Что касается подвижного состава железнодорожного транспорта, то главным направлением развития является создание вагонов для грузов с различными физико-механическими свойствами и вагонов повышенной вместимости и грузоподъемности. В настоящее время нет вагонов, которые могли бы работать в комплексе с экскаватором, вместимость ковша которого 20 м3.

Эффективность железнодорожного транспорта в большой степени определяется состоянием путей. Механизация путевых работ, создание специальных карьерных высокопроизводительных многоцелевых машин для путевых работ, способных работать на больших уклонах, являются неотложной задачей.

Необходимо усовершенствовать конструкцию пути на основе анализа работы всех элементов его с учетом условий эксплуатации, интенсивности движения и осевых нагрузок, достигающих 320 кН. Значительно повысить производительность железнодорожного транспорта предполагается при освоении производства конвейерных поездов, способных работать на подъемах до 200-300.

Чрезвычайно быстрыми темпами развивается автомобильный карьерный транспорт. Использование большегрузных автосамосвалов, а сегодня их грузоподъемность достигает 220 т, показало их высокую эффективность в различных горногеологических условиях. Вместе с тем эксплуатация автосамосвалов с электромеханической трансмиссией продемонстрировала ряд нерешенных проблем: необходимость в экономичном мощном малотоксичном дизеле, эффективном нейтрализаторе выхлопных газов, износостойких шинах, средствах механизации технического обслуживания и системах эксплуатации.

Важное значение имеет создание автосамосвалов для различных климатических условий.

Эффективным является направление по созданию дизель-троллевозов и автомобилей, работающих на сжатом газе, газотурбинных двигателей и т.д. Производительная работа автотранспорта зависит от состояния службы эксплуатации и ремонта, степени ее организации и механизации, наличия средств диагностики и контроля за работой отдельных узлов.

Успешная работа автотранспорта обеспечивается также состоянием дорог. Менее пятой части дорог на карьерах имеет твердое покрытие, в основном это дороги из щебеночного грунта, которые необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии путем подсыпки и планировки. Опыт показал, что надлежащее состояние дорог обуславливает увеличение срока службы шин почти в 2 раза. Необходимо совершенствование существующей и создание новой техники для дорожных работ в карьере, разработка и создание эффективных средств диагностики состояния карьерных дорог.

Дальнейшее развитие карьерного автомобильного транспорта связано с повышеним качества машин и применением автоматизированных систем управления их работой.

Автоматизация автотранспорта заключается не только в создании систем автоматизированного контроля и учета работы автотранспорта и автоматизированного диспетчерского управления, но в будущем в создании систем автоматизированного выбора и поддержания оптимального режима вождения автосамосвала на базе встроенных микропроцессоров, считывающих и перерабатывающих параметры конкретных условий эксплуатации, на базе которых возможно автоматическое вождение автосамосвалов.

Широкие перспективы развития имеет карьерный конвейерный транспорт.

Одной из тенденции развития конвейерного транспорта является создание мощных конвейеров, что относится в основном к комплексам непрерывного действия, -производительностью до 30000 м3/ч, шириной ленты до 3 м, скоростью движения ленты до 8 м/с, мощностью привода до 10000 кВт, с лентами разрывной прочностью 7-8 кН/мм.

Второй тенденцией является создание конвейеров способных надежно работать в суровых климатических условиях, т.е. создание качественных морозостойких лент, не теряющих износостойкости и гибкости при температурах до -500, морозостойких смазок и холодостойких металлических элементов.

Одним из сдерживающих применение конвейерного транспорта факторов является невозможность транспортировать крупнокусковые грузы (более 350 мм). Решение этой проблемы возможно двумя путями - создание надежных высокопроизводительных передвижных и самоходных дробилок для работы в комплексе с экскаваторами и создании специальных конвейеров, способных перемещать грузы, содержащие куски крупностью до 1200-1500 мм.

Крупной задачей является создание крутонаклонных конвейеров, способных транспортировать грузы под углами наклона, превышающими 16-180, т.е. предельными для стандартных ленточных конвейеров, что позволяет резко сократить расстояние транспортирования и горно-капитальные работы, особенно в глубоких карьерах или при транспортировании с уступа на уступ. Освоение крутонаклонных конвейеров так же как и конвейеров для крупнокусковых грузов позволит существенно расширить область применения конвейерного транспорта на карьерах.

Повышение надежности работы ленточных конвейеров чрезвычайно важная задача, так как выход из строя одного конвейера может остановить работу карьера. Надежность работы ленточного конвейера во многом определяется уровнем его эксплуатации (наличия средств очистки ленты и борьбы с налипанием, элементов, контролирующих работу отдельных узлов конвейера, службы технического обслуживания и ремонта и др.) и точностью монтажа.

Важным направлением развития карьерного транспорта является создание новых нетрадиционных транспортных машин, экологически чистых и незначительной энергоемкостью.

Наверх

В библиотеку