Низкая эффективность гидромуфты, как средства защиты тяговой цепи (ТЦ) скребкового конвейера (СК) от порывов при заклиниваниях обусловила актуальность задачи создания боле надежного и эффективного защитного устройства. Эта задача может быть решена за счет быстродействующего отключения электродвигателей СК от сети и электрического затормаживания их роторов. При этом интенсивность торможения должна быть такой, чтобы растягивающее усилие в ТЦ не превысило предельно допустимого значения.
Одним из эффективных способов затормаживания асинхронных двигателей (АД) является их индукционно-динамическое торможение (ИДТ). В сравнении с конденсаторным и динамическим торможением способ ИДТ отличается возможностью создания более высоких первоначальных тормозных моментов и более простой схемой реализации (рис. 1).
В процессе ИДТ ток динамического торможения создается посредством подачи на статор АД через тиристоры VS1 и VS2 полуволны линейного напряжения сети. Эффект индукционного торможения создается посредством замыкания через тиристор VS3 ЭДС вращения, индуктируемой в статоре вращающемся полем токов ротора.
В связи с этим, практический интерес представляет задача обоснования параметров тормозного устройства в соответствии с критерием недопущения порыва ТЦ при заклинивании.
В соответствии с принятой динамической моделью привода СК (рис.2) процессы в тяговой цепи при стопорении и последующем ИДТ описываются соответствующими уравнениями.
(1) |
где
Jnp - приведенный момент инерции привода СК;
Мдв - тяговый момент АД
при его работе в двигательном режиме;
Cоб - общая жесткость системы привода и тяговой цепи.
(2) |
где
Со - продольная динамическая жесткость ТЦ;
iтp - передаточное отношение
трансмиссии;
R - радиус приводной звездочки СК;
C1 и С2 - жесткости
трансмиссии и участка ТЦ длиной LK от приводной звездочки до места заклинивания.
Второе состояние (интервал tи2). Элементы привода и ТЦ движутся по инерции при отключенном АД (до включения тормозного режима):
(3) |
Третье состояние (интервал tи3). АД переключается в режим индукционно- динамического торможения:
(4) |
В формулах (2; 3; 4) pp1, фр2, фр3 - углы поворота ротора приводного АД в течении интервалов времени, соответственно tи1, tи2, tи3.
Длительность первого интервала (tи1) определяется временем срабатывания устройства выявления заклинивания ТЦ и временем отключения АД от сети. При наличии в приводе тиристорного регулятора напряжения время отключения АД определяется временем естественного запирания силовых тиристоров (t'и1), которое не превышает 5 / 6 рад. с момента отключения управляющих импульсов.
Продолжительность выявления стопорения ТЦ (t"и1) зависит от характеристики датчика перегруза, его инерционности. При использовании в качестве последнего трансформатора тока в силовой цепи АД процесс стопорения ТЦ может быть выявлен за время, не превышающее 0,02 с (2 рад.) начиная от момента стопорения при Lк = 10 м. Тогда интервал tи1 будет составлять 0,0283 с:
tи1 = t'и1 + t"и1 = 2 + 5 / 6 = 17 / 6 | (5) |
Максимальная длительность интервала времени tи2 имеет место при отключении тиристоров коммутатора, обеспечивающих двигательный режим, в момент начала полуволны линейного напряжения U1 при полярности последнего, противоположной проводящему направлению тиристоров VS1; VS2 (рис.1). Поэтому 0 < tи2 < (+) рад.
Выражения (2; 3; 4), будучи решенными с учетом граничных условий по и М, определяют характер нарастания растягивающего усилия в ТЦ при ее стопорении и последующем защитном торможении АД. При этом математическая модель процессов позволяет использовать в выражении (4) величину мгновенного тормозного момента в функции угла а управления тиристорами регулятора, учесть влияние ЭДС вращения АД на величину тормозного тока и момента.
Решение уравнений (2; 3; 4) методом Рунге-Кутта с предварительным преобразованием их в системы дифференциальных уравнений первого порядка и с учетом обоснованных интервалов tи1 и tи2 при Lк = 10 м применительно к СК типа СП-202, оснащенного двумя АД мощностью по 45 кВт и двумя ТЦ класса прочности В («75») с разрывным усилием 373 кН, показывает, что ограничение растягивающего усилия в ТЦ при стопорении на допустимом уровне может быть достигнуто при < 76 эл. град, (рис.3). Применительно к приводу СК, оснащенному двумя АД мощностью по 55 кВт и двумя ТЦ класса прочности Д («100») с разрывным усилием 470 кН, величина углов управления тиристорами регулятора при ИДТ, должна не превышать 72 эл. град.
Таким образом, защита тяговой цепи СК от порыва при заклинивании может быть обеспечена отключением АД конвейера от сети с последующим переводом в режим индукционно-динамического торможения.