Электронная библиотека

Реферат по ораторскому искусству
на тему:

Составил: Анискин С.В.

"Создание текста выступления"

Всякая речь должна быть составлена,
словно живое существо, — у нее должно  
быть тело с головой и ногами, причем                     
туловище и конечности должны подходить
друг к другу и соответствовать целому.

                                                    Платон

    (выделить голосом) Плох тот оратор, который не пишет своего выступления. “Не записанная мысль — утеряна”, — подсказывает нам народная мудрость. (спокойным тоном, делая небольшие паузы перед ключевыми словами) Нам кажется, что пришедшая в голову мысль — моя и навсегда. Как можно ее забыть? Но вот прошло время. Вы за­нимались важными каждодневными делами... И что же? Пытае­тесь вспомнить свою гениальную мысль. А ее — как не было (жест)! И остается чувство досады и сожаления. Поэтому первый совет: (выделить голосом) записывайте все, что интересного и нужного вы узнали. Созда­вайте, как это делают люди творческого труда, свою копилку мудрых мыслей.
    Готовясь к выступлению “без пера в руке”, вы многое поте­ряете. Особенно, (пауза) если выступление на новую тему.
В подготовке к выступлению различают пять основных эта­пов (названия этапов записывать на доске).

1. Выбор темы. (спокойная речь, делая ударение на действии и цели) Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потреб­ностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема от­вечает на вопрос “О чем будет говориться в выступлении”. На­пример: “Об утрате национального самосознания”, “О речевом бескультурье”, “О трудностях молодежи”...

    Тема не должна быть (выделить голосом) слишком обширной. Обилие проблем ведет к ее поверхностному освещению. А не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут (выделить интонацией) разочарованы и не­удовлетворены.

2. Определение цели выступления. Для определения цели (небольшая пауза) необходимо (делать ударение интонацией на действии) знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее воздействовать, оправдать ожидание слу­шателей. Практика показывает, что молодежь лучше восприни­мает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Моло­дые слушатели (пауза) ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория более взрослая (пауза) предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации, пустословие.

    Оратор может тот же самый текст выступления коррек­тировать с учетом определенной аудитории: (выделять интонацией фразы, делая паузы между ними) по-другому распо­ложить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее.
    Целевая установка отвечает на вопрос: (записать на доске) “Для чего об этом буду говорить?”, “Что я хочу изменить в сложившейся ситуа­ции?”, “Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?” Сверхзадача выступления, глубоко продуманная, прочувствованная, поможет создать яркое содержание и родить активное речевое действие.

3. Работа с источниками. Прежде чем приступить к написанию текста речи, необходимо набрать материал по теме. Конечно, подготовка к выступлению — это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала близки к исследователь­ской работе, и у каждого оратора (выделить) своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: (выделять интонацией фразы, делая паузы между ними) и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности па­мяти, и специфика самого содержания и стиля выступления...

    Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный (выделить) план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно от­бирать материал.
    (Записать ключевые слова на доске) При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отче­ство автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного по­собия...), цитаты, примеры — все это материал для будущего вы­ступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышле­ние, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру.
    Не случайно бытует изречение: “Хорошая память — (возвышенно) великое благо, но лучшее благо — это бумага”. Выписки могут быть в ви­де цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи от­дельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.
    (Записать ключевые слова на доске) Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается ком­бинированным (свои мысли перемежаются с мыслями автора).
    (Записать ключевые слова на доске) Полезно вести картотеку по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.

4. Работа над формой речи. Собран материал, написан предва­рительный план, определена цель выступления, известен состав аудитории. Теперь пришла пора приступить к (выделить голосом) композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал; затем следует определить стиль будущей речи: информацион­ный, научный, художественный или публицистический; надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический... (Изменить тон выступления) Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

    Композиция — это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступле­ния по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты. Можно составить и тезисы по плану. Тезисы — это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть (выделить голосом) главный, основной, в котором заключена проблема. Главный тезис — это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.
(спокойным тоном) Впервые выступающий может пользоваться конспектом или полным текстом (но полный текст не читается, а служит лишь опорой, своеобразной партитурой). Постепенно, по мере накоп­ления опыта, оратор переходит к конспекту, затем к плану... И наконец, наступает время, когда в живом процессе общения с аудиторией эти подсобные материалы становятся (выделить интонацией, жест) ненужными.
    Начинать создание текста следует с центрального, главного раздела. Затем пишутся второстепенные разделы и затем — введение и заключение. Особое внимание надо уделить (выделить) зачину и финалу выступле­ния, не забывая народную мудрость: “Начало и конец — всему делу венец”- Удачное начало — половина успеха. Вступление преследует цели: (выделять каждое перечисление, делая ударение на цели) вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную поч­ву для совместной деятельности.
    Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи мож­но одну и ту же речь начинать иначе, по-новому. Какие же могут быть зачины? (Записывать варианты на доске)
Можно просто начать с сообщения темы и основных вопро­сов, которые будут освещены в выступлении.
    Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.
    Можно начать с интересного факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат (выделить) “мостиком” к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей.
    Можно начать с выражения отношения к собравшимся.
    Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крыла­тые выражения. (“Заговори, чтобы я тебя увидел”, “Слово — есть поступок”, “Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык”...)
    Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи. “Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20—30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений”.
    Можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушное брошенное “Здравствуйте”, будет оце­нено вашими слушателями. Обращение — важное средство при­влечения внимания и создания благоприятной обстановки об­щения: “Товарищи!”, “Друзья!”, “Уважаемые слушатели!”, “Уважаемые коллеги!”, “Дорогие ветераны!”, “Милые женщи­ны!”... — все зависит от того, к кому обращено это приветствие.
    Как видим, арсенал вариантов зачина (выделить интонацией) множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.
    Не менее важен и финал. Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить точку. А ведь “лишнее слово в досаду вводит”.     Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление — с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: (выделяя записывать на доске) или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоцио­нально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором...
    В главной части выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фак­тами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облег­чает слушателям восприятие и усвоение материала.
    Переход от одной части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: “Следовательно”, “Итак”, “Значит”, “В дополнение скажу”, “С одной стороны — с другой стороны”, “Перейдем к следующему разделу”.... Эти “переход­ные” слова как бы подытоживают сказанное и направляют вни­мание на продолжение речи. Конец раздела (части) можно отде­лить и просто паузой, и сменой топа, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.
    Многое в выступлении оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), науч­ный, художественный, публицистический.
    (выделить название голосом) Информационный стиль — это, главным образом, передача того или иного содержания, информации. И речь при этом от­личается “логической интонацией” — без яркой эмоциональной или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению или радио.
    (выделить название голосом) Научный стиль ставит цель: не только информировать, по и направлять сознание и волю слушателей на запоминание важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют глаголы: “заинтересовать”, “доказать”, “убедить”, “вызвать желание изу­чать, углублять знания”...
(выделить название голосом) Художественный стиль — это триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая эмоционально-чувственную природу человека.
(выделить название голосом) Публицистический стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение...
    Специфика стилей в том, что в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение (выделить интонацией) волевых и эмоциональных компонентов. Часто во время выступления стили как бы чере­дуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются эле­менты художественного стиля (образная иллюстрация). В худо­жественный стиль — публицистический (волевой призыв, рито­рические вопросы, ведущие к размышлению, и т. д.). Все зависит от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуаль­ности оратора.

5. Произнесение речи. До выхода к слушателям проведите неболь­шую репетицию.

    Выступите перед родными, знакомыми, друзья­ми, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят слушатели. Пообщайтесь с ними! Сделайте так несколько раз. Репетиционный период покажет: насколько (выделить) хорошо вы вла­деете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов или цитат; хороши ли зачин и финал, как вы владеете культурой и выразительностью речи. Не пытайтесь говорить “по памяти”, мыслите, заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Помните: (выделяя каждое слово с небольшими паузами) заученный текст написанного выступления парализует мыслительный процесс оратора, и его речь будет мертва. Поэтому обязательно “с пером в руке” надо готовиться к выступлению, но также обязательно следует отбросить домашнюю заготовку и вести живой разговор с аудиторией.

    “Перо — лучший и превосходнейший (возвышенно) творец и наставник красноречия... Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от пись­менных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли”, — писал Цицерон.