ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ И ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙBy
Glenn D. White, DLI Engineering Corporation Исходной
предпосылкой поиска неисправностей машин по параметрам вибрации является
то, что вибросигнал работающей машины содержит большое количество информации
о ее состоянии. Для эффективного использования виброконтроля в программе
технического обслуживания необходимо, чтобы эта информация была должным
образом извлечена из полученных вибросигналов. Область анализа: частотная или временная? На
выходе датчика преобразованные механические колебания имеют вид аналогового
временного сигнала. Его можно увидеть, подав сигнал с датчика на осциллограф
или другое устройство отображения данных во временной области. Но вследствие
сложности формы временного сигнала, его интерпретация сильно затруднена,
поэтому наряду с этим принято анализировать спектр сигнала, который является
представлением временного сигнала в частотной области. Рис. 1. Сигнал виброускорения низкоскоростной зубчатой передачи и его спектр. Представление данных Сигнал, полученный после акселерометра, может быть легко и с большой точностью преобразован в сигнал виброскорости с помощью интегрирования. Эта процедура осуществляется перед проведением частотного анализа для того, чтобы получить спектр виброскорости. В результате интегрирования понижается уровень более высоких частотных составляющих- в два раза при каждом удвоении частоты (6 дБ на октаву- примечание редактора). Поэтому информация, содержащаяся в сигнале виброускорения, визуально более наглядна, чем в сигнале виброскорости, как раз вследствие подчеркивания высокочастотных составляющих. Человек визуально способен различать сигналы отличающиеся друг от друга по амплитуде более чем в 100 раз (40 дБ- примечание редактора), что много меньше, чем динамический диапазон анализатора спектра. Анализ траекторий Под
траекторией понимается перемещение оси вала, вращающегося в подшипнике.
Ее график аналогичен представлению сигнала на осциллографе в координатах
X-Y, где X и Y - соответственно перемещения в горизонтальном и вертикальном
направлениях. Анализ в частотной области Характеристика
в частотной области, или спектр, прекрасный инструмент для выявления периодичностей
в сигнале. Большим ее преимуществом является то, что на одном графике
отображаются амплитуды колебаний, сильно различающихся по значению. Диапазон
амплитуд, отличающихся в 10000 раз (80дБ- прим. редактора) не является
редкостью для современных анализаторов спектра. Гармоники При поиске перечисленных дефектов важно учитывать первые восемь гармоник частоты вращения. Частота вращения умноженная на число лопаток или лопастей дает лопаточную гармонику. Гармоники выше восьмой обычно соответствуют частоте зубчатых зацеплений, которая равна частоте вращения вала, умноженной на число зубьев шестерни, или полюсной частоте электродвигателя, равной произведению частоты вращения на число пазов в роторе. Субгармоники Субгармоники имеют частоты, которые получаются умножением частоты вращения на 1/2, 1/3 или 1/4. Если они имеют место, причиной может быть повышенное трение, ослабление и стук в соединениях. Несинхронные составляющие Несинхронные колебания могут быть связаны с характерными частотами подшипников качения, которые можно вычислить, если известна геометрия подшипника. Очень редко характерные подшипниковые частоты совпадают с гармониками частоты вращения. Вибрация электрического происхождения обычно наблюдается на частоте 120 Гц (2-я гармоника сети- прим. редактора) и ее гармониках; для оборудования, работающего на частоте вращения 3600 об/мин (60 Гц). Иногда бывает трудно отличить ее от 2-й гармоники частоты вращения механического происхождения, для этого приходится увеличивать частотное разрешение. Линейная или логарифмическая шкала амплитуд Спектр
в линейном масштабе, амплитуды имеет динамический диапазон 40дБ, т.е.
можно наблюдать составляющие, которые отличаются по уровню в 100 раз,
в то время как при использовании логарифмического масштаба можно в одном
спектре наблюдать составляющие с разностью амплитуд в 10000 раз или 80
дБ. Для обеспечения максимального динамического диапазона измерений необходимо использовать тот параметр вибрации (перемещение, скорость или ускорение), который обеспечивает наибольшую равномерность спектра. Обычно таким параметром является виброскорость, но, вообще говоря, это зависит от типа машины. Пик-фактор- один из параметров вибрации, который нельзя получить путем анализа спектра, однако он служит хорошим индикатором степени износа подшипников. Величина пик-фактора определяется как отношение пикового значения вибрации к ее среднему квадратическому значению (СКЗ). Ее легко можно измерить с помощью виброметров, имеющих данный режим. Использование пик-фактора для оценки состояния подшипников заключается в периодическом измерении его величины и в отслеживании ее изменений во времени (получение тренда- прим. редактора) (рис.2).
Механическая вибрация определяется процессами, которые приводят к появлению сил, действующих на определенных частотах. В результате вибрация проявляется на тех же частотах, что и действующие силы, но во многих случаях в спектре присутствуют и колебания на других частотах. Появление этих других частот, которые обычно являются гармониками частоты действия вынуждающей силы или ее боковыми полосами, связано с нелинейностью конструкции машины. Появление гармоник и боковых полос - первый признак ухудшения состояния машины (рис. 3). Порядковый анализ При
сравнении спектров, полученных на разных частотах вращения машины градуировка
оси частот осуществляется в единицах порядка гармоник, где первая гармоника
соответствует частоте вращения машины. В этом случае сравниваются значения
гармоник кратных частоте вращения. Что же касается несинхронных составляющих
вибрации, то для идентификации, например, подшипниковых гармоник лучше
использовать шкалу, отградуированную в Гц или об/мин (рис.4). Масляные
вихри в слое смазки сопровождаются появлением составляющей, лежащей несколько
ниже половины частоты вращения и несинхронной с ней. Обычно она присутствует
в слабонагруженных подшипниках скольжения с увеличенным зазором. Другой
режим нестабильности смазки возникает, когда вследствие завихрений возбуждается
собственная (критическая) частота механических колебаний. Это очень опасный,
разрушительный тип вибрации, который наблюдается во время разгона машины.
Он всегда в той или иной степени присутствует в спектре, даже когда частота
вращения много выше собственной частоты. Коробки передач Боковые
полосы частоты зацепления располагаются вокруг нее с шагом, равным частоте
вращения шестерни. Это является следствием модуляции зубцовой частоты,
вызванной различными нерегулярностями шестерни, изгибом вала, эксцентриситетом
и т.д. Каждая шестерня имеет свой собственный набор боковых полос, связанных
с частотами их вращения ( см. рис. 7, 8). Электродвигатели Работа электродвигателей часто сопровождается биениями, которые, кроме того, что могут быть зафиксированы в вибрационном сигнале, хорошо воспринимаются на слух. Эти биения соответствуют частоте скольжения ротора или разности частоты вращения ротора и частоты возбуждения двигателя. Частота биений очень низка, иногда ниже 0,1 Гц. Биения могут также возникать, когда машины, близко расположенные друг к другу, работают на слегка различающихся частотах вращения. Наблюдать биения лучше во временной области, поскольку для вычисления спектральных составляющих на столь низких частотах требуется очень большое время и высокое разрешение. Изгиб ротора часто бывает обусловлен локальным нагревом ротора вследствие неоднородности сопротивления пластин ротора. Проблемы с пластинами ротора появляются, когда высокий пусковой ток в сочетании с частыми пусками и остановками вызывает повторяющееся расширение и сжатие пластин, что сопровождается появлением трещин в сварных соединениях. Указанные проблемы могут быть обнаружены посредством анализа тока двигателя: уровни боковых полос будут пропорциональны глубине модуляции крутящего момента с удвоенной частотой скольжения ротора.
Рис. 4. Порядковый анализ.
Рис. 5. Дисбаланс.
Рис. 6. Ослабление механических соединений
Рис. 7. Лопастные частоты в спектре сигнала центробежного насоса Рис. 8. Зубцовые частоты и боковые полосы |