Основной объем сопряжений сооружается и поддерживается в породах с прочностью на одноосное сжатие 25—80 МПа и на эти сопряжения приходится 90 % общих затрат на ремонт. В зависимости от прочности вмещающих пород и степени предремонтпой деформации затраты на производство ремонта сопряжении в среднем изменяются в 2,5—3 раза. На шахтах Донбасса ремонт сопряжений осуществляется при степени деформации от 14 % (монолитная крепь)—25% (рамная крепь) до 30—85% соответ¬ственно. Стоимость ремонта при этом составляет 26— 32 р. на 1 м3 в свету (монолитная крепь), 18—25 р. на 1 м3 в свету (рамная крепь) при трудоемкости ремонта 0,13—0,59 чел.-смен на 1 м3 в свету. Анализ фактических затрат средств и труда на ремонт 42 сопряжений (в том числе 20 сопряжений с постоянной металлической крепью, 14 — с бетонной крепью) показывает их прямую зависимость от вида постоянной (предремонтной) крепи и степени деформации к началу ремонта. Удельные затраты средств и труда при ремонте сопряжений могут быть оценены по зависимостям, приведенным ниже. Стоимость ремонта, р. на 1 м3,
Сp = С1 + С2(аs - х), (60)
трудоемкость ремонта, чел.-смен на 1 м3,
Tр = T1+ T2 (аs – х), (61)
где С1, С2, T1 , T2 и х — эмпирические коэффициенты, значения которых в зависимости от вида постоянной крепи приведены в табл. 25.
Таблица 25
Постоянная крепь | Значение коэфициентов | ||||
С1 | С2 | Т1 | Т2 | x | |
металлическая арочная податливая | 18,6 | 0,087 | 0,16 | 0,045 | 21 |
Бетонная | 26,3 | 0,276 | 0,13 | 0,027 | 12 |
Смешанная | 19,3 | 0,103 | 0,18 | 0,0051 | 15 |
В выражениях (60) и (61) стоимость крепи, которая (в зависимости от ее вида и размеров) изменяет¬ся в 2—6 раз, не учитывается. Выражения корректны при значениях степени деформации поперечного сече¬ния сопряженинй основных магистральных выработок не менее 75%, сопряжений полевых выработок — не менее 20%, сопряжений пластовых выработок — не менее 25%. На сопряжениях различных по назначе¬нию выработок следует упитывать большее значение степени деформации. Затраты средств и труда на ликвидацию послед¬ствий пучения пород почвы в пределах сопряжений аналогичны этим затратам в протяженных выработ¬ках. Прямые нормируемые затраты на ручную под¬рывку пород почвы без перестилки рельсового пути при прочности пород более 40 МПа равны 12 р./м3. Затраты на ручную подрывку с перестилкой рельсово¬го пути составляют соответственно 16—20 р./м3, а на подрывку машиной — соответственно 6—9 р./м3. Трудозатраты на подрывку почвы без снятия рельсового пути составляют 0,7—0,9 чел.-смен/м3, с перестилкой рельсового пути — 1,1—1,3 чел.-смен/м3.
Вверх