Источник: Гидрофицированная крепь очистных выработок. Под общей редакцией проф., докт. техн. наук В. Н. Хорина. М., «Недра», 1973г. , стр. 217-223.
НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ
Для питания системы гидропривода механизированных крепей применяют централизованные насосные станции — одну на комплект механизированной крепи очистного забоя. Располагаются насосные станции обычно на нижнем откаточном штреке и управляются дистанционно.
Производительность насосной станции на основе опыта обычно принимается равной 35—70 л/мин при рабочем давлении 120— 200 кгс/см2.
Насосная станция состоит из следующих элементов:
резервуара для рабочей жидкости с фильтром на заливной пробке, указателем уровня и спускным краном;
подпиточного насоса, обычно шестеренного типа; этот же насос используется для закачки рабочей жидкости в резервуар;
главного насоса (одного или чаще двух, работающих параллельно) многопоршневого типа с автоматом разгрузки;
фильтра грубой и тонкой очистки, устанавливаемого в напорной магистрали подпиточного насоса;
гидропневматического аккумулятора, сглаживающего колебания давления в напорной гидромагистрали и улучшающего работу автомата разгрузки насоса;
реле давления, отключающего электродвигатель привода насоса в случае падения давления в напорной гидромагистрали, что исключает излишние потери рабочей жидкости при разрывах или нарушении целостности напорной гидромагистрали;
контрольных манометров, регистрирующих давление в напорных магистралях основного и подпиточного насосов.
Насосные станции систем гидропривода механизированных крепей имеют два исполнения: на колесах — для передвижения по рельсовому пути и на салазках — для передвижения по почве.
В настоящее время для всех механизированных крепей, находящихся в серийном производстве, в Советском Союзе серийно изготовлялось два типа насосных станций:
насосная станция гидропривода механизированной крепи ОМКТМ конструкции Узловского машиностроительного завода, использующая в качестве рабочей жидкости водомасляную эмульсию;
унифицированная насосная станция типа 1СНУ-4 конструкции Гипроуглемаша для гидропровода механизированных крепей, работающих на водомасляной эмульсии.
Учитывая большое распространение унифицированной насосной станции типа 1СНУ-4, рассмотрим более подробно ее гидравлическую схему (рис. 108) и принцип действия.
Основой станции являются два радиально-поршневых насоса, приводимые во вращение фланцевыми электродвигателями; для подпитки насосов предусмотрен подпиточный насос.
Жидкость поступает в подпиточный насос из маслобака 8 через двухпозиционный распределитель 3. Для закачки жидкости в маслобак 8 всас подпиточного насоса соединяется с тарной емкостью 4; при перекрытых кранах 1 и 2 рабочая жидкость проходит через блок фильтров 6 с шунтирующим клапаном 7, затем поступает через подпорный клапан 5 в маслобак 8. Когда подпиточный насос используется для своей основной цели, он подает рабочую жидкость во всасывающую магистраль насосов ВНР, при этом краны 1 и 2 должны быть открыты, а избыток рабочей жидкости через подпорный клапан 5 поступает обратно в маслобак. От каждого насоса ВНР рабочая жидкость через автомат разгрузки 9 непрямого действия поступает в напорную магистраль 16 системы гидропривода крепи.
С помощью кранов 13 осуществляется либо объединение поступающих потоков жидкости от двух насосов ВНР, либо работа каждого насоса независимо.
Гидропневмоаккумуляторы 10 предназначены для сглаживания колебаний давления в напорной магистрали насоса и включены в сеть перед автоматами разгрузки. Гидропневмоаккумуляторы 11 служат
для компенсации возможных утечек в напорной магистрали гидропривода крепи с целью уменьшения частоты срабатывания автоматов разгрузки 9 и соответственно увеличения ресурса их работы. Предохранительные клапаны 12 контролируют предельное рабочее давление в напорной магистрали насосов ВНР.
Рис. 108. Гидравлическая схема унифицированной насосной станции 1СНУ-4
Для контроля давлений насосная станция оснащена блоком манометров со своими кранами. Манометр А контролирует давление в напорной магистрали подпиточного насоса перед блоком фильтров, а манометр Б — после блока фильтров. Манометры В и Г контролируют давление в напорных магистралях насосов ВНР. Манометр Д — резервный, предназначен для этих же целей.
Кроме этого в маслобаке 8 предусмотрено размещение фильтра 14 на сливной магистрали системы гидропривода крепи и реле давления 15.
В насосных станциях систем гидропривода механизированных крепей применяются устройства, называемые автоматом разгрузки, которые автоматически отключают насос от напорной магистрали при достижении заданного давления и переключают его для работы на слив (разгрузка насоса) и автоматически подключают насос к напорной магистрали, когда давление в ней упадет до заданного предела. Применением автомата разгрузки исключается работа насоса на предохранительный клапан, что быстро приводит к перегреву рабочей жидкости.
Принципиальные гидравлические схемы автоматов разгрузки прямого и непрямого действия приведены на рис. 109.
На насосных станциях механизированных крепей типа ОМКТМ, выпускаемых Узловским машиностроительным заводом, с насосами типа ГБ-ЗП применяются автоматы разгрузки прямого действия (рис. 109, а), принципиальная схема устройства которых заключается в следующем.
В напорную магистраль 1—7, идущую от насоса, встроен обратный клапан ОК. Вся жидкость, идущая по напорной магистрали от насоса, через обратный клапан ОК поступает по магистрали 7 в систему гидропривода механизированной крепи.
При этом управляемый клапан УК нормально закрыт и прохода для жидкости по магистрали 2—3—4 нет.
Рис. 109. Гидравлические схемы автоматов разгрузки:
а — прямого действия; б — непрямого действия
При повышении давления в системе гидропривода до заданного уровня действием рабочей жидкости, подводимой по магистрали 5—6, управляемый клапан УК из положения I (закрыто) переводится в положение II (открыто). При этом открывается свободный проход рабочей жидкости из напорной магистрали 1 насоса по магистрали 2—3—4 на слив — осуществляется автоматическая разгрузка насоса. Одновременно обратный клапан ОК, закрываясь, отсекает напорную магистраль 5—7 системы гидропривода механизированной крепи от насоса, а созданное в ней давление удерживает открытым управляемый клапан УК.
При расходе жидкости в системе гидропривода механизированной крепи (например, открытие распределителя для передвижения секций крени и т. п.) давление в напорной магистрали 7 падает и управляемый клапан УК автоматически пружиной из положения II (открыто) переводится в положение I (закрыто) — насос начинает подавать рабочую жидкость в напорную магистраль 7 системы гидропривода механизированной крепи.
Как показал опыт эксплуатации, автоматы разгрузки прямого действия насосов типа ГБ-351 в насосных станциях систем гидропривода механизированных крепей работают неудовлетворительно.
Основными недостатками автоматов разгрузки являются быстрый выход из строя управляемого клапана УК и его зависание, с непрерывным дросселированием через него рабочей жидкости.
В связи с указанными недостатками для насосной станции СНУ-4 разработана новая конструкция автомата разгрузки непрерывного действия, гидравлическая схема которого приведена на рис. 109, б. От напорной магистрали 1 насоса рабочая жидкость под давлением через обратный клапан ОК поступает в магистраль 5 системы гидропривода крепи. При достижении в магистрали 5 заданного давления, действием давления рабочей жидкости, подводимой по магистрали 4—12, сервоклапан СК переводится из положения I (закрыто) в положение II (открыто). При этом по магистрали 3—9—10—11 рабочая жидкость поступает в управляемый клапан УК, переводя его из положения I в положение II — жидкость от насоса по магистрали 2—6—7—8 начинает поступать на слив при минимальном сопротивлении.
Рис. 110. Схема расположения автомата разгрузки в системе гидропривода механизированной крепи
При падении давления в системе гидропривода крепи вначале закрывается сервоклапан СК, а затем управляемый клапан УК.
Такой автомат разгрузки работает более четко и стабильно и обладает значительно большей надежностью и ресурсом в эксплуатации.
Автомат разгрузки характеризуется следующими основными параметрами: давлением выключения pвык, давлением включения рвк, максимальным расходом при заданном перепаде давления в автомате разгрузки, ресурсом работы, определяемым количеством циклов (выключением — включением) срабатывания.
О работе автомата разгрузки и его возможном влиянии на работу гидродомкратов передвижения секций крепи или става конвейера дает более полное представление схема, изображенная на рис. 110.
Насос Н системы гидропривода крепи развивает давление рн,, которое до автомата разгрузки АР остается практически неизменным. После автомата разгрузки в гидромагистрали происходит потеря давления Δр3, характеризующаяся ее гидравлическим сопротивлением (точки А — В). Далее потеря давления Δр2 происходит в распределителе Р гидродомкрата передвижения ГД. Кроме того, необходимо считаться с неизбежным подпором жидкости Δр2, возникающим на участке 5—6 сливной магистрали от поршневой полости цилиндра гидродомкрата ГД до сливного резервуара.
При двигательном усилии в гидродомкрате передвижения рп давление, развиваемое насосом Н, определяется как ;.
При этом в зависимости от сочетания параметров автомата разгрузки (pвык и рвк) с величиной давления рн могут быть следующие режимы работы системы гидропривода:
Первый режим рн < рвкл < рвык . Это наиболее рациональный режим, при котором движение гидродомкрата начинается практически одновременно после включения распределителя и происходит с максимальной скоростью, обусловленной производительностью насоса Н.
Второй режим рвкл < рн < Рвык . Движение после включения распределителя Р начинается не сразу, а после того, когда давление в гидросистеме возрастет от рвкл до рн и станет большим.
Соответственно после достижения давления рвык и срабатывания автомата разгрузки движение штока гидродомкрата ГД еще происходит с замедленной скоростью за счет упругих сил гидросистемы, пока давление в ней не упадет от рвык до рн. В целом скорость движения гидродомкрата при работе в этом режиме обычно на 10—15% меньше, чем в первом режиме.
Третий режим рн < рвык <= рвк. Движение гидродомкрата в этом режиме происходит обычно с очень малой скоростью. Автомат работает как переливной клапан — значительная часть производительности насоса уходит на слив через автомат разгрузки и только часть рабочей жидкости поступает в гидродомкрат передвижения.
Этот режим работы крайне неблагоприятен и обычно для него характерно уменьшение скорости передвижения гидродомкрата против расчетной в 4—5 раз.
Четвертый режим рн > рвык > рвкл. Этот режим недопустим, так как автомат разгрузки разгружается при давлении рвык, которое меньше давления рн, необходимого для начала движения гидродомкрата ГД.
Шток гидродомкрата останется неподвижным, а вся жидкость от насоса через автомат разгрузки будет поступать на слив. С указанными режимами работы автомата разгрузки необходимо считаться в процессе эксплуатации, так как произвольное удлинение механизированной крепи свыше пределов, обусловленных технической документацией, может за счет увеличения потерь в гидромагистрали существенно изменить режим работы автомата разгрузки.
Начиная с 1973 г. Новгородский завод им. Петровского перешел на серийное производство насосных станций СНУ-5, которые более надежны в эксплуатации, чем станции 1СНУ-4.
Сравнительные технические характеристики трех типов насосных станций, работающих на водомасляной эмульсии, приведены в табл. 37.
Таблица 37. Техническая характеристика насосных станций
Показатели |
Тип насосной станции |
||
Узповского завода |
1СНУ-4 |
СНУ-5 |
|
Производительность, л/мин |
60 |
70 |
40—80 |
Рабочее давление, кгс/см2 |
200 |
200 |
50—200 |
Рабочая жидкость |
|
Эмульсия |
|
Основной насос: |
|
|
|
тип |
ГБ-351 |
ВНР-0,032 |
ВНР-32/20 |
количество |
2 |
2 |
2 |
производительность, л/мин |
30 |
35 |
40 |
Электродвигатели привода насосов: |
|
|
|
тип |
КО 22-6 |
КОФ 21-4 |
ВАОФ 62-4 |
мощность, квт |
15 |
15 |
17 |
Подпиточный шестеренный насос: |
|
|
|
тип |
1 1/2-К-6 |
Г11-25 |
П1-25 |
производительность, л/мин |
96-234 |
125 |
125 |
максимальное рабочее давление, кгс/см2 |
1,4-2,0 |
25 |
25 |
Емкость маслобака, л |
600 |
730 |
750 |
Насосная станция, мм: |
|
|
|
компоновка на колесах: |
|
|
|
длина |
3312 |
— |
— |
ширина |
1110 |
— |
— |
высота |
1430 |
— |
— |
вес, кг |
3870 |
— |
— |
компоновка на маслоблоке: |
|
|
|
длина |
— |
3360 |
3330 |
ширина |
— |
1080 |
1060 |
высота |
— |
750 |
750 |
вес, кг |
— |
2205 |
2130 |