Вернуться в электронную библиотеку
Перед руководством любой коммерческой компании с распределенной структурой часто стоят задачи планирования «сверху вниз»
по организационной иерархии материально-финансовых потоков на год или несколько лет вперед.
Установленный годовой план распределяется по организационной иерархии в соответствии с предполагаемыми возможностями по реализации
для каждого структурного подразделения, что технически реализуется через установку весовых коэффициентов. По прошествии каждого
отчетного периода (к примеру, месяца) в систему загружаются фактически достигнутые значения показателей, которые автоматически
консолидируются и показывают фактическое достижение плановых показателей на каждом уровне организационной структуры.
По результатам выполнения установленных планов, полученные данные могут быть использованы в системе мотивации руководителей
и менеджеров путем применения такого способа планирования, когда начало планового периода приходится на один из дней текущего периода.
Рассмотрим следующий пример:
Международная группа компаний является дистрибьютором продукции. К концу года производится планирование продаж на следующий год.
Необходимо спланировать «сверху вниз» объем продаж по всем структурным подразделениям. На уровне группы компаний устанавливается
общий объем продаж, который распределяется по организационной иерархии в соответствии с установленными весовыми коэффициентами для
каждого организационного уровня.
Организационная иерархия
На рисунке 1 приведен пример организационной иерархии.
- Группа компаний
- Регионы
- Страны
- Города (Офисы)
- Менеджеры
- Клиенты (Внешние компании)
Рис.1
Ключевые задачи
- Получение исторических данных из учетных систем для определения весовых коэффициентов распределения объемов продаж по всем уровням
организационной структуры.
- Определение весовых коэффициентов распределения (рис. 2) для расчета объемов продаж по каждому региону, стране, офису, менеджеру
и клиенту. При определении весовых коэффициентов учитываются возможности по реализации каждого структурного подразделения и
исторические данные о продажах.
Рис.2
- Весовые коэффициенты измеряются в процентах и на каждом уровне распределения должны в сумме равняться 100%. На рисунке 3
приведен пример, в котором сумма весовых коэффициентов распределения по регионам равна 100% и суммы весовых коэффициентов
распределения по городам каждого региона также равна 100%.
Рис.3
- Автоматическое формирование плановых объемов продаж по регионам, странам, офисам, менеджерам и клиентам (рис. 4). Плановые
объемы продаж формируются исходя из уже установленных весовых коэффициентов распределения.
Рис.4
- Получение фактических данных о продажах (рис. 5). Данные загружаются в систему по каждому клиенту и автоматически консолидируются
на уровнях менеджеров, офисов, стран и регионов.
Рис.5
- Анализ достижения плановых значений показателей (рис. 6 и 7). Процент выполнения рассчитывается как отношение плана к факту.
Рис.6
Рис.7
- Определение критических точек по выполнению плана продаж (рис. 8). Корректировка планов в случае необходимости.
Рис.8
- Расчет квартальных и годовых бонусов для руководителей и менеджеров на основании достижения поставленных плановых значений.
Плюсы автоматизации системы планирования материально-финансовых потоков
- Данная система позволит автоматически сформировать план продаж, производства и т.д. по всем структурным подразделениям.
- По прошествии отчетного периода, автоматически получить данные о фактических результатах и рассчитать процент выполнения плана.
- На основе накопленных исторических данных автоматически рассчитать весовые коэффициенты для каждого структурного подразделения.