Источник: Малиновский А. К. , Автоматизированный электропривод машин и установок шахт и рудников. – М., Недра, 1987.
Недостатки, присущие релейно-контакторному способу управления, могут быть
ликвидированы применением жидкостного резистора, нашедшего широкое применение
в зарубежной практике. Это достигается тем, что жидкостный резистор обеспечивает
возможность более плавного разгона подъемного двигателя, уменьшение пусковых
токов, требует меньших рабочих площадей, незначительной мощности управления
и более прост в эксплуатации.
При управлении асинхронным двигателем подъемной
машины с использованием жидкостного резистора в период пуска для поддержания
постоянства момента двигателя и ускорения необходимо плавное перемещение его
электродов. Перемещение электродов можно производить вручную, что и предусмотрено
в пульте управления подземных подъемных лебедок и машин (ППМ). В установках
с более мощным приводом управления перемещением электродов жидкостного резистора
ведется дистанционно и автоматически, с минимальным приложением мускульных
усилий.
Следящий электропривод, используемый для этих целей, должен
удовлетворять следующим требованиям: достаточное быстродействие, приемлемое
число промежуточных положений электродов, удержание электродов в любом положении
при отсутствии сигнала рассогласования, простота, надежность, экономичность
и удобство в эксплуатации.
В качестве следящего привода жидкостного резистора
может быть использована одна из перечисленных ниже систем: электрогидравлическая,
электропневматическая; электромеханическая с двигателем постоянного или
переменного тока и с контактным или бесконтактным управлением.
Следящий
электропривод с двигателем постоянного тока. В рассматриваемом приводе в качестве
передачи вращающего момента от двигателя к электродам жидкостного резистора
применяется червячный редуктор — большое передаточное число при малом собственном
моменте инерции, что очень важно для быстродействующих приводов.
Принципиальная
схема управления асинхронным двигателем с жидкостным резистором приведена
на рис. 2.8. Электроды жидкостного резистора приводятся в движение через
редуктор Р двигателем постоянного тока с независимым возбуждением
М2. Управление М2 ведется блоком магнитных усилителей БМУ, имеющим четыре
обмотки управления. Обмотка смещения ОУЗ включена на тот же источник питания,
что и обмотка возбуждения двигателя LM2.
Рис. 2.8. Принципиальная схема асинхронного двигателя с жидкостным резистором
Обмотки управления ОУ1 и
ОУ2 подключены на выходы сельсинов ВС1 и ВС2 через выпрямители U1 и U2.
Намагничивающие силы этих обмоток направлены встречно, так что при равенстве
токов в этих обмотках результирующая н. с. равна нулю. В этом случае нет
рассогласования, и напряжение на выходе ЕМУ отсутствует. При разных токах
в обмотках управления на выходе ЕМУ появляется напряжение, вызывающее вращение
двигателя М2. Последний через редуктор Р перемещает электроды жидкостного
резистора и ротор сельсина обратной связи ВС2 до тех пор, пока рассогласование
не уменьшится до нуля. Одно из крайних положений рукоятки управления соответствует
полностью выведенному резистору, а другое — полностью введенному.
Для ограничения движения электродов
жидкостного резистора сверх допустимого и устранения в связи с этим поломок
в механической части в конечных положениях устанавливаются конечные выключатели:
верхнего SQ1 и нижнего SQ2 положений. Контакты конечных выключателей зашунтированы
диодами VD1 и VD2, пропускающими ток только в одном направлении и
обеспечивающими включение двигателя М2 для другого направления вращения при
размыкании одного и конечных выключателей.
Обмотка
управления ОУ4 включена на выход ЕМУ и осуществляет гибкую обратную связь
по первой производной от сигнала рассогласования, обеспечивающей благоприятное
протекание переходных процессов.