Доклад на тему:"Что формирует научное мировоззрение?".Международная научная конференция "ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ" (5-е "Вернадские чтения")Составитель: Севрюков Александр Олегович |
|
26-27 апреля 2007 года в Донецком национальном техническом университете проводится традиционная Международная научная конференция "ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ" (5-е "Вернадские чтения").
26 апреля прошло пленарное заседание, на котором выступили гости и организаторы конференции. 27 апреля осуществилась возможность желающих участников высказать своё мнение. Эти участники были разделены на 3 секции по тематике. Первая секция - В.И.ВЕРНАДСКИЙ - ЧЕЛОВЕК ХХІ ВЕКА, вторая - МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, и третья - ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. Что можно найти на сайте кафедры философии ДонНТУ. Моя работа с названием "Что формирует научное мировоззрение?"( текст которой представлен ниже) была отнесена к первой секции. Началась конференция в 9.30 в аудиториях 3-го учебного корпуса и до 12 часов в аудиториях университета звучали доклады участников и вопросы по поводу сказанного. В каждой секции выступило по 10-12 человек. Свою роботу я озвучил 8-м по счету. Получил не мало впечатлений, так как это было мое первое выступление. Практически к каждому докладу задавались вопросы. В некоторых случаях просто разгоралась дискуссия, которая продлилась бы долго, если бы не закончилось время установленное регламентом. Всего было 178 авторов, из них присутствовало только 42, чем были очень не довольны организаторы.После окончания конференции и 15-тиминутного перерыва все собрались для подведения итогов.Снова было прослушано интересное выступление гостя конференции Малюты А.Н. из за небольшого количества слушателей на пленарном заседании. Также были бредложены темы следующей конференции, среди которых:
- "Категория разума в науке, философии, религии."<-P>
- "Мыслить гловально - действовать локально"
- "Интеллектуализация общества"
- "Проблема великого синтеза"
В 3 часа был небольшой фуршет для гостей.
«Научное мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением челове- ческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее.» Вернадський В.И.
«Именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания.» [3]
Из слов Вернадского В.И. можно определить, что научное мировоззрение формируют знания о мире, знания в старых областях изучения науки и в появившихся новых. А эта сумма знаний состоит из: «1) логики, 2) математики и 3) из научного аппарата фактов и обобщений, растущего непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии, научных фактов, число которых сейчас много превышает наши числовые представления — порядка 1010, если не 1020.» [1, 349] и эти знания не обязательно являются научными истинами. «Так, мы теперь знаем, что Земля обращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Этот факт и бесконечное множество его следствий мы можем проверять различным образом и везде находить полное совпадение с действительностью. Это научно установленное явление кладется в основу нашего мировоззрения и отвечает научной истине. А между тем до начала XVII столетия и даже до начала XVIII, до работ Коперника, Кеплера, Ньютона, могли держаться другие представления, которые входили в состав научного мировоззрения. Они были также научны, но не отвечали формальной действительности; они могли существовать только постольку, только до тех пор, пока логически выведенные из них следствия точно совпадали с известной тогда областью явлений, или выводы из других научных теорий не вполне ей отвечали или ей противоречили.» [3]
Еще, в своих работах, Владимир Иванович выделял биосферу как основную область научного знания, а следовательно и основную часть мировоззрения. При этом он отмечает: «В общем, основные черты такого мировоззрения будут неизменны, какую бы область наук мы ни взяли за исходную - будут ли то науки исторические, естественно-исторические или социальные, или науки абстрактные, опытные, наблюдательные или описательные. Все они приведут к одному научному мировоззрению, подчеркивая и развивая некоторые его части.» [3]
Значит мировоззрение основывается не на всем научном знании, а только на тех основных знаниях, которые дают представления о всей картине изучаемых наукой явлений, и которые подверглись испытанию научного метода(были научно доказаны), т.е. этот метод фильтрует знания входящие в научное мировоззрение а иногда и создаёт их. О научном методе В.И. Вернадский пишет: «В основе научного мировоззрения лежит метод научной работы, известное определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явления. Этот научный метод не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть всегда то орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление.»[3] Научные знания проходят не только через “сито” научного метода, но ,обязательно, и через призму индивидуального отношения создателя этих знаний – ученого: «Наиболее характерной стороной научной работы и научного искания является отношение человека к вопросу, подлежащему изучению. В этом не может быть различия между научными работниками, и все, что попадает в научное мировоззрение, так или иначе проходит через горнило научного отношения к предмету; оно удерживается в нем только до тех пор, пока оно его выдерживает.» [3]
Следует отметить, что на научное мировоззрение влияет также и области знаний чуждые научным: религия, философия, искусство – что видно из слов: «Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении.» [3] «Научная мысль ученого нашего времени с небывалым прежде успехом и силой углубляется в новые области огромного значения, не существовавшие раньше или быв¬шие исключительно уделом философии или религии. Горизонты научного знания увеличиваются по сравнению с XIX в. — в небывалой и негаданной степени.» [1,377] «Такое значение, например, имел в XVII-XIX столетиях в истории научного миросозерцания вопрос о делювии, о всемирном потопе, следы которого искались в различных местах земного шара; с ним приходилось долго считаться научному мышлению. Переживания этих идей еще не вымерли[30]. Трудно представить себе, чтобы этот вопрос - в той или иной форме мог возникнуть и играть какую бы то ни было роль в науке, если бы научная мысль развивалась строго индуктивным или дедуктивным путем, вообще как-нибудь закономерно логически. Он мог только возникнуть на почве чуждого, религиозного миросозерцания.»[3] Наука также оставляет отпечатки на этих областях знаний. Достаточно вспомнить влиние науки на философию - XVII столетия. В это время достижения науки непрерывно обрабатывались философией и в преобразованном виде создавали значительные части научного мировоззрения. [2,416]
Из вышесказанного вытекает, что научное мировоззрение формируется знаниями, полученными в процессе научной деятельности, теми знаниями, которые дают общее представление об охватывающей этой деятельнотью явленийях. Они всегда проверены научным методом и всегда проникнуты определенным отношением его создателя. Эти знания поддаются влиянию религии, философии, искуства, и только часть знаний сформировавших мировоззрение являются установленными истинами.
Список используемой литературы.