Доклад представлен на конференции "О Вернадском В.И.", состоявшейся 27.04.07.
Мысль приводит в движение материю.
Истоки жизненных ценностей Вернадского - взгляды интеллигенции после реформенной России, призывавшей к преобразованию общества. Эти взгляды формировались под влиянием растущего во всем мире авторитета науки, поразительных открытий и их технических воплощений. Вернадский верил в предназначение науки как главного фактора усовершенствования общества[1].
Идеи первичной мысли, знания не новы, они уходят в глубь веков, восходят к Платону, образно выражены в "Энеиде" Вергилем: "Mens agitat molem." - Мысль приводит в движение материю (ум двигает массу).
Переживаемое нами время является удивительным временем в истории человечества. Сходного с ним приходится искать в далеких столетиях прошлого. Это время интенсивной перестройки нашего научного миросозерцания, глубокого изменения картины мира.
XX век вносит с все увеличивающейся интенсивностью уже коренные изменения в миропонимание нового времени. Это изменения иного масштаба, чем те, которые создавались в прошлом веке. Они аналогичны тем, какие внесли в миросозерцание средних веков философия, наука и техника начала XVII столетия.
В1928 году Вернадский В.И. написал:
"Богатство всякой страны создается двумя факторами: научно - исследовательскими работами и трудом".
Научно мыслить значит вводить сложное природное явление в эти формы. Повторение явлений во времени есть одно из наиболее ярких проявлений закономерности[1].
В тех случаях, когда, как в науках исторических, это повторение независимо от человеческой воли, наблюдение вновь выступающего на историческую сцену цикла явлений приобретает особое, совершенно исключительное значение.
Для него все они неизбежно будут явлениями природы. Если в явлениях духовной жизни человечества есть коренные отличия от других природных явлений, он этого различия не увидит постольку, поскольку они подчинятся его эмпирическим обобщениям.
Не решая, таким образом, вопроса о тождественности или о различии по существу духовных проявлений человеческой жизни и других явлений природы, охваченных точным научным знанием, ученый-исследователь хода научной мысли все же может утверждать, что значительная часть духовной работы человечества укладывается в те же незыблемые "законы природы", которые он ищет и находит в своей научной работе; она может быть сведена к обычным для него правильностям. Это выявляется огромным влиянием развития научной человеческой мысли на явления живой или мертвой природы, от человека независимые. Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу. Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Вновь создавшийся геологический фактор - научная мысль - меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления.
Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука - создание человечества и должна служить на благо человечества[2,252].
Вернадский опирался не только на рациональные побуждения, но и на свою интуицию, на понимание и чувство. Наука - внесоциальная сила, которая в принципе способна "онаучить", переделать любое государство, а не подпасть под его влияние. Знания сами по себе способны воспитать государство изнутри[4].
Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают, следовательно, на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу. Их нарождение есть реальный факт, теснейшим образом связанный со структурой человека, выраженной в аспекте природного явления. Особенностью нашего момента является не то, что происходят такие изменения, - историк науки может найти их единичные проявления, заглушенные обычно дальнейшим ходом научной мысли, многократно в дали прошлых десятилетий, - важно то, что они все появляются разом, одновременно. Этим вызывается тот необычайный эффект, который они начинают производить и в нашем мышлении, и в отражении его в окружающем нас мире.
Напрасно стал бы человек пытаться научно строить мир, отказавшись от себя и стараясь найти какое-нибудь независимое от его природы понимание мира. Эта задача ему не по силам; она является и по существу иллюзией и может быть сравнена с классическими примерами таких иллюзий, как искания perpetuurn mobile, философского камня, квадратуры круга. Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки. Находя правильности и законности в окружающем его мире, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. В научно выраженной истине всегда есть отражение - может быть чрезвычайно большое - духовной личности человека, его разума.
Эти величайшие движения научной мысли неизбежно отражаются уже сейчас на всей духовной структуре человечества. Они отражаются и на его жизни, на его идеалах, на его быте. С ним неизбежно связан новый рост философской мысли. С глубочайшим вниманием должен историк мысли, историк науки присматриваться в такие эпохи к происходящему. Он может учиться этим путем понимать прошлое и, может быть, провидеть будущее.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Для Вернадского человек есть, прежде всего, носитель разума как космического явления. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом себя [3,96].
В построениях Вернадского, всецело покоящихся на вере в науку и проникнутых истинным пафосом "научного мировоззрения", мы видим очень осторожное, и даже бережное отношение к областям, стоящим вне науки - философии и религии, и в этом состоит бесспорная ценность его идей, относящихся к вопросам научного познания и формирования современной научной картины мира.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003г.
2.Вернадский В.И. Проблема биогеохимии. - М.: Наука, 1988г.
3.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука 1991, 271с.
4.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988г.