5-Я Международная научная конференция "творческое наследие В.И.Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания" (5-е Вернадские чтения), 26 - 27 апреля 2007 года, ДонНТУ.
Ст.
гр. ЭКМ-06м
Николаева
А.К.
Экологический кризис как объективная
предпосылка
формирования экологического сознания
Экологический кризис - термин для обозначения тяжелого
переходного состояния экологических систем и биосферы в целом.
Параметр «Экологический кризис» (Э.К.) предполагает наличие значительных
структурных изменений окружающей среды.
Однако Э.К. существенным образом отличается от экологической
катастрофы, означающей полное разрушение общественной системы, – в случае
Э.К. сохраняется возможность восстановления нарушенного состояния
на основе эволюционного разрешения противоречий.
Традиционно выделяются Э.К. естественного и антропогенного
происхождения. Э.К. первого рода органически присущи эволюционному процессу,
составляя его неотъемлемую особенность. На протяжении геологической
истории Э.К. происходили довольно часто в различных регионах планеты.
Кардинально воздействуя на характер протекания эволюционного процесса,
Э.К. различного рода были не в состоянии существенно повлиять
на целостность биосферы. Причины возникновения Э.К. естественного
происхождения весьма многообразны и вызываются как биотическими,
так и абиотическими факторами.
Э.К. антропогенного характера вызваны зачастую негативным
характером человеческой деятельности и оказывают существенное влияние на
историческую динамику человечества. В прошлом Э.К. такого рода носили локальный характер,
в то время как в современных условиях они приобретают
глобальные масштабы и обусловлены загрязнением окружающей среды,
уничтожением растительного покрова, животного мира, вовлечением больших
территорий в хозяйственный оборот.
Э.К. антропогенного характера с учетом их влияния
на экосистемы можно разделить на четыре основные группы: 1)
компонентные; 2) репрезентативные; 3) тотальные; 4) глобальный.
Такого рода классификация основана на степени масштабов разрушения
целостности и иерархичности экосистемы, что позволяет создавать
модели Э.К. и учитывать такой важнейший параметр экосистемы
как численность вида.
Э.К. компонентного типа происходят на основе изъятия
или разрушения определенных компонентов экосистемы, что приводит к
нарушению ее стабильности.
Э.К. репрезентативного типа возникают на стадии производящего
хозяйства, которое позволило удовлетворять жизненные потребности сравнительно
простым способом и открыло неограниченные возможности на пути
преобразования природы. Э.К. данного типа приводили к разрушению
и деградации отдельных экосистем и сопровождались преобразованием
и уничтожением природных биомов и ландшафтов. В свою очередь,
преобразование экосистем послужило мощным лимитирующим фактором самого
существования человечества.
Тотальные Э.К. характеризуются
исключительной разрушительной силой, поскольку сопровождаются уничтожением
целых классов экосистем. Возросшая
производящая мощь человечества позволила ему освободиться
от непосредственной зависимости от природной среды и начать
стремительное преобразование биосферы, грозящее превратиться в глобальный Э.К. или глобальную экологическую
катастрофу. По этой причине у человечества не остается иного выхода как перейти на коэволюционный путь
развития, поскольку истоки Э.К. коренятся в несоответствии законов
социально-технического развития законам эволюции биосферы.
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек – часть природы и как живое существо своей жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.
Однако преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Экологический кризис – кризис взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX в. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей.
С 60-х гг. ХХ века человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса", явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становятся снижение качества окружающей среды и возрастающий риск для жизни и здоровья человека. Наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды. Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения и как следствие – безответственное отношение к природе.
Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты.
Вероятно,
сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню
экологической культуры людей. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии
сущности и возможно переосмыслении понятия "экологическая культура"
для того, чтобы в процессе экологического воспитания способствовать ее
развитию. Тем более, что культурные нормы формируются
на протяжении всей жизни посредством обучения, воспитания, целенаправленной
деятельности человека. Чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей
деятельности и корректировать цели, соизмеряя их с возможностями природы, тем
быстрее можно будет перейти на более высокую ступень взаимоотношений человека и
природы.
Одним
из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый ученый и мыслитель
В.И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы,
он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как
процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства.
Экологическая культура - это
знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и
обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и
деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности.
Она формируется в интеграции
трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и
деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в
следующем определении. Экологическая культура - это экологическая
образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в
улучшении природопользования.
Экологическую культуру
рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной
культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности,
обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении
экологических проблем.
Другие исследователи
считают, что экологическая культура - это сложное личностное образование,
включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие
экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране
природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии.
На основании вышесказанного
можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией,
вбирающей в себя множество компонентов.
Важным компонентом
экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе,
помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия
общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает
высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической
культуры личности - это не только вооружение ее природоохранительными знаниями
и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности
лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее
формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу
не равна любви к ней. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является
условием их воплощения в конкретном поведении.
Вероятно, данное
противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в
частности, в период обучения в высшей школе. В городской среде наступает также
эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического
благополучия и неблагополучия, "планка снижается". Все это
способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием
ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентаций в
общественном сознании.
На самом деле, ценностное
предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе. Речь должна идти о
системе, в которой они дополняют друг друга. Чтобы сохранить и гуманизм с
присущими ему ценностными ориентациями, и природный баланс, экология и этика
должны совместно прокладывать дорогу в будущее.
Следовательно, складывается
ситуация, когда при достаточно высоком внутреннем уровне культуры может
наблюдаться неэкологичное поведение человека, и, наоборот,
"экологические" поступки совершают люди, не обладающие достаточной
суммой знаний, умений и навыков по взаимовыгодному сотрудничеству с природой.
Однако нельзя отрицать взаимозависимости компонентов экологической культуры
личности. Так, практическая экологическая деятельность способствует развитию
мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой
стороны, укрепление мотивов эколого-познавательной активности приводит к осознанию
необходимости практического участия в экологической деятельности, являющейся
"несущей конструкцией" экологической культуры.
Несомненным остается тот
факт, что базисом высокой экологической культуры является соответствующее
экологическое сознание. Оно - часть общественного и индивидуального сознания, с
присущими ему эмпирическим и теоретическим уровнями. Структурными элементами
экологического сознания являются знания, убеждения и навыки в области
взаимодействия человека с природой.
Экологическое сознание -
обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической
переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит
превращение знаний в убеждения. Именно убеждения обусловливают ценностные
ориентации и установки людей, их сознательное, ответственное отношение к
природе. Высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует
познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими
знаниями и их использованию в целях улучшения окружающей природы.
Именно новое экологическое
сознание, так называемое экоцентрическое, изменяет поведение людей по отношению
к природе. Целью экологического образования и воспитания является формирование
личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, значит, обладающей
новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет
взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать
с природой, а не управлять ей.
Предпосылки для формирования
нового экологического сознания были заложены в трудах представителей русского
космизма – Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Личность,
имеющая такой тип экологического сознания, называется "экологичной".
Соответственно, она и является моделью личности с наиболее высоким уровнем
экологической культуры.
Экологическая культура
является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе
жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и
просвещением.
Библиотека – это зеркало
образования: сейчас наблюдается взрыв интереса к литературе по экологии, но ее
катастрофически не хватает. Имеющиеся публикации в основном фиксируют
негативное состояние окружающей среды, иногда предлагают экономико-технические
выходы из экологической ситуации.
В условиях экологического
кризиса культура впервые в истории человечества должна выступить в новой роли,
став способом самосохранения общества, поскольку лишь через культуру в ее новом
качестве люди смогут обрести то свойство, без которого невозможно существование
ни одной формы жизни на планете – свойство экологического самообеспечения.
Особое значение имеет
процесс формирования экологической культуры в период обучения в высшей школе.
Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать
экологической этикой и экологической культурой. И если передача знаний, умений,
навыков - задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и
мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные
стратегии деятельности - задача всех педагогов.
Экологизация образования,
предполагающая решение задач экологического воспитания, рассматривается как
важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает
реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и
проблемности.
Поэтому в вузах, в том числе
– ДонНТУ, нужно создавать эффективную систему экологического образования и
воспитания, ориентированную на взаимосвязь профессиональной подготовки
студентов с конкретными задачами экологизации научно-технического прогресса.