УДК 621.867.1/.6:536.24 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЛОЖНОГО ТЕПЛООБМЕНА ГОРЯЧЕГО ГРУЗА С КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТОЙ ПРИ ЕЕ ДВИЖЕНИИНаукові праці ДонНТУ. Випуск 12 (113), серія гірничо-електромеханічна.- Донецьк: ДонНТУ, 2006, С.199-203. The mathematical model of difficult heat exchange of hot load is got on the basis of theory of heat conductivity, with a conveyer ribbon at its motion taking into account structural features and modes of exploitation. Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. В ряде технологических процессах в химической промышленности, в металлургии, коксохимических производствах и т. п. необходимо транспортировать горячие грузы ленточными конвейерами имеющие высокую температуру. В рекламных источниках, предлагают типы теплостойких конвейерных лент, в которых приводятся значения их максимальной температуры эксплуатации, при этом отсутствует прогноз срока их службы при различных условиях. Проблема транспортирования горячих грузов и разработка теории протекающих при этом тепловых процессов является важной практической задачей. Анализ исследований и публикаций. Обзор литературы показал, что в основном проведен анализ конструкций, системы уравнений теплопроводности, сравнительные эксплуатационные испытания теплостойких конвейерных лент и их характеристики. Вопрос расчета нагрева ленты в процессе эксплуатации рассмотрен недостаточно. Только в работе Е.А. Мартишина, Н.В. Ананьева [1] приводится методика, и результаты расчета температурных полей в конвейерной ленте при транспортировании горячих грузов с температурой от 100 до 250 0С. Математической модели по нагреву и анализу состояния ленты нет, что не позволяет решать возникающие на производстве практические и теоретические задачи. Поэтому создание такой математической модели и дальнейшее исследования в этом направлении являются актуальны. Постановка задачи. Разработка математической модели теплового состояния конвейерной ленты при транспортировании горячих грузов, учитывающей конструктивные особенности и режимы эксплуатации установки, что позволит изыскать методы и средства для увеличения срока ее службы. Изложение материала и результаты. Вопросы теории нагрева и охлаждения тел различной формы в теплофизике рассматривали В.П. Исадченко, В.А. Осипова, А.С. Сукомел, А. В. Лыков [2-4]. Рассмотрим процесс нагрева пластины. Если число подобия [2] Дифференциальное уравнение теплопроводности при отсутствии внутренних источников теплоты имеет вид [2] ![]() где: t - температура, х,y,z - свободные координаты в пространстве, а - коэффициент температуропроводности. Дифференциальное уравнение теплопроводности (1) дает законченную математическую формулировку. ![]() где: Рассмотрим процесс нагрева и охлаждения конвейерной ленты. Граничные условия: 2. Изменение температуры происходит только в одном направлении х в двух других направлениях температура не изменяется 3. Охлаждение происходит в среде с постоянной температурой Тв=const. На обеих поверхностях ленты отвод теплоты осуществляется при постоянном во времени коэффициенте теплоотдачи. При решении поставленной задачи приняты следующие допущения: 1. Ленту отождествляем с неограниченной пластиной, так как толщина значительно меньше ее длины и ширины; 2. Нагрев происходит постоянным тепловым потоком. Для одномерного пространства, дифференциальное уравнение теплопроводности [1] принимает вид ![]() Для решения задачи вводим новую переменную q(x). Тогда ![]() Температурное поле определяется по формуле ![]() где: где: ![]() Решение нашей задачи примет вид ![]() Для получения решения уравнения теплопроводности зададим исходные данные: -геометрические условия: форма тела задается коэффициентом материальной нагрузки k1; -размер тела: толщиной прогреваемого слоя r0 (м); -физические условия: физические свойства тела теплоемкость С (Дж/(кг?К)), средний коэффициент теплоотдачи начальные условия: в начальный момент времени Удельный тепловой поток определяется из условий конвективного теплообмена ![]() За элементарное время ![]() тогда ![]() Теплообмен между горячим грузом и лентой осуществляется по конвективной формуле (4). Удельную массу заменим через коэффициент материальной нагрузки k1 ![]() Проинтегрируем уравнение (5) по времени от ![]() тогда время нагрева ленты при груженной ветви примет вид ![]() Нагрев ленты по толщине на груженой ветви ![]() а ее охлаждения по толщине на порожней ветви: ![]() Для исходных данных: ![]() Рисунок 1 - Процесс нагрева ленты при транспортировании горячих грузов Выводы и направления дальнейших исследований. Из полученных результатов следует, что нагрев на груженой ветви происходит более интенсивно, чем охлаждение на порожней ветви. Поэтому лента прогреется до температуры груза равного 100°С, за примерное время 93 минуты. Направлением дальнейших исследований изыскание методов и средств, для увеличения времени прогрева и тем самым повышения срока эксплуатации конвейерных лент. Список источников1. Мартишин Е.А., Ананьев Н.В.Влияние теплофизических свойств элементов конвейерной ленты на ее тепловое состояние при транспортировании горячих грузов. - Каучук и резина, 1983, №11, с. 29-32. 2. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Теплопередача: Учебник для вузов. - М.: Энергоиздат, 1981.- 416 с. 3. Лыков А.В. Теория теплопроводности. - М.: Высшая школа, 1967. - 600 с. 4. Гинкул С.И., Шелудченко В.И., Кравцов В.В. Вопросы тепло- и массопереноса в материалах, нагрева и охлаждения металла. Учебное пособие - Донецк:РИА ДонГТУ, 2000.- 162 с. |