УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ГОТОВОГО ПРОКАТА КАК ОСНОВЫ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Быстров В.А., Новиков Н.И., Аксенова Э.А. (НФИ КемГУ, г. Новокузнецк. РФ)
(http://science-bsea.narod.ru/2004/ekonom_2004/bystrov.htm)
Increase of reliability and working life of shrouded forming rolls results in more even wear-out of body's surface. This will improve the quality of rolled metal. Increasing forming rolls' service life 3-4 times will allow to rise productivity of a rolling mill by 6-8% and decrease production cost of a manufactured product by 1,5%. It will also ensure competitiveness growth of finished rolling mill's goods. В процессе инновационной деятельности современное металлургическое предприятие может повысить эффективность работы, лишь четко ориентируясь на производственный процесс и руководствуясь полным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных путей разработки и применения наиболее перспективных технических решений. Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются составляющими технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость продукции, ее качество, объем продаж и прибыли; уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом, формируют качество продукции, а следовательно, её конкурентоспособность. Одной из важнейших мер, способствующих увеличению выпуска проката, улучшению качества металлопродукции и снижению расходов по переделу, является повышение стойкости прокатных валков – основного рабочего инструмента прокатных станов. Статистические данные, полученные как в нашей стране, так и за рубежом, достаточно красноречивы: 6 % всей стоимости прокатного стана составляет стоимость прокатных валков; 20÷25 % времени работы стана уходит на перевалки валков; в общих расходах по переделу затраты на валки по стану горячей прокатки составляют примерно 15÷17 % [1]. Для повышения надежности и долговечности валков прокатных станов потребовались новые износостойкие наплавочные композиционные материалы (КМ), успешно работающие в условиях высокотемпературного абразивного износа. Среди известных КМ наибольшее применение получил сплав на основе релита (WC+W2C). Однако, дефицитность, дороговизна релита (820¸ 960 руб./кг) и технологические затруднения наплавки КМ релит + сплав на основе железа, ввиду высокой растворимости релита в сплаве-связке, побудили исследователей искать новые безвольфрамовые КМ. Поэтому разработка электрошлаковых процессов упрочнения безвольфрамовыми КМ (спеченными твердыми сплавами на основе карбидов титана типа ТН 20) деталей оборудования, работающих в тяжелых условиях высокотемпературного износа, является весьма актуальной задачей, повышающей конкурентоспособность продукции. Спеченные твердые сплавы обладают рядом весьма ценных свойств: высокая твердость 86¸92 HRA; высокая микротвердость Hm =19,5¸22,0 ГПа; величина модуля упругости составляет 445 ГПа; высокий предел проности при сжатии до sсж= 6,0 ГПа, с достаточной прочностью на изгиб sизг =1,2¸2,5 ГПа и на растяжение sв = 0,5sизг. И самое благоприятное свойство среди известных карбидов - высокая ударная вязкость 0,8¸1,2 МДж/м2. Способность спеченных твердых сплавов сохранять в значительной степени указанные свойства при повышенных температурах является чрезвычайно важной характеристикой при высокотемпературном абразивном износе [2]. При большинстве способов наплавки происходит существенное растворение твердых частиц и обогащение матрицы хрупкими продуктами растворения Me'С на Me' и С, что отрицательно сказывается на износостойкости КМ. Намечено несколько путей уменьшения растворения твердых частиц в матрице КМ, одним из которых является нанесение защитных (барьерных) покрытий. Таким барьерным покрытием может служить образование боридного барьерного слоя на поверхности спеченных твердых частиц в результате диффузии бора в твердые частицы. Обычно для нанесения барьерного покрытия в состав шихты КМ вводится борсодержащая сплав-связка, например ПГ-СР3 (колмоной, содержащий 3,2 % бора), или в состав флюса добавляются бура (Na2B4O7 ·10Н2О) и борная кислота (Н3ВО3). Введение в состав шихты порошковой проволоки для получения КМ на основе ТН 20 или добавление в состав флюса борсодержащих элементов приводит к образованию карбоборидов (Ti2B)С с образованием новой межфазной защитной границы. На поверхности твердых частиц четко наблюдается нетравящаяся полоска борированного слоя с повышенной микротвердостью Hm (Ti2B)C = 28,9 ГПа, что благоприятно сказывается на износостойкости при высокотемпературном износе. Установлено, что образование борированного слоя на поверхности твердых частиц приводит к увеличению микротвердости границы твердая частица – матрица до 29¸32 ГПа, повышению прочности сцепления до 780 МПа, вследствие улучшения смачивающей способности бора, уменьшению растворимости твердых частиц с борированным слоем, а следовательно, к повышению износостойкости в 3¸4 раза КМ, работающих при высокотемпературных видах износа [3]. Перспективы развития научных разработок заключаются в том, что разработанные способы упрочнения быстроизнашивающихся деталей, основанные на концентрации спеченных твердых частиц типа ТН 20 в местах интенсивного износа деталей, приводят к экономии легирующих элементов в общей массе наплавленного металла. Например, чтобы наплавить 100 кг быстрорежущей стали, содержащей 18 % вольфрама потребуется ввести в шихту более 19 кг вольфрама. Для наплавки того же количества КС на основе спеченного твердого сплава типа ТН 20 (который по износостойкости в 2¸3 раза выше, а по плотности в 3,3 раза ниже вольфрама) потребуется гораздо меньшее количество легирующих компонентов, например, титана, молибдена, никеля: % где – концентрация Ti в общей массе наплавленного металла, %; – концентрация твердых частиц в местах интенсивного износа детали; = 0,2 – доля твердых частиц в общей массе наплавленного металла; – плотность спеченного твердого сплава ТН 20, = 5,4 т/м3; – содержание легирующего компонента Ti, в ТН 20, = 72 %; – плотность матрицы, основы наплавленного металла, = 7,8 т/м3; – относительная износостойкость КС на основе ТН 20, = 2. = = Т.е. получается весьма экономно легированный сплав (3,24% Ti; 0,9% Ni; 0,54% Mo), что приводит к значительному экономическому эффекту при упрочнении быстроизнашивающихся деталей (расход которых только на одном металлургическом комбинате составляет сотни тонн) композиционными сплавами на основе спеченных карбидов титана типа ТН 20. Опытно-промышленные испытания получения бандажированных валков методом ЭШЛ (совмещенным методом заливки жидкого металла в осевое пространство с плавлением электрода-соленоида в шлаковой ванне) с применением в качестве материала бандажа высокохромистого чугуна, армированного частицами спеченного твердого сплава типа ТН 20, показали повышение срока службы валков в 3¸4 раза. ЭШЛ производили при следующих параметрах: Uшл = 40 В; IЭШП = 2200 А; dэл.сол = 10 мм; шаг соленоида, т.е. расстояние между витками спирали соленоида ℓшаг сол = 20¸80 мм; внутренний диаметр бандажа Dвн = 300 мм; диаметр электрода-соленоида Dэл.сол = 270 мм; высота оси валка Hвал = 1800 мм; коэффициент расплавления электрода-соленоида aр = 40 г/А.ч. Тогда, скорость расплавления проволоки электрода-соленоида составила: Vпл.эл = = 4 ·2200 · 40/(3,14 ·102 ·7,8) = 144 м/ч = 4 см/с; Скорость подъёма зеркала металлической ванны оси валка, Vп.м.в: Vп.м.в = Vпл.эл ·ℓшаг сол/π Dэл.сол = 40·80/(3,14·270) = 4 мм/с; Время заполнения осевого пространства жидким металлом tзап: tзап = (Hвал - Lбоч)/Vmax + Lбоч/ Vп.м.в = (1800 – 800)/20 + 800/4 = 250 c = 0,07 ч; Производительность процесса ЭШЛ бандажированного валка: ПЭШЛ = π D2вн· Hвал ·ρст /(tзап) = 3,14 ·302 ·180 · 7,8/(0,07) = 56708 кг/ч; Удельный расход электроэнергии на 1 кг металла, полученного ЭШЛ: qуд.эл = IЭШП · Uшл· tзап / ПЭШЛ = 2200 · 40 · 0,07/56708 = 0,11 кВт. ч/кг. Следовательно, удельный расход электроэнергии нового способа ЭШЛ бандажированных валков по сравнению с ЭШП получения валков (qуд.эл = 1,5 ¸ 2 кВт. ч /кг), примерно в 14 раз меньше [4]. Таким образом, разработанные способы ЭШЛ бандажированных валков приводят к сокращению удельного расхода электроэнергии примерно в 14 раз, а нанесение барьерных покрытий на твердые частицы – к экономии легирующих элементов в общей массе наплавленного металла за счет предотвращения растворения твердых частиц и повышению стойкости валков в 3÷4 раза. Условно-годовая экономия от применения ЭШЛ новыми КМ, повышающими срок службы деталей в 3÷4 раза, составила на 1 млн. т. проката за счет повышения срока службы прокатного стана в 2,5 раза, при действующем расходе валков 9,5 руб./т на 1 т. проката; Эу.г = 1000000 · [9,5 · (1 – 1/2,5)] = 5˙700˙000 руб./год Выводы. Применение системы управления новыми технологиями упрочнения быстроизнашивающихся деталей металлургического оборудования, и обеспечение этих технологий инновационными решениями в области создания новых КМ и способов ЭШП, позволило увеличить срок службы деталей в 3÷4 раза и повысить производительность металлургических агрегатов на 6÷8 %, что обеспечило получение экономического эффекта 5˙700˙000 руб./год за счет снижения себестоимости готовой продукции, а повышение качества продукции привело к повышению её конкурентоспособности. Литература 1. Быстров В.А. Новая технология изготовления бандажированных прокатных валков электрошлаковым литьём./ В.А. Быстров, В.И. Верёвкин, И.Ф. Селянин. // Изв. вуз. Черная металлургия. –2001. – № 8. – С. 64-66. 2. Быстров В.А. Современные технологии получения и исследования сверхизносостойких КС./ В кн.: Новые индустриальные технологии и материалы. / Под ред. В.Е. Громова. – Новосибирск: Сибирские огни, 2000. – (С. 122-133) – 361 с. 3. Быстров В.А., Новиков Н.И., Оськин И.С. Экономическая эффективность композиционных наплавочных материалов с барьерным покрытием. /II Международная НТК “Материалы и технологии XXI века”. – Пенза: Пенз. ГУ. – 2004. – (С 30-34) – 223 с. 4. Быстров В.А. Экономическая эффективность энергосберегающей технологии изготовления бандажированных прокатных валков методом ЭШН. / В сб. научных трудов “Перспективные материалы, технологии, конструкции” /Под ред. В.В. Стацуры. Вып.3.– Красноярск: САА, 1997.– (С. 315-321) – 464с.
|