![]() ![]() |
Журнал "Карьерное оборудование"№14-2004г.
Перевод статьи: " Техническое обслуживание экскаватора при карьерных разработках" с английского языка на русский произведен Нарижной Светланой Владимировной 30.05.07.
Экскаватор ЭКГ-4,6Б, представляющий собой полноповоротную электрическую прямую лопату на гусеничном ходу,, предназначен для выемки и погрузки в транспортные средства тяжелых скальных пород, предварительно разрыхленных взрывом.Экскаватор применяется на открытых горных разработках в рудной и угольной промышленности, а также в карьерах промышленности строительных материалов, при строительстве про^ мышленных, гидротехнических и других сооружений.
Для поддержания в работоспособном состоянии необходимо передавать экскаватор по смене, не допускать обезлички в обслуживании. Передавать экскаватор, с записью в журнале состояния механизмов и узлов, а также о проведенных ремонтах.
При приемке смены машинист обязан:
1)тщательно осмотреть экскаватор, проверив состояние корпуса ковша (соединительные пробки, передняя стенка), днищаковша, рукояти (концевая отливка и балки), стрелы (места приварки пят), механизма открывания ковша, надежность соединения балок рукояти с концевой отливкой и крепление заднего упора на рукояти, степень износа зубьев ковша;
2)проверить, есть ли шплинты, общее состояние пальцев,соединяющих ковш с рукоятью, коромыслом и днищем; на местели кожухи на всех зубчатых передачах
3)проверить плотность соединений, убедиться, что нет течив гидросистеме ходовой тележки;
4)смазать все механизмы в соответствии с указаниями в разделе "Смазка";
5)проверить уровень масла в масляных ваннах и при необходимости дополнить;
6)проверить работу масляных насосов редукторов поворота;
7)подготовить к работе пневмосистему управления, выпустить конденсат из воздухосборника и маслоотделителя черезспускные краны, проверить, плотно ли закрыты все вентили,соединяющие пневмосистему с атмосферой, и включить компрессор.Убедиться в правильной работе реле давления. В зимнее время холодный компрессор необходимо подогревать электронагревательной трубкой, установленной под картером компрессора;
8)проверить положение стрелы.Одновременно подготавливать к работе электрооборудование экскаватора.
Не приступая к копанию, машинист экскаватора обязан:
1)опробовать вхолостую подъемную лебедку, напорный иповоротный механизмы (в зубчатых передачах не должно бытьненормального стука или шума);
2)опробовать действие тормозов, которые должны обеспечивать надежное затормаживание механизмов экскаватора;
3)проверить работу муфт переключения гусениц, а также работу механизма хода.
Примерно один раз в неделю более тщательно осматривать экскаватор, для чего использовать перерывы в работе, вызванные отсутствием транспорта, электроэнергии, неподготовленностью забоя, передвижкой путей и т. п.
При интенсивной работе для осмотра экскаватора должно выделяться особое время.При еженедельном осмотре необходимо:
1)подтянуть крепежные болты электродвигателей, тормозов,крышек подшипников, редукторов, стоек подъемной лебедки,подтянуть призонпые болты, соединяющие гусеничные рамы снижней рамой, болты на упорных хомутах осей ведущих, опорных и натяжных колес;
2)проверить состояние пальцев, соединяющих стрелу споворотной рамой, а также осей головных блоков, полиспастаяодвески стрелы;
3)проверить натяжение тяг стрелы и при необходимости подтянуть, обеспечив прилегание обеих пят стрелы к гнездам в передней балке поворотной рамы;
4)проверить крепление шестерен на валах электродвигателей напорного и поворотного механизмов;
5)проверить состояние зубчатых передач. Незначительныезадиры на зубьях запилить, не искажая профиль зубьев;
6)проверить крепление осей опорных колес, а также затяжку клиньев Б замках нижней и гусеничных рам;
7)отрегулировать тормоза механизмов и муфту предельногомомента напорного механизма;
8)проверить и при необходимости регулировать осевой зазорв центральной цапфе;
9)проверить состояние всех канатов.
Примерно один раз в месяц проводить месячный осмотр (ремонт) с привлечением ремонтных рабочих. Месячный осмотр включает в себя работы еженедельного осмотра, а также профилактическую разборку некоторых узлов, мелкий ремонт деталей, замену быстроизнашивающихся деталей и т. п. Продолжительность месячного осмотра сутки - трое в зависимости от состояния экскаватора и объема работ.
Месячный осмотр, являющийся частью планово-предупредительного ремонта, проводить в плановом порядке.
При месячном осмотре, кроме операций еженедельного осмотра, необходимо:
1)осмотреть металлоконструкции экскаватора; обнаруженные трещины заварить в соответствии с указаниями в разделеоб уходе и ремонте;
2)подтянуть болты крепления площадки для обслуживания напорного механизма и перил на стреле;
3)заменить пришедшие в негодность шплинты, болты, гайки и т. п.;
4)отремонтировать или заменить зубья и детали засоваковша;
5)заменить каиат механизма открывания ковша;
6)заменить деревянные брусья буферов стрелы;
7)проверить состояние и при необходимости заменить фрикционные накладки всех тормозов и муфты предельного момента;
8)отрегулировать или наменять ползуны седловых подшипников;
9)заменить при необходимости канат подъема ковша;
10)перепасовать при необходимости стреловой канат;
11)подтянуть ослабшие соединения деталей кузова и кабины.
Кроме того, проверить все узлы и системы экскаватора с обязательным снятием крышек, кожухов и т. п. Смазать узлы в соответствии с указаниями в разделе "Смазка" и заменить при шедшие в негодность или требующие заводского ремонта детали.
Для высокопроизводительной работы экскаватора необходимо:
1)работать только на горизонтальной площадке;
2)выбирать схему разработок, дающую наилучшее использование машины;
3)иметь достаточное количество транспортных средств;
4)сводить к минимуму простои по организационным причинам, а также из-за отсутствия запасных частей, инструмента ит. п.
5)обеспечивать хорошее освещение забоя в ночное время;
6)тщательно рыхлить скальные породы.
7) иметь объем взорванной породы, достаточный для бесперебойной работы экскаватора в течении 1,5-2 суток;
8)поддерживать среднюю высоту забоя, не превышающую10 м;
9)при копании величину подъемного и напорного усилий регулировать, наклоняя рукоятку командоконтроллеров, чтобыковш не зарывался в грунт на большую глубину и в то же времяне снимал слишком тонкого слоя породы (машинист должен внимательно наблюдать за движением ковша и своевременно передвигать рукояти командоконтроллеров);
10)при разработке тяжелых грунтов не допускать большой вылет рукояти, иначе уменьшится режущее усилие на зубьях ковша;
11)разгружать ковш в думпкары равномерно по площади,не просыпая породу на землю и железнодорожный путь;
12)поворачивать верхнюю часть экскаватора для выгрузкитолько с наполненным ковшом (наполнять ковш грунтом в дваприема выгоднее, чем тратить время на поворот с недостаточнозаполненным ковшом);
13)поворачивать верхнюю часть экскаватора для выгрузкитолько после выхода ковша из забоя;
14)при повороте верхней части экскаватора тормоза поворотного механизма растормаживать, замедлять поворот и останавливать верхнюю часть экскаватора поворотными электродвигателями;
15)ковш разгружать с наименьшей высоты, допускающейбеспрепятственное открывание днища;
16)в высоком забое удалять образующийся сверху козырек(при осыпании крупные куски породы могут повредить экскаватор и стать причиной несчастных случаев);
17)ковш своевременно очищать от налипающего грунта.
При необходимости крупный валун окопать со всех сторон,расшатать ковшом, подхватить на зубья и осторожно разгрузить. Остерегаться падения из забоя крупных валунов, они могут повредить ходовую часть экскаватора.
Экскаватор ЭКГ-4,6Б предназначен для разработки скальных грунтов. В случае разработки слабых грунтов экскаватор поставить на деревянные щиты в виде настила. Прочные щиты должны иметь приспособления для захвата ковшом в случае переноски на новое место при передвижении экскаватора.
Если экскаватор завяз, подкопать грунт, создать впереди гусениц наклонную плоскость, уложить вдоль нее настил и по нему вывести экскаватор.
Избегать слишком больших (5-10 км) передвижений экскаватора, особенно по крутым уклонам, чтобы не вызвать преждевременного износа ходового механизма.
При передвижениях экскаватора стрелу направить в сторону хода так, чтобы лучше видеть дорогу. При этом ковш должен висеть на высоте 1,5-2 м от земли.
При остановках ковш опускать на землю. Очищать и смазывать.
Для предупреждения о начале работы подавать звуковой сигнал.Все проходы между механизмами для удобства обслуживания освобождать от посторонних предметов. Не допускать:
Все проходы между механизмами для удобства обслуживания освобождать от посторонних предметов. Не допускать:
1)ударов ковша о гусеницы;
2)свободного падения ковша;
3)ослабления подъемного каната при опускании ковша наземлю: ударами каната при натяжении можно повредить механизмы;
4)поворота экскаватора после соприкосновения ковша сземлей во избежание поломки рукояти, стрелы или напорногомеханизма;
5)ударов днища ковша о борт вагона;
6)ударов рукояти о стрелу (защитные брусья на стреле, пришедшие в негодность, заменять новыми);
7)пользования напорным или поворотным механизмом дляпередвижения экскаватора;
8)ударов обоймы блока ковша о головные блоки стрелы;
9)ударов упоров рукояти об упоры седлового подшипника;
10)крепления и смазки механизмов во время их работы;
11)посторонних лиц к кузову экскаватора и кабине машиниста;
12)людей в радиус действия ковша экскаватора во времяработы.
Не оставлять ковш на весу, оставляя кабину. При взрывных работах экскаватор отводить на безопасное расстояние.
Для противопожарной безопасности на экскаваторе должны быть огнетушители, ящики с песком и другие средства тушения пожара в соответствии с инструкциями пожарной инспекции.
Все смазочные и обтирочные материалы хранить с металлических закрытых ящиках. Воспламенившиеся жидкие и смазочные материалы тушить водой запрещается: многие горючие материалы легче воды и, всплывая на поверхность, продолжают гореть.
При открывании тары с бензином для предотвращения воспламенения не разрешается применять ударный инструмент.
![]() |