Электронная библиотека магистра ДонНТУ Горнилиной А.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия науки и техники» На тему: Ноосфера как символ цивилизации нового типа
ДОНЕЦК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни. Начав свою деятельность как кристаллограф и минералог, Вернадский заинтересовался проблемой миграции химических элементов, а затем и энергии в природе. Эта проблема была подвергнута им всестороннему анализу — от миграции элементов, атомных частиц до «вселенского», космического масштаба обмена вещества и энергии в природе. В результате были выявлены различные факторы миграции химических элементов; роль физических процессов, влияние жизни и «живого вещества» (совокупности живых организмов) на формирование биосферы и обратного воздействия природной среды на живые организмы; наконец, место и роль социальной жизнедеятельности в этом процессе, т.е. специфика изменения биогеохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческой деятельности. Осуществление таких разносторонних и глубоких исследований требовало выхода за рамки эмпирического материала и методологии конкретных естественных наук, обращения к гуманитарным наукам и перехода к философским обобщениям. Научная значимость учения Вернадского о ноосфере состоит в том, что он как естествоиспытатель, исследуя геохимические процессы миграции вещества и энергии в природе, выявил геологическую роль жизни, живого вещества в планетарных процессах, в становлении и последующем поддержании динамического равновесия биосферы — продукта жизнедеятельности и среды существования живых существ. В этом живом веществе он выделил человека как геологическую силу, изменяющую естественные биогеохимические процессы планеты, способную перестроить согласно своим представлениям складывавшиеся на протяжении многих геологических эпох естественные циклы миграции вещества и энергии и изменить таким образом биосферу Земли. Задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира.
1 НООСФЕРА В.И. ВЕРНАДСКОГО КАК РЕЗУЛЬТАТ КОМПЛЕКСНОГО СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Концепция ноосферы Вернадского со всей определенностью показывает ее мировоззренческую значимость и недопустимость попыток ее узкого, однобокого толкования, сводящих на нет научную и практическую значимость целостного осмысления качественно нового этапа социоприродной эволюции. С этой токи зрения становится видна эвристическая ограниченность узкой трактовки ноосферы, когда она представляется всего лишь как идеальное образование, «продукт интеллектуальной индустрии» [2, с. 121; 14, с. 220-221], «мыслесфера», которая благодаря современным средствам связи «сомкнулась над планетой, стала еще одной ее оболочкой» [3, с. 250]. В таком понимании ноосферы в значительной мере утрачивается мировоззренческое видение становления ноосферы как закономерного процесса духовно-практического преобразования природного мира и факт социальной обусловленности изменения форм природопользования. Более того, сведение ноосферы лишь к идеальному образованию чревато опасностью размывания границ между материалистической и идеалистической концепциями ноосферы, приводит, в конечном счете, к их отождествлению и необоснованным заявлениям будто «В.И.Вернадский... заимствовал термин, а в известном смысле и понятие “ноосфера” у представителей идеалистической философии, что было определенной данью идеалистическому мировоззрению» [4, с. 38-39]. Вместе с отходом от намеченного Вернадским целостного рассмотрения ноосферы как естественноисторического процесса утрачивается синтетический мировоззренческий характер, интегрирующий фундаментальные представления о развитии природы и общества и практическую природопреобразующую деятельность в единую проективную стратегию социоприродной эволюции. Концепция ноосферы обедняется и тогда, когда ее становление связывается только с фактом превращения человека в геологическую силу, способную принципиально изменить естественную миграцию химических элементов на планете. Но этого, если следовать Вернадскому, недостаточно для становления ноосферы. Геохимическая активность человека осуществляется не как чисто природный биологический процесс, а необходимо опосредована сложными социальными отношениями, складывающимися между людьми. Чтобы материально-практическая деятельность по изменению природной среды не приняла угрожающую форму экологического кризиса, она необходимо должна сопровождаться коренными социальными изменениями. Без таких социальных преобразований не может быть осуществлен рациональный обмен веществ с природой в интересах всех людей. Ноосфера несовместима с антропогенной деградацией природной среды. Поэтому определяющим признаком создания ноосферы будет преодоление опасности глобального антропогенного экологического кризиса. Другая крайность — попытка связать ноосферу с сугубо социальными переменами. При этом из поля зрения выпадают научные и материально-технические факторы обеспечения изменения способа воздействия общества на природу, позволяющие управлять необходимым для поддержания биогенных констант процессом биогеохимической миграции вещества и энергии. В забвении материальных факторов становления ноосферы кроется опасность забегания вперед, представления желаемого действительным. Весь мировой опыт природопользования показывает объективные социальные и научно-технические трудности, длительность процесса формирования подлинно гуманистического взаимодействия общества с природой — ноосферы. Неправомерно и отождествление границ ноосферы со сферой деятельности человека. Ноосфера, согласно Вернадскому, это преобразованная в интересах человека природа, равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью обобществившегося человечества. Сфера же деятельности охватывает все области природного мира, куда проникает человек или созданные им аппараты и приборы, не оказывая принципиального влияния на них. Следовательно, границы ноосферы уже сферы деятельности человека Становление ноосферы немыслимо без очеловеченной природы, но это не есть сама очеловеченная природа. Надо иметь в виду два момента. Очеловеченная природа появляется вместе с человеком, когда он еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы. Ноосфера же — сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включена в постоянное развертывание естественных процессов природы, но это контролируемая человеком природная среда его существования. Поскольку такое состояние еще не достигнуто, то преждевременно современный этап изменения биосферы называть ноосферой, а то, что Вернадский понимал под таковой, именовать «интеллектосферой» [5, с. 93]. Современное человечество еще не преодолело опасности возникновения разрушительных войн, расхищения ресурсов биогеосферы, загрязнения природной среды и т.п. Однако, современное состояние взаимодействия общества с природой не может быть причиной пессимистических сомнений в возможности реализации ноосферы. Можно согласиться с тем, что сейчас о ноосфере как о совершенно случившемся явлении утверждать не приходится, но о становлении ноосферы в наши дни говорить вполне правомерно, ибо «на наших глазах совершается революционный переход от эволюции, управляемой стихийными биологическими факторами (период биогенеза), к эволюции, управляемой человеческим сознанием, к периоду ноогенеза» [6, с. 74]. Необходимо напомнить краеугольное п оложение Вернадского о том, что подлинное становление ноосферы следует связывать не с появлением сознания, сознательных существ, а с периодом, когда люди становятся способными организовать свою совместную деятельность сознательно; о том, что только тогда, когда люди, познав законы природы и общества, будут использовать их в своих общих целях, они станут действительными творцами своего собственного бытия и обеспечения биогенных условий своего существования. Возрастание роли субъективного фактора в процессе взаимодействия природы и общества связано с расширением сферы целесообразной деятельности. Человеческая деятельность, обретшая в настоящее время поистине геологические масштабы, значительно расширила сферу очеловеченной природы и область природной среды, испытывающую влияние общества. В сферу практики людей все более включается деятельность по сознательному целесообразному преобразованию общественных отношений. Распространение объективного процесса — целесообразной деятельности — на сознательное формирование общественных отношений делает ее всеобщей. С преодолением стихийности развития общества целесообразная деятельность человека становится вполне развитой. Это способствует преодолению субъективных и волюнтаристских решений, влияющих на характер взаимодействия природы и общества, дает возможность подчинить воздействие общества на природу гуманистическим целям развития общества и человека. Общество, становясь решающей силой взаимодействия с природой благодаря своей целесообразной деятельности, используя законы природы, становится способным к осуществлению коэволюции с природой. Именно с таким расширением и углублением сферы действия объективного процесса и связывается становление ноосферы, сознательное создание людьми всего природного комплекса своего непосредственного обитания и управления им. Только при таких условиях биосфера действительно трудом и разумом человека преобразуется в ноосферу, реальностью становится целенаправленная проективная эволюция социоприродного Универсума.
2 ПЕРЕХОД БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ: ПРОГНОЗ И РЕАЛЬНОСТЬ
В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Ниже приведены эти условия. Проследим, насколько они выполняются в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них. 1. Заселение человеком всей планеты. Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» [7]. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Однако степень освоения человеком планеты и условия его существования в отдаленных уголках вряд ли позволяют человеку преобразовывать биосферу в соответствии с велением разума, а не инстинктами выживания и жаждой обогащений.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Ноосфера — это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией. Это условие, отмечал В. И. Вернадский, в основном уже создано, хотя возможности его дальнейшего совершенствования далеко еще не исчерпаны. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации. Сейчас сеть Internet – это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население Internet уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров» [7]. Можно считать, что это предсказание Вернадского сбылось частично, т.к. средства коммуникации не всегда используются в целях свободного, всеобхватывающего перемещения научной мысли: создание и существование специфических сайтов в Internet и т.п., ведущих к изменению, деструкции целовеческих ценностей, тормозящих развитие на пути к просвещению, и как следствие, тормозящее переход в ноосферу.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать не выполненным, но постепенно выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г. Примером усиления политических связей может стать и Евросоюз. Однако, нет истинного единства между всеми государствами Земли. Они разбиты на альянсы и союзы, объединенные общими интересами, часто диамеирально противоположными, а ноосфера требует глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле [8].
4. Подъем благосостояния трудящихся. Проанализировав изменение положения ученых и науки в обществе, развитие его производительных сил и социальных структур, Вернадский пришел к выводу, что лишь социальная отсталость мешает проявиться процессу создания ноосферы в его реальной силе. Однако, в результате борьбы народных масс создаются новые формы государственной жизни, характеризующиеся увеличением гуманистических, коллективистских отношений. Именно с социализацией, открывающей возможности для планомерного, целенаправленного развития науки и техники и максимального использования их в интересах народных масс, связывается теперь реализация ноосферы [9], сознательное стремление к ее построению, поскольку здесь «создание ноосферы в ее полном проявлении…станет целью государственной политики и социального строя» [10]. В этом Вернадский видел «начало перехода к государственному строю сознательного воплощения ноосферы» [11] — овладения природой для блага народных масс. Превращение возможности создания ноосферы в действительность связывается с тем периодом в развитии социума, когда развитие общества достигло определенного состояния и люди становятся способными организовать свою совместную жизнедеятельность сознательно: подчиняя ее достижению научно определенных и планомерно осуществляемых общих целей бытия, т.е. с гуманистически ориентированным способом производства и воспроизводства общественной жизнедеятельности и соответствующим ему способом преобразования природной среды. Именно эти условия отвечают процессу целенаправленного создания человеком условий существования, которые соответствуют его сознанию и должны быть созданы им самим. Нынешний этап глобализации объективно требует повышения конкурентоспособности государств, что плохо совмещается с ростом благосостояния жителей: инвестиционные программы качественной модернизации экономики рассчитаны на долговременный эффект. В этих условиях правительства объективно вынуждены жертвовать социальными гарантиями во имя динамичного развития страны. Более того, учеными подсчитано, что на Земле элементарно не хватит ресурсов для обеспечения всему населению уровня жизни, соответствующего состоятельной части общества, например в США. Т.о. нельзя говорить о выполнении этого условия.
5. Контроль над демографией населения Земли. Эта проблема ярко выражена в следующих статистических данных. Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 57 азиатов, 21 европеец. 14 американцев (северных и южных). 8 африканцев; 52 будут женщинами, 48 мужчинами. 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все шесть будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недосдать, 1 умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер и 1 (только один) будет иметь высшее образование. Если посмотреть на мир с этой точки зрения. становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели. Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, то вы счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире. Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире. Если у вас есть счет в банке, деньги и в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире [12].
6. Равенство людей всех рас и религий. Социально-политическая практика последних трех столетий прошла под знаком всеобщей «борьбы за равенство» (Ф. Фукуяма), одновременно она продемонстрировала неуничтожимость неравенства, кроме того, его парадоксальную притягательность: отстаивая политическое, правовое, гражданскоеравенство, индивиды и группы, страны и регионы неустанно конкурируют друг с другом в экономической и военной, социальной и культурной, экологической, идеологической и иных сферах. Сегодня наблюдается рост неравенства как на глобальном, так и на внутринациональных уровнях. В странах, где демократическое устройство лишь складывается институты гражданского общества еще не сформировались, а общинные традиции поддержки уже разрушены, безразличие государства к наращиванию социального капитала также катализирует процессы неравенства. Складывающаяся глобальная экономика порождает глобальное неравенство, глобальную бедность, глобальное богатство. Формируясь на глобальном уровне, проблемы глобализации неравенства начинают оказывать мощное воздействие на национальные, региональные и субрегиональные процессы [13].
7. Демократический строй государств земли. Идея социального равенства и единства всего человечества, идея объединения усилий людей и потребность применения ими средств природы на благо народных масс, обретает силу для своего реального воплощения в широких социальных демократических движениях, способных подчинить достижения науки и техники гуманистическому их использованию. В 1944 г. во время Второй Мировой войны В.И.Вернадский писал: «...важен для нас тот факт, что идеалы нашей демократии идут а унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере» [8]. И хотя время показало, что великий мыслитель ошибся относительно перспектив создания демократического общества в СССР, но во многих странах она уже действительно существует. Кроме того, только в демократическом обществе наука может свободно развиваться, не испытывая гнета государства. А развитие науки - необходимость преобразования и развития биосферы в ноосферу: «Научная мысль - часть структуры организованности биосферы и ее в ней проявление, ее создание в эволюционном процессе .жизни, является важнейшим событием в истории биосферы и истории планеты» [14], «Взрыв научного творчества происходит и в определенпой мере создает переход биосферы в ноосферу» [7].
8. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Данная предпосылка выполняется, учитывая ее достижения практически во всех областях - в инженерной генетике, в компьютерноинтегрированных науках, биологии и т.п. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли. Но сама по себе наука, увы, способствует не только и даже не столько улучшению природной среды и жизни человеческой, она используется обществом и отдельными социальными группами для целей далеко не благородных: удержания власти, накопления капиталов, усиления военной моши страны, порабощения других народов и государств, экстенсивного использования природных богатств. Обо всем этом Владимир Иванович предпочитал не думать или умалчивать. У него была другая цель: показать величие научной мысли и те возможности, которые она открывает перед человечеством. Он верил в науку в ее высокое предназначение. В том-то и беда современного человечества, что оно в прямом противоречии с надеждами В.И.Вернадского и его убеждениями, сделало науку подсобным занятием, средством для получения максимальных прибылей и ускорения технического прогресса с целью добывания материальных благ [1].
9. Расширение границ биосферы и выход в Космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в Космос. Человечество вышло в околоземный и отдаленный космос. Околоземное пространство уже нельзя себе представить без десятков летающих спутников, космических лабораторий, зондов. Радиосигналы, посылаемые землянами с помощью мощных передатчиков, обнаруживаются на огромных расстояниях от Земли. Космические аппараты достигают окрестностей самых удаленных от Солнца планет. Эти предсказания сбылись, но это внесло пока не очень заметные, но уже неустранимые изменения в космическое пространство. Деятельность человека стала космопланетарным фактором.
10. Открытие новых источников энергии. Достижения современной науки позволяют предположить, что энергетический дефицит обществу не грозит - условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того – атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророчески писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?». Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 году 111 государств.
11. Исключение воин из жизни общества. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы: в условиях обострения политической конфронтации различных общественных систем, жизнь идет против основного условия создания ноосферы. Такой ход эволюции ученый объяснял тем, что научная мысль не охватила еще широкие массы людей, и они не могут правильно судить о многих вопросах, касающихся их социальной жизнедеятельности. Причина непонимания биогеохимической функции человека, его роли как геологической силы, а следовательно, и замедления процесса становления ноосферы человеком коренится в том, что формы его социальной и политической жизни не отвечают этому. Процессу становления ноосферы, с точки зрения Вернадского, препятствуют «государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей» [15]. Они даже, не стесняясь в средствах, пытаются остановить этот объективный процесс.
12. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли. Кроме тою, анализ данного фактора позволяет наметить пути по переходу нашего сообщества в ноосферу.
ВЫВОДЫ
В конце 60-х — начале 70-х годов обострение экологической ситуации за рубежом активизировало интерес к проблеме взаимодействия природы и общества, антропогенного влияния на биосферу Земли. В связи с этим отечественные исследователи обратились к наследию основоположника биосферологии — В.И.Вернадскому. Но так как у последнего процесс эволюции биосферы тесно увязывается с цефализацией и целеполагающей жизнедеятельностью человека, задающей социоприродной эволюции определенный вектор, то, естественно, в фокус внимания попала и проблема ноосферы, а затем и сопутствующая ей проблематика космопланетарной эволюции, разрабатывавшаяся русскими космистами. Сейчас термин «ноосфера» приобрел известную популярность. Из области философских исследований он перекочевал на страницы публицистических и пропагандистских изданий, его к месту и не к месту склоняют на радио и телевидении, его можно встретить даже в бульварных листках. Все это вызывает обоснованную тревогу: как бы этот термин, а вместе с ним и саму идею не постигла судьба понятия «экология», превратившегося в результате расхожего применения в многозначное, аморфное понятие с множеством предикатов, не имеющих никакого реального смысла и содержания. Вместе с тем идея ноосферы чрезвычайно плодотворна. Она, несомненно, является определяющей в формировании концепций коэволюции природы и общества и экологического производства. Однако, эвристический потенциал идеи ноосферы и эволюционно-проективной философии в целом еще не в полной мере выявлен. Дальнейшее историко-философское исследование наследия В.И.Вернадского и других представителей космизма и глобального эволюционизма, углубление идей проективной философии социоприродной эволюции Универсума могут дать новый синтез знаний, который окажет решающее влияние на формирование адекватной современному развитию цивилизации системы мировоззренческих представлений и соответствующего бытия общества в природе, определит ценностную ориентацию цивилизационного и культурного развития как отдельно взятых стран, так и всего человечества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера/Сост. Н.А. Костяшкин, Е.М. Гончарова. – м.: Айрис-пресс, 2004. 2. Вернадский В.И. Из дневника // Прометей. М., 1988. Т. 15. 3. Вернадский В.И. Замечания для живого вещества. Мысли. [1920-1921 гг.]// АРАН. Ф. 518, оп. 1, ед. хр. 51. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 5. Вернадский В.И. Живое вещество в земной коре//АРАН. Ф. 518, оп. 1, ед. хр. 50. 6. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере//Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М.: Наука, 1975. 8. Прометей: ист.-биогр. Альм. Сер. «Жизнь замечат. людей». Т. 15/Сост. Г.Аксенов: Науч. ред. И.И.Мочалов. - М.: Мол. Гвардия, 1988. 9. Вернадский В.И. Письмо к Е.Г.Ольденбург от 26 мая 1943 г.//АРАН. Ф. 518, оп. 2, ед. хр. 57. 10. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М., 1980. 11. http://www.philosophy.ru/iphras/library/noo.html. Ю.В.Олейников, А.А.Оносов Ноосферный проект социоприродной эволюции. Работа очерчивает круг малоизвестных социально-мировоззренческих идей «эволюционно-проективной философии», разрабатывавшихся П.Тейяром де Шарденом, представителями русского космизма (Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, В.Н.Муравьев, А.В.Сухово-Кобылин, Н.А.Умов и др. мыслители). 12. Откидач В.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. Риски ноосферного этапа революции. Творческое наследие В.И. Вернадского и современность//Сборник трудов международной конференции в г. Донецке 10 – 12 апреля 2005 г. – Донецк: Донбасс, 2005. – 503 с. 13. Митина И.В. Ноосферный идеал равенства и современная реальность Творческое наследие В.И. Вернадского и современность//Сборник трудов международной конференции в г. Донецке 10 – 12 апреля 2005 г. – Донецк: Донбасс, 2005. – 503 с. 14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1989.
|