Источник: Гидрофицированная крепь очистных выработок. Под общей редакцией проф., докт. техн. наук В. Н. Хорина. М., «Недра», 1973г. , стр. 212-214.
РАЗГРУЗОЧНЫЕ КЛАПАНЫ (ГИДРОЗАМКИ)
Основными функциями стоечного разгрузочного клапана являются:
пропуск рабочей жидкости в поршневую полость гидростойки при ее распоре;
герметичное отсечение после распора поршневой полости гидростойки от питающей ее гидромагистрали;
разгрузка гидростойки (соединение поршневой полости гидростойки со сливом) для вывода ее из-под горного давления.
По своей сути стоечный разгрузочный клапан является управляемым обратным клапаном, или, как его иногда называют, гидрозамком.
Основные технические требования к разгрузочным клапанам следующие:
длительная абсолютная герметичность клапана при давлении рабочей жидкости в поршневой полости гидростойки от давления начального распора рн,р до давления срабатывания предохранительного клапана рп.к;
надежная разгрузка стойки из-под горного давления;
высокая степень надежности в эксплуатации и достаточная долговечность, позволяющая без замены разгрузочного клапана отработать крепи выемочное поле протяженностью не менее 800 м;
разгрузочный клапан должен быть легко доступным для его замены в шахтных условиях. Разгрузочный клапан должен иметь унифицированную патронную конструкцию и монтироваться в сборе в стандартном гнезде.
Наиболее распространенная конструкция разгрузочного клапана типа ЭКОР, серийно изготовляемого ленинградским заводом «Пневматика», приведена на рис. 103.
Рис. 103. Разгрузочный клапан ЭКОР
В корпусе 1 смонтировано пластмассовое седло 2 с шариковым клапаном 3, поджимаемым к седлу пружиной 4 через стержень 5. При подаче жидкости в канал 6 шариковый клапан под действием давления жидкости отжимается, и через отверстия 7 рабочая жидкость под давлением поступает в поршневую полость стойки.
При прекращении подачи рабочей жидкости шариковый клапан 3 автоматически закрывается, отсекая поршневую полость гидростойки от магистрали.
Рис. 104. Разгрузочный клапан конструкции Гипроуглемаша
Для разгрузки гидростойки и вывода ее из-под горного давления в разгрузочном клапане имеется поршень 8 с уплотнительным кольцом 9 и хвостовиком 10.
При подаче рабочей жидкости под давлением в отверстие 11 поршень 8 перемещается и своим хвостовиком 10 принудительно открывает шариковый клапан 3 — происходит разгрузка гидростойки, так как при этом ее поршневая полость соединяется со сливной магистралью.
Существенными недостатками данной конструкции разгрузочного клапана являются малая его надежность и незначительный ресурс. В процессе разгрузки происходит эрозионное разрушение пластмассового седла 2 и нарушается герметичность разгрузочного клапана.
С целью устранения этого недостатка Гипроуглемашем разработана новая конструкция унифицированного разгрузочного клапана, обладающая, по предварительным данным, значительно большими надежностью и ресурсом (в 4—5 раз большим, чем у разгрузочного клапана ЭКОР). Разгрузочный клапан (рис. 104) состоит из корпуса 1, в котором перемещается золотник 2 с уплотнительным кольцом 3 и подкладным уплотнительным кольцом 4.
На хвостовике золотника 2 сидит стакан 5, поджимаемый к торцу корпуса 1 пружиной 6. В свою очередь, золотник 2 прижимается к поршню 7 пружиной 8.
При подаче рабочей жидкости под давлением в полость 9 золотник перемещается, при этом его уплотнительные кольца 3 и 4 входят в стакан 5 и он вместе с золотником приподнимается, обеспечивая проход жидкости по клапанам 10 в полость 11 и далее в поршневую полость гидростойки.
При прекращении подачи рабочей жидкости золотник 2 действием пружин 6 и 8 возвращается в исходное положение, отсекая своими уплотнительными кольцами 3 и 4 поршневую полость гидростойки от магистрали.
Для разгрузки гидростойки рабочая жидкость под давлением действует на торец поршня 7 с уплотнительным кольцом 12, который принудительно перемещает золотник 2, соединяя поршневую полость гидростойки со сливной магистралью.
С 1974 г. намечается освоение серийного производства описанной конструкции унифицированного разгрузочного клапана взамен типа ЭКОР.