Источник: Гидравлические системы механизированных крепей. Хорин В. Н., Мамонтов С. В., Каштанова В. Я., М., изд-во «Недра», 1971 , стр. 207-208.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА УСИЛИЙ, РАЗВИВАЕМЫХ ГИДРОДОМКРАТОМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ КРЕПЕЙ
При расчете системы гидропривода механизированных крепей одной из важных задач является расчет усилий передвижения секции крепи и забойного конвейера, развиваемого гидродомкратом.
Методически этот расчет производится следующим образом.
Рассмотрим работу гидродомкрата (обычно одного или двух) передвижения наиболее удаленной от насосной станции секции крепи. Полости домкрата соединены с напорной и сливной гидромагистралями, идущими от насосной станции и секции крепи (рис. 91).
Если производительность насоса равна QH (с учетом значения объемного к. п. д. при заданном рабочем давлении и вязкости рабочей жидкости при температуре t — +30° С), то, с учетом мультипликации в гидроцилиндре, расход жидкости в сливной гидромагистрали будет равен при подключении напорной гидромагистрали насоса к штоковой полости гидродомкрата
;
при подключении напорной гидромагистрали насоса к поршневой полости гидромагистрали
.
По полученным значениям расходов напорную гидромагистраль (исходя из расхода) разделяют на три группы участков: с ламинарным движением, с турбулентным движением при гидравлически гладком трубопроводе и с турбулентным движением при гидравлически шероховатом трубопроводе.
Определяют потери давления в напорной гидромагистрали с учетом потерь на разницу геодезических высот расположения насоса и концевой секции крепи, суммарных потерь в участках с ламинарным и турбулентным характером движения жидкости.
Рис. 91. Расчетная схема усилий, развиваемых гидродомкратом
передвижения
Аналогично по найденным значениям расходов Qсп и Qсш разбивают на три участка сливную гидромагистраль. Затем определяют давление, возникающее в полости гидродомкрата, соединенной со сливом (с учетом суммарных потерь в участках трубопроводов с ламинарным и турбулентным характером движения жидкости), за вычетом напора, получаемого за счет разницы геодезических высот положения крайней наиболее удаленной секции крепи и насоса. Определяют усилие, развиваемое на штоке гидродомкрата передвижения секции крепи или конвейера (в каждую сторону движения — отдельно), с учетом возникающего сопротивления в сливной гидромагистрали. При сопоставлении полученных значений усилий передвижения секции крепи и конвейера с требуемыми дается оценка выбора параметров гидропривода и гидромагистралей.