Доклад по философии на тему: « Студенческие годы В. И.Вернадского»


Конференция по философии посвященная жизни и творчеству В. И.Вернадского 2007г. ДонНТУ



Подготовила ст.гр.АУП-06м Новикова К.Е.


Родился Владимир Иванович Вернадский в 1863 г. в Санкт-Петербурге. Со стороны матери он был троюродным братом Владимира Галактионовича Короленко. А другой Короленко - Евграф Максимович, приходившийся Вернадскому двоюродным дядей, - оказал в детстве сильнейшее влияние на формирование его личности.
В детстве и отрочестве он увлекался историей, с интересом прислушивался к политическим спорам, которые велись в кабинете отца, любил украинские песни; учась в гимназии, посещал оперу и концерты. И уже тогда его завораживали беседы о мироздании с дядей Евграфом .
«Я долго после этого не мог успокоиться, - вспоминал Вернадский, - в моей фантазии бродили кометы через бесконечное мировое пространство; падающие звезды оживлялись; я не мирился с безжизненностью Луны и населял ее целым роем существ, созданных моим воображением».С той поры стремление постичь тайны природы не оставляло его.
Отец ученого, Иван Васильевич Вернадский (1821—1884), был профессором политической экономии. Володя рос среди книг и развивался быстро. Он увлекался описаниями путешествий, историей (особенно древнегреческой), изучил карту звездного неба, вел метеорологические наблюдения. Уже в гимназические годы помещал мелкие переводные заметки в издаваемом отцом журнале «Экономический указатель».
В гимназии Володя Вернадский подружился с А. Н. Красновым (впоследствии известным ботаником и географом), который привил ему любовь к естественным наукам. В последнем классе гимназии он прочел 4 тома «Космоса» А. Гумбольдта и его «Картины природы» (на немецком языке), начал регулярно читать английский научно-популярный журнал «Природа».
В 1881 году после окончания гимназии Владимир Иванович вместе с А.Н.Красновым поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. «Больше всего прельщали меня, — признавался он, — с одной стороны, вопросы исторической жизни человечества и, с другой — философская сторона математических наук».
Состав профессуры университета был в то время блестящим. В воспоминаниях «Из прошлого» В. И. Вернадский особо выделяет влияние на студенчество (и на него самого) профессоров Д. И. Менделеева, А.Н.Бекетова и В. В. Докучаева. Менделеев зажигал сердца студентов своим патриотизмом, привлекал их химическими и космохимическими идеями, Бекетов привил любовь к живой природе, а Докучаев стал для Вернадского Учителем .
Личность и идеи Менделеева оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Вернадского. Но если Менделеев успешно занимался экспериментальной и теоретической химией, а также ее приложениями к практике промышленности и сельского хозяйства, то Вернадский постарался использовать методы химии для познания окружающей природы, прежде всего - мира минералов. Характерна его дневниковая запись 1884 года : «Минералы суть памятники реакций, происходивших на земном шаре; по ним можно восстановить тот химический процесс, какой происходил и происходит на земле... Историю планеты можно рассматривать как историю интенсивного изменения материи в одном месте мирового пространства, и этот ход, без сомнения уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной и древней оп, совершается с большой правильностью».
Нетрудно заметить, что уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной и древней описательной дисциплины переходила в новую динамичную форму геохимии - науки о геологической истории, превращениях и круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой научной дисциплины стал В. И. Вернадский.
Благодарную память сохранил В. И. Вернадский и об А.Н.Бекетове, который прививал студентам любовь к природе. Его лекции, как они запечалились в сознании Владимира Ивановича, «были дороги тем, что они пытались связывать конкретные факты точного знания с цельным и своеобразным философским мировоззрением…».
Ученый с мировым именем, создатель генетического почвоведения, Василии Васильевич Докучаев, кажется, единственный из русских ученых обогатил мировую научную лексику двумя русскими словами: «чернозем» и «подзол». Слушая лекции Докучаева и участвуя в его почвенных экспедициях, Вернадский усвоил главную черту Учителя : его целостный, синтетический подход к явлениям окружающего мира в сочетании с их генетическим истолкованием.
«Профессор минералогии В. В.Докучаев был чужд той отрасли знания, преподавать которую ему пришлось по случайности судьбы, — писал Вернадский.— По кругу более ранних своих интересов это был геолог, интересовавшийся динамической геологией лика Земли на Русской равнине. Его привлекали вопросы орографии (изучения рельефа. — Р.Б.), новейших ледниковых и аллювиальных (речных. - Р.Б.) отложений, и от них он перешел к самому поверхностному покрову, к почве. В ней Василий Васильевич угадывал новое естественное тело, отличное и от горной породы, и от мертвых продуктов ее изменения».
Вот и Вернадский так же подошел к познанию биосферы, области жизни, видя в ней особое природное тело, в котором существуют в гармоничном единстве живые организмы и минеральные образования, «впитывающие» и переводящие в земные процессы животворную лучистую энергию Солнца.
Большое значение для формирования Вернадского как ученого имело его участие в работе студенческого Научно-литературного общества под руководством профессора истории русской словесности О.Ф.Миллера, личность которого одухотворяла все вокруг себя. Входил Вернадский и в состав Братства — тесного кружка студенческой молодежи, решившей посвятить себя науке и служению народу. Это сообщество сложилось в Петербурге в основном из студентов и курсисток. 1885 год - год оформления Братства. Центр Братства с самого начала оказался четко очерченным. Наиболее устойчивое и долговременное ядро составили Д. И. Шаховской, В. И. Вернадский, Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбурги, И.М. Гревс, А. А. Корнилов. Члены этого кружка пытались ответить на вопрос: «Что нам делать и как нам жить?». В ответ на э тот вопрос они исходили из трех «аксиом» (положений, которые в их кругу не нуждаются в доказательствах): «так жить нельзя; все мы плохи; без братства мы погибли». Организованного членства не было («У нас братство без присяги, - подчеркивал Шаховской). Кого считать «братом» - эту границу друзья проводили по-разному.
Дружеская «компания» (тоже самоназвание), составившая ядро Братства, зародилась еще раньше, в начале 80-х годов, и сначала состояла только из студентов университета. В конце 1884 г., незадолго до окончания большинством из них курса наук, друзья договорились купить в будущем небольшое имение, куда они могли бы съезжаться и обновлять свое общение. Этот уголок своей земли должен был стать и местом отдыха, и убежищем в возможных превратностях судьбы. Ему заранее дали имя — Приютино. Копили для Приютина капитал, подбирали конкретное место в русской провинции, обсуждали все детали. Обстоятельства помешали осуществить намерение, но за 3 года «приютинских» забот вокруг этой идеи сплотился тесный кружок молодежи.
Некоторое время «Приютино» и «Братство» различались (хотя и немного) как по составу участников, так и по поставленным целям, но к концу 1887 г. они полностью слились (что позволяет нам употреблять эти термины как синонимы). На разных этапах развития «компании» «Приютина» и «Братства» кто-то присоединялся к ним, а кто-то постепенно отходил (или -крайне редко - резко «отщеплялся»).
Основой, скреплявшей их союз, были общие идейно – нравственные начала. Но, сверх того, Братство было пронизано личными дружескими связями, родственными отношениями братьев - сестер (Ольденбурги , Корниловы, Тимофеевы, Зарудные - Старицкие), а затем и мужей—жен (М. С. Зарудная вышла за И. М. Гревса, А. Н. Сиротинина — за Д. И. Шаховского, Н. Е. Старицкая — за В. И. Вернадского, А. П. Тимофеева — за С. Ф. Ольденбурга, Т. А. Корнилова— за Н. В. Харламова).
Основывая Приютино, члены «ольденбурговского кружка» (так называли «компанию» со стороны) договорились встречаться ежегодно 30 декабря. Кто не мог приехать, — должен был отправить письмо остальным.
Начальная эпоха Братства (80—90-е годы) — время выработки его членами «программы жизни» и первых серьезных попыток ее реализации.
Важнейшим общим делом приютинцев в 80-е годы стали: студенческое научно-литературное общество Петербургского университета, сплотившее молодежь вокруг ценностей науки, образованности, уважения к личности (и оставшееся уникальным не только по уровню самоорганизации, но и по составу : более 20 его участников стали членами научных Академий), кружок народной литературы (тематические издания книг, комплектование библиотек и составление указателей литературы для народного самообразования), откуда вышло немало известных впоследствии деятелей книги, комитет грамотности, школьное дело... В этой общей работе укреплялось счастливое чувство братской общности: «Чувствуешь себя какой-то нераздельной частью чего-то живого большого - отдельные части которого работают и бьются где-то в других местах, но все они соединены неразрывно крепкою цепью <...> Братство в обществе является отдельной своеобразной "личностью''»(В. И.Вернадский, 1888).
Таким образом, студенческие годы для В. И.Вернадского стали хорошей школой. В эти годы он закончил Петербургский университет, стал участником студенческого братства, где вместе с друзьями-единомышленниками искали истину. Продолжающиеся духовные поиски подвигли членов братства к выводу о том, что не только наука, но и другие формы человеческого духа «столь же обязательное» на трудном пути познания.

В библиотеку